Кейсы 17 июня 2016

«Мы делаем настоящий хайтек, который чудовищно сложно скопировать»

Далее

Навигатор Navion — это перспективная разработка российско-швейцарской компании WayRay. Недавно она показала, как работает навигационная система дополненной реальности. Фишка проекта — возможность из любой прозрачной поверхности сделать трехмерный дисплей. Аналогов разработки, на основе которой можно создать целую экосистему для приложений дополненной реальности, не существует, заявляет основатель проекта Виталий Пономарев.

В интервью «Хайтеку» Пономарев рассказал об уникальности проекта, почему аналоги вряд ли появятся в ближайшее время, а также объяснил, с какими сложностями сталкиваются hardware-стартапы в России.

Голография — это не то, что показывает Microsoft

Как и когда пришла идея разработки голографической технологии и навигатора в частности?

Давайте начнем с того, что голография — это на самом деле совсем не то, что люди привыкли называть голографией благодаря неверному использованию этого термина в медиа. Например, Microsoft HoloLens и многие другие компании, которые делают AR-шлемы (AR — augmented reality, дополненная реальность — прим. авт.), называют виртуальные объекты голограммами — это абсолютно неверно. Мы же используем в нашей оптике голографические оптические элементы, то есть настоящие дифракционные элементы. То, что делаем мы — это и есть голография.

Объясните простым языком, в чем разница между тем, что люди называют голографией и тем, что вы имеете ввиду?

С помощью голографии можно записать виртуальный объект на какую-то поверхность — это так называемая голограмма Денисюка. Мы используем похожий принцип, только записываем не реальный объект, а виртуальный оптический элемент, например, большую вогнутую линзу. Благодаря этому элементу создается ощущение, что проецируемые объекты находятся вдалеке и кажутся большими, при этом картинку можно наблюдать с разных ракурсов — это и есть настоящая голография. Также мы можем изменять расстояние до виртуального изображения.

Есть ли аналоги вашей разработки?

Нет, сейчас не существует аналогов прозрачных голографических дисплеев, которые мы делаем. Дилетанты, особенно комментаторы в интернете, пишут, что аналоги есть, особенно любят говорить про BMW. Но они не понимают существенной разницы — одно дело получить маленькое изображение, находящееся вблизи, другое — дополненную реальность с широким углом обзора. Чтобы обеспечить широкий угол обзора традиционной оптикой нужны огромные оптические элементы, их невозможно установить в машину — это стоило бы очень больших денег.

Мы не пытаемся что-то повторить, а идем впереди. Автоконцерны следят за нами, мы работаем с десятком из них. Важно понимать, что они сами ничего не изобретают, а пользуются разработками таких компаний, как Bosch, Continental, Delphi и так далее. Мы хотим стать одним из таких поставщиков, работать на рынке after market устройств, которые можно поставить в машину, использовать как гаджет. Также предлагаем автопроизводителям встроенные решения на базе нашей технологии — они намного лучше с точки зрения качества изображения.

Как пришла идея разработки навигатора?

Изначально возникла красивая идея сделать дополненную реальность для всего, то есть создать экосистему для приложений дополненной реальности — некий трехмерный веб, в котором любой разработчик мог бы создать 3D-сцену или 3D-сайт, привязанный к какому-то месту географически, и его можно было бы посмотреть через любой гаджет. Это было примерно пять лет назад, тогда еще не было необходимых технологий. Даже сейчас массовые рынки дополненной реальности еще только создаются.

Что касается навигатора, то о его создании я задумался после того, как однажды попал в аварию. Столкновение произошло, когда я отвлекся на навигатор. Тогда мне стало очевидно, что лобовое стекло автомобиля может использоваться в качестве дисплея, чтобы не отвлекать водителя от дороги. Прозрачный дисплей можно использовать как для навигации, так и для второстепенной информации, которую люди поглощают через телефон.

В ближайшие 20 лет стекла в автомобилях останутся

Почему выбор пал именно на навигатор, а не на какие-то другие решения?

Во-первых, в ближайшие двадцать лет люди точно будут ездить на автомобилях со стеклами. В капсуле никто ездить не захочет, люди должны видеть, где они находятся — это обеспечит элементарное ощущение безопасности. Во-вторых, автомобильная индустрия очень зарегулирована, эволюция от современных автомобилей до футуристических концептов будет идти медленно.

В случае с навигатором наша технология решает реальную проблему, обеспечивая точность навигации и безопасность. У современных навигаторов в условиях города погрешность составляет порядка 15 метров. Мы же используем компьютерное зрение, камеры, которые смотрят на дорогу, GPS-сигнал, акселерометр, гироскоп, то есть инерциальную навигацию, а также информацию с карт. Все это вкупе дает высокую точность — погрешность составляет меньше полуметра. Это нужно, чтобы очень точно спозиционировать визуальный контент дополненной реальности. Кроме того, вы не промахнетесь поворотом в незнакомом городе.

