Сообщить об ошибке на сайте
URL
Ошибка
Кейсы

В эксклюзивном интервью «Хайтеку» старший научный сотрудник лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета ВМК МГУ Дмитрий Ватолин рассказывает, в чем заключаются основные причины головной боли во время просмотра 3D-фильмов. По его словам, это дешевое оборудование кинозалов, некачественный контент и нежелание продюсеров тратиться на доработку качества видео. Для решения сложившейся проблемы команда Ватолина разработала комплекс программ, распознающий технологические ошибки, допущенные во время монтажа 3D-фильмов. Как ранее сообщал «Хайтек», они были обнаружены даже в таких высокорейтинговых фильмах, как «Аватар», «Хроники Нарнии», «Сталинград».

Почему болит голова?

Говорить о том, что мы нашли какую-то одну причину возникновения головной боли при просмотре 3D-фильмов неверно. К большому сожалению, головная боль возникает из-за нескольких проблем, которые нужно решать. Есть проблемы, к которым чувствительны абсолютно все люди, есть те, к которым чувствительны определенные категории. Если мы хотим снижать процент людей, которые испытывают дискомфорт при просмотре 3D-фильмов, нужно решать все эти проблемы.

Дешевое оборудование кинозалов

При этом начинать, по-хорошему, следует с оборудования кинотеатров. Существует оборудование, при использовании которого практически у 100% людей после часа просмотра наступает заметная усталость, например, из-за активных очков, которые до сих пор встречаются. Люди просто не знают, насколько эта технология устарела. Реальная ситуация такова, что не только обычные граждане покупают телевизоры с активными очками, но иногда и кинотеатры, в том числе бывшее в употреблении оборудование из других стран.

Максимально качественное 3D-изображение дают два ярких проектора, широкие очки с круговой поляризацией и полукруглый экран с посеребренным покрытием (даже последнее, как ни странно, влияет на снижение дискомфорта от 3D). Все это стоит денег.

К слову, залов IMAX в России очень мало — менее 1% от всех кинозалов с поддержкой 3D.

Остальные технологии заметно дешевле в том плане, что для них, например, не требуется переделки аппаратной комнаты зала под два проектора (почти всегда используется один), не требуется специальный экран и так далее. Это удешевляет переоборудование зала, но увеличивает процент зрителей, испытывающих дискомфорт при просмотре. При том, что даже банальная яркость экрана в разных залах может отличаться в 10 раз, что уже хорошо заметно на глаз даже без специального оборудования, большинство зрителей голосует за те залы, где билеты хотя бы на 20 рублей, но дешевле. Это в принципе убивает для владельцев залов идею установки более дорогого и качественного оборудования.

Некачественный контент

Второй источник проблем кроется в самом контенте. Нагляднее всего проблема некачественных 3D-фильмов проявляется на международном 3D-стерео кинофестивале в Москве. Организаторы фестиваля, безусловно, молодцы и подвижники. Они принимают даже те фильмы, которые снимают школьники, но в итоге при просмотре конкурсной программы голова болит у 100% зрителей. Так называемые «вырви-глаз-сцены» в любительских фильмах встречаются регулярно. И очень хорошо видна колоссальная разница между весьма комфортными при просмотре профессионально снятыми фильмами и тем, что иногда снимают любители.

Например, одна из технических ошибок — перепутанные ракурсы — приводит к тому, что дальнюю часть сцены зритель видит как ближнюю, а ближнюю — как дальнюю, то есть изображение получается вывернутым наизнанку. К счастью или к сожалению, человеческий мозг настолько мощный и адаптируемый, что способен воспринимать даже такую «неправильную» картинку, возвращая вечером головную боль. При просмотре проблемных сцен 3D-фильмов мозг пытается адаптироваться — в лучшем случае вы чувствуете дискомфорт, тогда как на базовом уровне восприятия в этот момент обработка картинки происходит на пределе. В результате копится усталость и минут через двадцать проявляется головная боль.

Еще одна ошибка связана со сдвигом кадров во времени для правого и левого глаз, когда, например, правый ракурс бежит на полкадра или кадр быстрее левого. Если на видео показывают вертикальное движение руки вверх, а кадры идут несинхронно, то в одно и то же время правый глаз будет видеть эту руку выше, а левый — ниже. Это крайне дискомфортно. Эту проблему часто можно исправить (даже в случае сдвига на полкадра), но для этого требуется хорошее владение профессиональными инструментами обработки видео.

hightech.fm

Комлекс, выявляющий «неправильные» картинки

Это комплекс исследовательских программ под названием VQMT3D, который выявляет технологические ошибки в 3D-фильмах на Blu-ray-дисках. Каждая программа (метрика) ориентирована на выявление конкретной проблемы, вызывающей головную боль или дискомфорт. В некоторых случаях метрика может напрямую рапортовать об ошибке, после чего ее проверяет человек. Поскольку еще совсем недавно все ошибки выявлялись только вручную, а большинство сцен фильмов все же высокого качества, то данный подход позволяет кардинально упростить, ускорить и повысить качество контроля.

