Технологии 9 декабря 2015

Имаджинариум от Microsoft: этап Imagine Cup в Казани

Далее

По статистике последних двух лет, около 80% молодых специалистов хочет открыть своё дело. А ИТ-стартапы - на вершине этого тренда. Стать на шаг ближе к технологическим предпринимателям студентам помогают хакатоны, один из которых, Imagine Cup от Microsoft, прошёл 20-21 ноября в Казани.

Хакатон это сутки, которые есть у команд-участников, чтобы изучить новые технологии или использовать давно знакомые, и создать с их помощью инновационный проект, который сможет побороться за звание лучшего. В случае Imagine Cup — лучшего во всём мире. У участников на всё есть 24 часа, ноутбуки, собственные умные лохматые головы, нескончаемые просторы интернета, помощь организаторов и бесконечные запасы кофе.

Imagine Cup проводится с 2003 года. Казанский хакатон — один из многих региональных этапов, победитель которого, как и те, кто выиграл, к примеру, Московский, Ульяновский или Пермский конкурсы, имеет шанс однажды сказать: «Я выиграл мировой этап Imagine Cup и получил $50 000 на развитие своей крутой идеи!»

За 12 лет, со времени запуска первого Imagine Cup, многое изменилось: например, появились магазины приложений Play Market и AppStore. Теперь на конкурс зачастую приходят не только с красивым прототипом или крутой идеей, а со словами «у меня есть приложение, его уже использует 5 тысяч человек».

hightech.fm / Леся Полякова

Для Дмитрия Сошникова, организатора хакатона, технического евангелиста Microsoft, основная цель конкурса — помочь студентам применить знания на практике, научиться работать в команде, не испугаться выступления со сцены и попробовать продать свою идею. За сутки сложно сильно научить чему-то, но задать вектор движения — вполне реально.

ИТшники — люди с незаурядными способностями не только к кодингу ночь напролёт, но и с неповторимым чувством юмора. Ещё в начале становится понятно, что ждать скучных проектов в ближайшие сутки не стоит:

  • Зачем вы пришли на хакатон?

  • Дома заставляют спать, а тут не надо.

  • Поесть.

И действительно. Феноменом популярности стали игры на движке Unity. Некоторые команды освоили его за одну ночь — простой интерфейс, возможность разработки на самых популярных языках программирования C#, JavaScript и Boo, диалекте Python, разнообразие платформ, на которых можно запустить готовое приложение — всё это делает Unity универсальным и таким популярным инструментом среди геймдизайнеров. Просто и со вкусом — почему бы и нет?

Конечно, случились и благородные попытки решить какие-то проблемы общественности. К примеру, разработка одной из команд должна была спасти офисных работников от жажды, если у них вдруг закончится в кулерах вода. А точнее — умное устройство, по задумке авторов, должно автоматически отправлять заказ на доставку новых бутылей воды, как только количество воды в офисе достигнет критической точки. Увы, разработка таких устройств и установка их на каждый кулер показалась жюри потенциально неоправданно дорогой.

hightech.fm / Леся Полякова

Презентация проекта студентов университета Иннополис приковала внимание к ораторам на всё время выступления. С большим вдохновением ребята рассказали, что бизнес требует автоматизации, бизнес нужно нести в массы и вообще свой собственный бизнес — это гораздо проще, чем кажется. От этих слов в зале прибавилось мотивации и заинтересованности. Но время вышло, а особенностей проекта слушатели и жюри так до конца и не поняли. Видимо, автоматизация бизнеса всё-таки сложная штука.

И были игры — великое множество. Лабиринт из мяса, в котором шар, похожий на гигантского Pacman’а, бродит по коридорам и ест своих друзей из ВКонтакте. Это игра, кстати, получила приз как самый харизматичный проект этого хакатона.

Ещё свет увидели симпатичная вариация тетриса, злой Бог, обучающая алгоритмическая игра о маленьком роботе — примерно 90% участников выбрали для себя стезю геймдизайна.

Но кульминацией стала презентация игры Trust (…or not…). В ней было прекрасно всё: и графика, и реализация, и фичи (которые не баги), и идея. Как видят мир дети? Всё незнакомое кажется им удивительным, любопытным и таинственным, но вот они пугаются своей храбрости — и милый розовый персонаж становится жутким монстром, а окружающая действительность окрашивается в мрачные цвета.

Игра о раздваивающемся мире маленькой девочки, ожидаемо, выиграла хакатон Imagine Cup. Но у всех остался вопрос — почему же сегодня мы увидели столько игр?

По мнению организатора мероприятия, Дмитрия Сошникова, «Дети любят играть. А потому логично, что студентам интересно создавать игры. Они могут делать их сами, что ребят очень воодушевляет, и это прекрасно. Кроме того, возможно, участников вдохновляют успехи прошлых лет, потому что предыдущие два года Imagine Cup от России выигрывали как раз игровые проекты. Неигровые же, связанные с автоматизацией бизнес-процессов, менее успешны потому, что часто специфичны для России или у них есть международные аналоги. И что интересно, в России мало где учат писать игры. В некоторых странах, к примеру, в Англии, есть школы, которые под это заточены. И тем не менее, на международных конкурсах нам удаётся и их обыгрывать.»

hightech.fm / Леся Полякова

Действительно, на мировом этапе Imagine Cup 2015 года победила российская игра. Мальчик и две девочки из Санкт-Петербурга познакомились на хакатоне. Он — аспирант, программист. Они — дизайнеры. Когда все собрались вместе, их посетила идея сделать игру с интересной механикой и оригинальным артом. И благодаря тому, что девочки хорошо рисовали, а мальчик — программировал, им удалось сделать лучшую в мире студенческую игру.

Когда человек усиленно думает, его мозг выделяет 250 Ватт. Организаторам давно любопытно начать замерять температуру воздуха на хакатонах — за сутки здесь накаляется всё, начиная от «железа» ноутбуков, заканчивая мозгами участников. Но и жюри, в которое входили в том числе и сам Дмитрий, и его дочка — школьница Виктория — не потратили ночь зря. Используя камеру Kinect, они закодили приложение, которое распознаёт пол и возраст того, кто перед этой камерой стоит. Правда, пару раз программа весело ошиблась — так, одной из участниц она дала 4 года, а это как минимум в два раза меньше, чем самой младшей участнице этого вечера — Виктории Сошниковой.

По-видимому, сделанные красиво и с юмором игровые проекты действительно упорно подтверждают тенденцию выигрывать хакатоны. И если в команде собираются сильные программисты и дизайнеры, от них можно ждать самые необычные и красочные идеи. Остаётся мировой этап Imagine Cup 2016, который или подтвердит, или развеет наши ожидания.