Навигатор NavionWayRay

Так как мы размещаем изображение на том же фокусном расстоянии, куда водитель смотрит в каждый момент времени в зависимости от скорости автомобиля, ему не приходится перефокусироваться. Фокус — от 2 метров (это расстояние подходит для начала движения, когда человек смотрит прямо перед машиной) до бесконечности. Во время ускорения фокус устремляется в бесконечность.

Кроме навигации Navion на лобовом стекле покажет информацию с вашего смартфона в безопасное время — когда автомобиль остановился.

Где еще можно применить голографию?

Мы позиционируем себя как компанию, которая может из любой прозрачной поверхности сделать трехмерный дисплей. WayRay — единственная компания, которая работает в области неносимых устройств дополненной реальности. Причем мы можем делать трехмерные объекты, «висящие» на разных фокусных расстояниях как за прозрачной поверхностью, так и перед ней. И вам для этого не нужно надевать никакой шлем.

Если говорить о рынках, то это игровая индустрия (новые типы дисплея), реклама, применение дома, в офисе. Сейчас мы не хотим объять необъятное, хотим сфокусироваться на автомобильной индустрии.

Российский рынок не предполагает наличия хайтек-проектов

Какие сложности при разработке технологии в России у вас возникли?

Основная сложность разработки именно «хардовых» проектов в России — финансирование. Российский венчурный рынок привык к определенной модели, которая вообще не предполагает наличия хайтек-проектов. Можете ли вы назвать хотя бы два-три хайтек-проекта, которые действительно занимаются новыми технологиями — не копируют, а создают новую технологию, которая должна стать конкурентоспособной во всем мире, и в которую вложились бы российские инвесторы? Таких «железных» проектов я не знаю. Можно выделить, например, Yota, но известно, что их разработка частично ведется не в России. Кроме того, у них была хорошая финансовая поддержка.

Еще одна причина сложностей, возникающих при поиске финансирования под hardware-проекты, — отсутствие должной экспертизы со стороны венчурных фондов. Для того, чтобы инвестировать, надо разбираться — на рынке должны быть компании, которые смогут эту экспертизу обеспечить. А у нас все заточено под IT — на мобильные и веб- приложения. С «железом» сложнее — нужно на порядки больше инвестиций; цикл разработки от идеи до продукта значительно больше, чем в софте. Зато мы создаем себе мощное конкурентное преимущество, зная, что завтра не появится какой-нибудь копикэт (копия — прим. авт.) в Китае или где-нибудь еще. Мы делаем настоящий хайтек, который чудовищно сложно скопировать — проще лицензировать технологию.

WayRay

В России этого пока не понимают. Здесь есть большой разрыв между предпринимателями, которые мечтают о чем-то, и индустрией, которая ничего не может сделать. Например, мы столкнулись с тем, что в России не было предприятий, которые могли бы в нужные сроки с нужным качеством и за разумные деньги делать для нас прототипы. У нас в Navion — больше тысячи деталей. Из них больше половины — наши разработки, которые нужно прототипировать. В результате сначала мы были вынуждены делать это в Китае, но на это уходило слишком много времени. И мы были вынуждены купить свои станки — сейчас у нас свой мини-завод в Москве, мы сами изготавливаем прототипы, что ускорило разработку в десятки раз.

Также одна из основных трудностей — скепсис общественности. Люди не видят историй успеха — что в России что-то можно сделать. Обычно это копикэты какие-то. Этот негативный информационный фон (я говорю не только про нас — про всех, кто пытается в России сделать что-то «железное») сказывается и на инвестициях, так как венчурные капиталисты могут полагаться только на интуицию и чье-то мнение, потому что у них нет экспертизы.

Что из себя представляла компания до того, как вас пригласили в Швейцарию? Какие инвестиции удалось привлечь?

Мы не получали никаких инвестиций со стороны Швейцарии. Все, что мы получили — это государственная поддержка а-ля в Сколково или Иннополисе — некая экономическая зона, которая помогает инновационным компаниям в начальной стадии, в том числе налоговыми льготами. Все наши инвестиции на сегодняшний день — это российские компании и частные лица.

Значит, вам все-таки удалось найти российских инвесторов. Можете их назвать?

Среди наших инвесторов есть те, кто пока не хочет говорить о вливаниях в нашу компанию. Мы не работаем с именитыми российскими венчурными фондами, иначе все бы знали об этом. В будущем планируем расширять географию и получать средства также от иностранных инвесторов.

Как бы развивался проект, если бы не было приглашения от иностранцев?

