«Виртуальная реальность стала в России работающим бизнесом»

Ассоциация дополненной и виртуальной реальности (AVRA) России обнародовала итоги развития отрасли за 2016 год. Ключевой тренд - рынок VR и AR быстро растет. Объем инвестиций увеличился в 3,5 раза, а количество компаний, ведущих разработки, - в 3 раза. Инвесторы, фонды и эксперты уверены: виртуальная реальность из хайпа превращается в России в работающий бизнес.

«Драйв» рынку задают небольшие студии

За 2016 год количество активно развивающихся VR/AR компаний в России выросло в 3 раза: с 60 до 183. Из них 105 находятся в Москве, 25 — в Санкт-Петербурге, остальные разбросаны по городам всей страны.

«Драйв» современному VR/AR-рынку задают небольшие студии из 3-20 человек. А вот крупные российские компании пока только присматриваются к технологиям и не спешат заявлять о собственных разработках. Среди исключений — Mail.ru, которая в сентябре выпустила прототип своей первой VR-игры, компания Avrorus, которая ведет разработку Социальной платформы в формате виртуальной реальности VR Timvi, и Телеканал Авто24, который реализовал новый медиа-формат — мобильное приложение VR24, в котором можно почувствовать себя непосредственным участником репортажа и тест-драйва автомобиля.

«Через 8 лет в Норвегии перестанут покупать автомобили с ДВС»

Виртуальная и дополненная реальность больше не считаются хайпом, они стали вполне себе работающим бизнесом. Об этом говорит хотя бы то, что VR и AR-проекты уже заказали себе такие компании, как Сбербанк, Сибур, Росатом, Газпром, а также парк ВДНХ, Музей Архитектуры и Пушкинский музей.

Количество инвестиций в отрасль увеличится еще минимум в 2 раза

Инвесторы, венчурные фонды и бизнес-ангелы за 2016 год вложили более 700 млн рублей в AR/VR компании — это в 3,5 раза больше, чем в 2015 году, когда совокупный объем инвестиций составил около 200 млн рублей. Суммы вложений были разные — от $15 тысяч посевных инвестиций до $2,5 млн от Венчурного фонда Sistema VC в образовательный проект MEL Science.

По словам Екатерины Филатовой, руководителя AVRA, за последний год основные инвестиции привлекли проекты, связанные с применением технологии виртуальной реальности. Суммарно большую часть получили те из них, которые были направлены на образовательный сегмент: это игры в VR от Liden.IO, химические опыты с визуализацией в VR от Mel science. Кроме того, среди инвестиций прошлого года стоит выделить направления по созданию VR-квестов и игр, а также по созданию 360-градусного контента.

Ассоциация прогнозирует, что количество инвестиций будет расти, оно увеличится как минимум в 2 раза. «Тут многое зависит от смелых экспериментов и новых подходов, применяемых в интерактивных технологиях», — считает Филатова. «Чем больше будет ярких проектов, которые решают конкретные задачи бизнеса и потребителей, тем больше поддержки получит отрасль».

В 2017 году эксперты ожидают новых проектов мирового уровня

В 2015 году VR и AR был про рекламу и маркетинг — именно такие проекты под заказ реализовывали компании чаще всего. В 2016 году фокус немного сместился — теперь российские разработчики стали больше применять VR и AR к образовательной, развлекательной, архитектурной сферам. Съемка в формате 360 градусов постепенно входит в киноиндустрию, маркетинг, образование, а также «идет в массы». В 2016 году прошел первый фестиваль VR-кино EMC VR Film Festival, и за 3 дня его посетило более 1750 человек. Виртуальная и дополненная реальности в первую очередь ассоциируются с развлечениями и играми — и это направление тоже никуда не делось. Так, количество скачиваний игр с платформы Fibrum превысило 4 млн.

Основатель и руководитель компании Илья Флакс полагает, что 2017 год принесет нам множество смелых и неожиданных решений в индустрии AR/VR: «Связано это с тем, что первый шок после погружения в виртуальную реальность у людей прошел, и теперь им хочется большего: новых эмоций, острых ощущений, полного погружения. Об этом свидетельствуют проекты, появившиеся на рынке в начале года. Например, японцы создали специальные VR-кабинки, в которых можно ощущать другую реальность, чувствовать дождь или палящее солнце. VR начинает ассоциироваться с сумасшедшими впечатлениями, каждый человек может испытать то, что до этого ему казалось невозможным, будь это прыжок со скалы в водопад или полет на Луну. Мы, как представители российской игровой индустрии, и прежде старались давать пользователям необычные эмоции. Теперь мы видим, что это верное направление, и собираемся развиваться в нем дальше».

От 2017 года эксперты ожидают новых проектов мирового уровня — и, в первую очередь, в виртуальной реальности. «По прогнозам специалистов и аналитиков, дополненная реальность существенно опережает виртуальную в прогнозе на 10 и более лет», — говорит Екатерина Филатова. «Однако, в настоящее время именно технология виртуальной реальности доступна для широкого круга пользователей — и в плане устройств, и по ценовой политике. Конечно, не каждый сможет позволить себе приобретение топовых VR-устройств на сумму более 100 тысяч рублей. Но можно ведь приобрести VR-устройства, стоимостью в 500 рублей за кардборд (картонный VR-шлем), или в 5-7 тысяч рублей за более профессиональные и удобные VR-очки, такие как Homido и Samsung. И сразу становится возможным организовать увлекательный квест с виртуальной реальностью уже сегодня вечером».

А вот дополненная реальность в том виде, который ожидается в будущем, пока еще находится на самом начальном своем этапе. Разработчики пробуют использовать очки Microsoft Hololens и тестируют различные варианты ее применения — как в развлекательной, так и в образовательной, промышленной, архитектурной и других сферах.

Топ-10 прорывных технологий

В конце 2016 года редакция «Хайтека» подготовила и свой обзор того, что происходило на фронтах VR и AR в прошедшем году. Виртуальная реальность превратилась из технологии для гиков в масштабное явление, и пока что она кажется сейчас куда популярнее, чем дополненная реальность. VR и AR дают новые возможности для бизнеса, и аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что к индустрия достигнет к 2025 году $1,6 млрд, а агентство Digi-Capital уверено, что уже к 2020 эти цифры составят от $10 до $20 млрд.

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Найден необычный способ бороться с хроническим стрессом
Наука
Посмотрите на самый редкий торнадо, который пронесся над США
Наука
Над Землей пролетел астероид, который вращался быстрее всех остальных
Космос
Ученые показали лицо женщины, которая жила 75 000 лет назад
Наука
Анализ генов показал, как древние водоросли вышли на поверхность планеты
Наука
Древняя технология поможет вырастить растения на Марсе, считают ученые
Космос
Физики из MIT добились рекордной близости между атомами для квантовых исследований
Наука
В Германии на ветряную электростанцию впервые установили деревянные лопасти
Новости
Инженеры разработали искусственную пиявку для безболезненного забора крови у детей
Наука
Solar Orbiter запечатлел «пушистую» корону Солнца в завораживающих деталях
Космос
Китай отправляет миссию на обратную сторону Луны: как смотреть онлайн
Космос
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости
Климатологи объяснили формирование в Антарктиде полыньи размером с Чехию
Наука
Частые кризисы повысили способность человечества выживать
Наука
Физики наблюдали кота Шредингера — превращение атомов из частиц в волну
Наука
Найдена самая глубокая дыра в мире
Наука
«Вышка» заряжает карьеру в IT
Технологии
Ученые создали клей, который работает как паутина Человека-паука (почти)
Наука