Мнения 11 февраля 2016

Виртуальная реальность изменит журналистику

Далее

Может ли виртуальная реальность стать новой платформой для журналистики, какие противоречия и сложности возникнут и почему зрители перестанут считаться зрителями - об этом рассуждает колумнист журнала Forbes Стивен Розенбаум.

На первый взгляд кажется, что журналистика и виртуальная реальность не могут существовать вместе. Журналистика пишет о реальных явлениях и сообщает «правду», тогда как виртуальная реальность создает новые миры, или, в случае с 360-градусными видео, представляет панорамную видеотрансляцию. Термин виртуальная реальность описывает одновременно и реальное, и виртуальное, что, конечно, создает противоречия.

Нонни де ла Пенья считается «крестной матерью виртуальной реальности». Ее сайт Immersive Journalism («Журналистика с погружением») исследует новый подход к сторителлингу. Де ла Пенья считает, что общество нужно информировать, но погрузить человека в новую среду — это большая ответственность.

Профессор журналистики из Колумбийского университета Том Кент рассуждает так: «Журналистика в виртуальной реальности будет существовать, и станет еще более реалистичной и убедительной, так как технологии будут совершенствоваться. Уже сегодня гарнитура виртуальной реальности и яркий саундтрек могут погрузить человека в панорамное пространство разбомбленного городка в Сирии или на темную улочку в Сэнфорде, штат Флорида, где Джордж Циммерман убил подростка Трейвона Мартина».

Виртуальная журналистика меняет и сам подход к делу, и аудиторию. Для нее, кстати, сложно подобрать название. Это уже не читатели, не зрители, да и не аудитория, а скорее участники.

По мнению Кента, важнейшую роль играет цельность картины. Как журналист должен показывать разные точки зрения на события, если разные свидетели и разные кадры рисуют совершенно противоположную картину событий? Ситуацию также усложняют вопросы приватности и наличие страшных натуралистичных сцен.

Журналистика должна рассказывать правду. А виртуальная реальность лишь предоставляет платформу, а, соответственно, и двойственность в демонстрации нескольких точек зрения на правду, которые зачастую противоречат друг другу.

Издание New York Times стало одним из пионеров в освоении виртуальной реальности. Оно делало 360-градусные видео с мест событий и совместно с Google готовило ролики в виртуальной реальности, которые нужно было смотреть в маске Google Cardboard.

На этой неделе Times выпустила виртуальный проект, посвященный президентским выборам, который показывает зрителям процесс проведения предвыборных кампаний изнутри.

Виртуальная журналистика с погружением точно продолжит существовать. Вот только с развитием технологий она станет не только более реалистичной и впечатляющей, но и более сложной с точки зрения этики.