Тестирование голографических элементов в лаборатории WayRayWayRay

Разница была бы небольшой, кроме репутационной. Западные партнеры с большим интересом смотрят на швейцарско-российскую компанию, нежели просто на российскую. Хотя, с другой стороны, я должен отметить, что в Штатах, например, вообще никого не смущает наше российское происхождение даже в условиях санкций.

Рынок США в 20 раз больше российского

Почему первую партию навигаторов планируется продавать именно в США?

США — самый крупный рынок в области автомобильного after market. В Америке намного больше людей, готовых пробовать новые фишки. От них мы сможем получить качественный фидбэк, благодаря которому будем совершенствоваться.

Следующие приоритетные для нас рынки — Китай и западная Европа. Именно последовательность США — Китай очень хорошо работает, потому что китайцы копируют спрос американцев. Если что-то успешно в Америке, то средний класс китайцев с радостью будет покупать это. Западная Европа более консервативна, тем не менее, это тоже большой рынок, по объему соизмеримый с американским.

WayRay

Когда планируете зайти в Китай?

В 2017 году. Больших пауз не будет, производственных мощностей достаточно для того, чтобы покрыть большой спрос. В первое время мы ожидаем даже небольшой дефицит — есть своя специфика производства hardware-продуктов под названием оборотный капитал. Многим стартаперам, которые не сталкивались с производством чего-то сложнее, чем ручка, фраза оборотный капитал незнакома. В нашем случае оборотный капитал для запуска массового производства и начала продаж составляет десятки миллионов долларов. Это деньги, которые работают только внутри производства. Соответственно, мы будем разгоняться постепенно. В 2017 году планируется покрытие тех ключевых рынков, которые я озвучил: США, Китай и Западная Европа.

В России навигаторы продавать собираетесь?

В России объем рынка небольшой. Это обусловлено небольшим автопарком, низким уровнем проникновения технологий. Думаю, что мы все-таки сделаем исключение и попытаемся также в 2017 году организовать какой-то минимальный объем продаж в России, если увидим, что здесь есть патриоты, которые действительно хотят потреблять российские гаджеты.

В чем разница между российским и американским рынками?

Российский рынок меньше американского по объему более, чем в 20 раз.

Какая разница по сравнению с Китаем?

Китай сейчас вышел на первое место по потреблению, поэтому тоже — больше, чем в 20 раз.

Предсерийные образцы смарт-трекера для автомобилей Element — второго продукта WayRay, проходящего сертификацию и тестированиеWayRay

Как вы видите развитие проекта в течение ближайших пяти лет?

У нас есть очень мощное конкурентное преимущество — способность строить галографические дисплеи на любой прозрачной поверхности. Соответственно, мы будем себя пробовать в других индустриях. У нас есть план развития R&D на несколько лет, очень много исследовательских задач. И мы надеемся, что сможем все эти годы удерживать лидерство именно в области голографических дисплеев. Мы хотим инвестировать большую часть нашего R&D-потенциала в создание новых технологий.

От кого, по-вашему, скорее можно ожидать создания прорывного стартапа — от программиста или хорошего пиарщика?

Здесь нет какого-то секрета успеха. Очень важно, чтобы человек, который что-либо затевает, не отрывался от реальности и обладал знаниями в разных областях. Что-то новое можно придумать, когда ты разбираешься, хоть и немного, в разных областях, которые раньше до тебя никто не смешивал. Так появляются новые технологии, новые продукты. Конечно, без какой-то отчаянной веры в успех не получится что-то сделать. Я бы сказал точно, что если у человека есть только талант убеждать людей, он не достигнет успеха. И, конечно, как и везде очень важно быть трудолюбивым, работать максимально много, при этом правильно прикладывая свои усилия.

WayRay

Справка

Навигатор с помощью голографической технологии имитирует линию маршрута, лежащую прямо на дороге, и изменяет расстояние до нее в зависимости от скорости автомобиля, обеспечивая при этом широкий угол обзора.

В 2016 году планируется выпустить 10 тысяч гаджетов, которые поступят в продажу в США. Стоимость составит от $300 до $500. В 2017 году планируется запуск продаж в Китае, Западной Европе и, возможно, в России.

Инвестиции в проект составили $10 млн. По данным СМИ, в числе инвесторов стартапа — АФК «Система» и «Цертум-Инвест» Филиппа Полянского. По данным rusbase.com, WayRay планирует привлечь еще два раунда инвестиций: $15 млн — на завершение R&D, $50 млн — для пополнения оборотного капитала при запуске массового производства.

Центр разработки WayRayWayRay

Штаб-квартира WayRay находится в Лозанне (Щвейцария). В России расположен R&D-центр компании, в котором работают 70 разработчиков; также есть офис в США. Компания занимается разработкой интеллектуальных навигационных систем и голографических дисплеев. WayRay имеет опыт в области разработки оптических систем, голографических материалов и оптических систем с дифракционными элементами, а также сложной механики и электроники.