Все это стало возможным благодаря развитию алгоритмов компьютерного зрения, которое произошло буквально за последние 5 — 10 лет. Впрочем, даже сегодня для такой работы нужны серьезные вычислительные мощности. У нас был создан небольшой вычислительный кластер из 17 машин, который обработал 105 фильмов (каждый весом в 40 гигабайт) за 9 месяцев. Заметим, на компьютерах, скажем, пятилетней давности потребовалось бы в разы больше времени для того же самого анализа. При этом для любой киностудии требуемые вычислительные мощности являются весьма скромными. Также, скажем, пять лет назад в принципе невозможно было достать 100 фильмов в качестве, достаточном для глубокого анализа. Сегодня благодаря принятию стандарта Blu-ray 3D и достаточно массовому выпуску фильмов в нем появилась уникальная возможность анализировать фильмы размером 40 гигабайт, то есть без сильного сжатия, в высоком качестве, где «видно все». Это многое меняет, в том числе, например, появилась возможность гораздо более адекватно измерять разницу по резкости между ракурсами. В итоге сегодня появилась возможность узнать, что же мы видим в кинотеатрах.

Главным достижением проекта является скорость выявления технологических ошибок, которые были допущены во время монтажа фильма, а также количество типов этих ошибок. Суммарно мы ускорили процесс примерно в сто раз.

Впервые стало возможным прогнать через комплекс большое количество фильмов.

Естественно, у нас есть коллеги в других странах, которые также занимаются анализом стерео, но другие проекты ориентированы как правило на одну-две проблемы, из-за которых возникает головная боль. При этом финансирование исследовательских работ в этом направлении после бума 2010 года сейчас кардинально сокращено. Поэтому, как мне жалуются коллеги, многие исследования в этом направлении сейчас закрыты.

Дальнейшая работа над комплексом

В данный момент у нас построен прототип и нужно проделать еще очень много работы прежде, чем комплекс можно будет назвать готовым продуктом. Сейчас мы занимаемся его усовершенствованием: увеличиваем скорость обработки, число параметров, которые будут проверяться. На данный момент есть около 10 параметров. В исследовательском смысле большой вопрос заключается в том, как сильно (в процентном соотношении) каждый из них влияет на самочувствие человека при просмотре 3D-фильма.

Сейчас у профессиональных стереограферов есть проблема — они не могут выбить деньги на исправление ошибок у продюсеров, которые, просмотрев пару исправленных сцен и сравнив их со сценами до исправления, не видят разницы. Это объясняется как тем, что разные люди чувствительны к разным ошибкам, так и длительностью просмотра некачественного видео. Тот уровень проблем, от которого не будет болеть голова даже после 5 минут просмотра, может с большой вероятностью вызывать проблемы после 1,5 — 2 часов. При этом убедить продюсера вкладывать деньги в исправление на практике зачастую сложно. Именно поэтому наш проект поддерживается в первую очередь стереограферами.

Периодически мы выпускаем отчеты о проделанной работе на английском языке, их изучают и комментируют, в том числе анонимно, зарубежные профессиональные стереограферы. Всего пока выпущено 8 отчетов по 300 — 400 страниц каждый. На данный момент в проекте публично приняло участие 28 человек и около 100 профессионалов писали нам анонимно, то есть мы достаточно плотно работаем с индустрией. В комментариях стереограферы часто благодарят нас за проделанную работу.

Для тех, кому интересно глубже вникнуть в тему, на русском языке выпущен подробный цикл статей «Почему от 3D болит голова?». Там все весьма подробно и популярно изложено.

Сейчас мы занимаемся ускорением процесса обработки, повышением точности определения ошибок, новыми ошибками. Так, согласно результатам проведенных нами тестов, сегодня комплекс пропускает (не видит) около 5% сцен с перепутанными ракурсами (условно, в 65 случаях ошибки были обнаружены, в 3-х — пропущены). Этого в целом достаточно, чтобы серьезно почистить фильмы, но и есть над чем работать. Также сейчас довольно бурно развиваются алгоритмы компьютерного зрения, в том числе позволяющие заметно поднять скорость работы. Частично это уже сделано, но много работы еще предстоит.

Стереограферы очень сильно поддерживают нашу разработку, но они не те люди, которые распоряжаются деньгами. Политика киностудий достаточно цинична для индустрии. Есть фундаментальная проблема: те, кто отвечает за качество, не распоряжаются средствами. И все же основания для оптимизма есть. В частности, в последнее время стало все больше низкобюжетных фильмов, сделанных с качеством, которое раньше могли себе позволить только блокбастеры. Совершенствуются технологии, становится все больше грамотных людей. Соответственно, постепенно растет качество фильмов, которые мы видим в кинотеатрах. Количество залов с поддержкой 3D также растет. Статистики за 2015 пока нет, но даже в России в 2014 году количество залов с поддержкой 3D выросло на 23%. Их количество больше, чем когда-либо в истории кинематографа. В том числе растет число качественных залов. Остается только продолжать поднимать качество фильмов.

Всем поменьше головной боли!

