Это реакция мозга на «неправильные» картинки, одновременно приходящие на оба глаза. Мозг должен совместить их для получения стереоэффекта, но сделать это у него получается не всегда. К таким выводам пришли ученые из МГУ и разработали программное обеспечение, которое может выявить технические ошибки, мешающие получать удовольствие от просмотра фильмов в 3D.
Группе ученых во главе со старшим научным сотрудником лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета ВМК МГУ Дмитрием Ватолиным понадобилось более восьми лет, чтобы понять, откуда берется головная боль при просмотре 3D-фильмов. Взяться за исследование этой проблемы Ватолина подтолкнули результаты опроса, который в 2011 году провел французский портал.
27% респондентов испытывают «определенный дискомфорт», 22% жалуются на ухудшение самочувствия, 7% испытывают сильную головную боль, остальные 11% тоже отмечают симптомы ухудшения самочувствия, но уже по другим причинам. Сам ученый полагает, что практически все смотревшие 3D-фильмы как минимум однажды сталкивались с дискомфортом, причем многие не ходят на 3D-сеансы именно из-за испытанной когда-то ощутимой головной боли.
«Эта головная боль представляет собой реакцию мозга на „неправильные“ картинки, одновременно приходящие на оба глаза. Мозг должен совместить их для получения стереоэффекта, но сделать это, к сожалению, у него получается не всегда. Мозг в большинстве случаев привыкает к этим неправильностям, не замечая их, но, как показывает статистика, это пока случается не всегда», — говорится в пресс-релизе МГУ.
Первая категория — результат стремления владельцев уменьшить затраты, что неизбежно приводит к снижению качества фильмов. Плохие очки, дешевые проекторы и другое оборудование ненадлежащего качества резко снижают качество самого фильма.
Среди причин второй категории самый болезненный для зрителя (но, к счастью, один из самых редких) «прокол» — перепутывание правого и левого видеосигналов, которое иногда происходит при монтаже даже качественно сделанных фильмов.
С помощью специально созданного программного продукта («метрики») исследователи отсканировали почти всю видеопродукцию, выпускаемую на Blu-Ray дисках. Было проанализировано 105 дисков — в 23 фильмах обнаружено 65 проблемных сцен.
«Так, подобные, правда, не слишком значительные, казусы с перепутыванием ракурсов были обнаружены даже в таких высокорейтинговых фильмах, как „Аватар“, „Хроники Нарнии“, „Сталинград“ и прочих», — рассказал Ватолин.
Большинство же ошибок было обнаружено в фильмах ужасов, что объясняется малыми бюджетами таких фильмов.
Вероятность купить Blu-Ray диск хотя бы с одной сценой с проблемой перепутанных ракурсов составляет 21%. Для чувствительных людей это уже заметно, делают вывод ученые.
На существенное уменьшение проблем может уйти еще 2 — 3 года, прогнозируют исследователи и советуют смотреть высокобюджетные фильмы в залах с дорогим оборудованием.