Загрузка...
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram

«Хайтек» - новости онлайн по мере их появления

«Хайтек» Daily - подборки новостей 3 раза в день

Беспилотники против велосипедистов: как безопасные автомобили сделают жизнь людей хуже
Идеи
SONM: как люди будут зарабатывать на собственных компьютерах с помощью блокчейна
Кейсы
Егор Матешук, ostrovok.ru: проблемы big data можно решить, закидывая пачки денег в топку
Мнения
Художник-граффитист Миша Most: технология — это кисть, которая создает будущее
Мнения
Лунная гонка: как мировые державы собираются присвоить себе спутник Земли
Идеи
Тренды
Итоги Нобелевской недели. За что дали Нобелевскую премию в 2018 году?
Руслан Шагалеев, Иннополис: война между корпорациями и городами ведется за человеческий капитал
Идеи
Кристина Хаверкамп, DENA: цена на электроэнергию должна сильнее коррелировать c погодой: много солнца и ветра — дешево, мало — дорого
Тренды
Тренды
7 лучших книг о технологиях и науке на русском языке, вышедших в 2018 году
Микрореволюция: фермеры с помощью микробов спасут мир от голода
Идеи
Александр Тормасов, Университет Иннополис: мозги людей могут быть совершенно не готовы к восприятию новых идей
Мнения
Одежда, которая поможет миру: костюм-помощник, майка-тренер и носок-няня
Тренды
В ожидании первого удара: как США готовятся к атаке со стороны России и Китая
Тренды
Страшнее метана: какие еще промышленные выбросы разрушают озоновый слой
Тренды
Интеллект большого города: как данные и умные алгоритмы улучшают качество жизни в мегаполисах
Тренды
На защите европейцев: как GDPR стал дырой в бюджете российских ИТ-компаний
Мнения
Игорь Балк, Global Innovation Labs: в XXI веке приватности нет и не будет
Тренды
Расист, оружие и предвзятый судья — каким станет искусственный интеллект в будущем
Тренды
Кейсы
Deneum: как заниматься холодным ядерным синтезом и бороться с сомнениями ученых
На совести информаторов: как громкие скандалы вокруг АНБ, Facebook и Tesla изменили мир
Тренды
NativeOS: нативная реклама в видео без репутационных потерь и терроризма от режиссера короткометражек
Кейсы
Тихий убийца: как микропластик вызывает болезни и останавливает репродукцию живых организмов
Тренды
Гонка для JavaScript-разработчиков: как постоянные обновления мешают работе
Тренды
Big data на страже здоровья: как и зачем медицинские организации собирают и хранят данные
Тренды
Николь Миллс, Booking.com — об инновациях, agile-подходе и индустрии впечатлений
Кейсы
Слишком опасный нанопластик: как одноразовые пакеты превращаются в частицы-убийцы
Тренды
Идеи
Человек и квантовая теория: существует ли то, что мы не наблюдаем
Здесь может быть ваша реклама: НАСА планирует заработать на космосе миллионы
Тренды
Опасный криптотрейдинг: как киберпреступники угрожают виртуальным сбережениям и биржам
Тренды
Тренды
Как через 20 лет будет выглядеть армия будущего
5 финансовых инструментов, которые помогут инвесторам даже после падения криптовалюты
Тренды
Александр Лямин, Qrator Labs: наша задача — выработать у людей цифровую гигиену, чтобы они «не ели с помойки»
Кейсы
Эдуард Фош Вильяронга: люди видят в роботе только внешность, забывая, что он следит за ними
Тренды
Доктор Куэй Во-Райнард, HIT Foundation: если страна требует суверенитета данных, мы построим для нее отдельный блокчейн
Кейсы
«Хакинтош»: как собрать свой собственный Mac лучше, чем у Apple
Идеи
Роботы против мигрантов: какой вклад в ксенофобию и расизм делают технологии ИИ
Тренды
Война скриптов — искусственный интеллект против навязчивой рекламы
Тренды
Как заново изобрести супермаркет: осознанность потребления, этика производства и роботы
Тренды
Каждый человек станет сам себе банком: цифровой мир отказывается от посредников между бизнесом и клиентом
Тренды
Архитектор вычислительной инфраструктуры «Платона» Александр Варламов — о будущем ИТ-индустрии в России, стартапах и разработке
Кейсы
Дмитрий Богданов, капитан сборной России по CS:GO — о стиле жизни киберспортсмена, тренировках и блокировках РКН
Тренды
Идеи
Космос — наш дом: что осталось решить ученым, чтобы поселить человека за пределами Земли
Прайсинг, трекинг, скоринг, биллинг и другие технологии, которые двигают российский бизнес
Тренды
Кейсы
«Педиатр 24/7»: как телемед-стартап подарил родителям спокойствие, а врачам — работу
Вас снова обманули: как человечество учит компьютеры определять фейки в интернете
Тренды
БиСи Бирман, Heavy Projects: ИИ должен иметь несовершенства — это элемент случая
Мнения
Артем Геллер, lab.ag: делая сервис для государства, ты помогаешь своей бабушке
Мнения
Акселераторы и инкубаторы: что выбрать стартапу на раннем этапе развития
Мнения
Вопрос доверия: как и почему изменилось отношение к телемедицине в России
Тренды