Популярность YouTube-блогеров кажется легкой и доступной. Но сами авторы видеоконтента жалуются, что постоянно находятся в эмоциональном истощении, боятся, что от них уйдут подписчики, и вынуждены работать в ежедневном и изнуряющем режиме. «Хайтек» адаптировал и дополнил статью Engadget, чтобы рассказать о жизни ютуберов, их психических расстройствах и попытках видеохостинга решить проблему эмоционального выгорания своих авторов.
«Когда я вернусь, люди будут смотреть мои видео?»
Жак Слейд недавно провел неделю на пляже, вдали от интернета и своих обязанностей создателя YouTube-канала, где скоро будет 1 млн подписчиков. Он хотел это время провести беззаботно и наслаждаясь жизнью, но даже в отпуске не смог ощутить спокойствие. Слейд, создающий видеоролики о кроссовках и технологиях, рассказал, что не мог полноценно наслаждаться отдыхом. Он постоянно думал о том, что ему нечего будет по возвращению опубликовать на YouTube.
У меня нет контента целых четыре или пять дней. К чему это приведет? Что станет с моим мнением? Когда я вернусь, люди все еще будут смотреть мои видео?
На Слейда (также известного в социальных сетях как Kustoo) и других людей, зарабатывающих на жизнь в YouTube, очень сильно давит нестабильность и энергозатратность их работы. Жизнь «ютубера» — захватывающая, как может показаться издалека, на самом деле требует такой же самоотдачи, как и любая, обычная работа, если не больше. Когда кто-то вроде Жака не публикует видео в течение пары дней, это влияет на его размещение в рейтингах YouTube и, следовательно, на его заработок.
Если у человека почасовая или фиксированная оплата труда, он точно знает, что получит, когда придет зарплата. То же самое и у фрилансеров, которые точно знают, сколько они получат за работу. Но для создателей YouTube-контента это совсем не так просто. Их заработок в основном зависит от того, сколько объявлений в своих видеороликах они публикуют, как долго каждый из них идет, и сколько людей фактически их посмотрит.
Нежелательные видео — причина психического расстройства
Ютуберы также должны постоянно следить за меняющимися правилами и алгоритмами Google в отношении рекламы. В последнее время эта политика все чаще вынуждает пользователей демонетизировать или удалять безобидные видео без конкретно указанной причины. Среди создателей каналов поселился страх, что они могут в любой момент остаться без заработка, даже если их видео не носят провокационный характер и не нарушают правила рекламы YouTube. Эти проблемы уже давно обсуждаются. Некоторые из крупнейших ютуберов, например, Филип де Франко с 6,1 млн подписчиков, публиковали видео о том, как случайные и безобидные видео, которые считаются неподходящими для рекламодателей, могут негативно сказаться на карьере их создателей.
Но давление, с которым сталкиваются ютуберы, уже выходит за рамки финансовой стороны вопроса. Создатель контента YouTube, как правило, должен без передышки клепать видео. Иначе блогер рискует потерять актуальность и, соответственно, деньги. Попытки сделать как можно больше контента за короткое время наносит вред психическому здоровью и приводит к серьезному профессиональному выгоранию.
Об этой борьбе рассказывает Элли Миллс, ютубер с около 1,4 млн подписчиков, в видео под названием «Утомленные в 19». Несмотря на работу своей мечты, она не может назвать себя довольной жизнью.
Моя жизнь так быстро изменилась. Мои утомленность и депрессия прогрессируют. Это все, чего я хотела достичь, и почему, черт возьми, я настолько несчастна? Это не имеет никакого смысла. Это так глупо.
Другие известные стримеры, в том числе Кейси Нейстат и PewDiePie, поделились своими проблемами со здоровьем и психическим состоянием сообщества YouTube в целом.
Карен Норт, клинический профессор коммуникаций в USC Annenberg, эксперт по социальным медиа и психологии, сравнила эту ситуацию с состоянием музыкантов, актеров или телеведущих, которые борются с давлением свалившейся на них славы. Хотя то, что происходит среди ютуберов, совершенно нормально, сказала она, у интернет-звезд более прямая связь с их аудиторией. Эти отношения заставляют ютуберов разделять с фанами свои трудности, в то время как звезды традиционных медиа не столь откровенны.
Помимо этого, видео на каналах YouTube появляются намного чаще, чем снимается любой фильм или телешоу.
«Для ютуберов все отношения с их аудиторией основаны на том, что они загружают», — объясняет Норт, — «Поэтому им необходимо поддерживать не только качество контента, но и свой образ, который они ежедневно транслируют. Там нет передышки, нет свободного времени». По ее словам, другая трудность в непостоянности фанатов. «Если создатель канала отсутствует в связи с болезнью или отпуском на несколько дней, зрители все равно хотят развлечений. Они не будут безропотно ждать эпизода на следующей неделе. Вместо этого они будут искать что-то еще, чтобы заполнить свое время».
Выгоревшие ютуберы и узники тщеславия
Не стоит забывать и о «токсичности» интернета. Сэм Шеффер, который сменил свою работу в онлайн-СМИ в 2016 году, чтобы стать полноправным ютубером, делится: одним из самых трудных моментов адаптации для него стали негативные комментарии. Потребовались годы, чтобы «хейтеры», наряду с обычной критикой (которая бывает конструктивной), эмоционально не влияли на него. Эта проблема растет, если учесть, что многие создатели контента YouTube также создают контент в других социальных сетях, таких как Twitch и Instagram.
«Можно психологически сломаться, пытаясь стать популярным на какой-либо социально платформе, например, в YouTube», — сказал Шеффер. «Я думаю, что если ютубер чувствует себя выгоревшим, он должен обязательно выйти из этого состояния. Даже если это означает отсутствие контента в течение двух недель. Пока вы делаете что-то с правильным настроем и возвращаетесь в строй сильным, все будет работать». Очевидно, что это не универсальное решение проблемы. Но Шеффер надеется, что зрители поймут его правильно.
Как отметил Слейд, перерыв на YouTube канале может серьезно повлиять на заработок. Но некоторые ютуберы решили, что их психическое здоровье важнее денег.
Бьюти-влоггер Мишель Фэн перестала вести свой сайт и другие соцсети в прошлом году. Она откровенно призналась, что стала «узником своего собственного тщеславия». Из-за быстрого роста ее популярности в YouTube и Instagram, она не чувствовала себя человеком и больше напоминала продукт. По словам Мишель, она несколько месяцев не выходила из дома и страдала тяжелой формой депрессии.
Мишель Фан родилась в семье вьетнамских эмигрантов и жила с родителями в доме на колесах в Бостоне. Детство ее было непростым — средств к существованию было мало, а сверстники издевались над ней из-за внешности. Но в YouTube она пришла с совершенно другим образом — счастливой и финансово успешной девушки. Она быстро собрала аудиторию свыше 10 тыс человек. В 2007 году Мишель Фан сняла свой первый обучающий ролик для YouTube. За каких-то 14 дней видео собрало 70 тысяч просмотров, а за год — 1 млн. Блог стал приносить доход.
Уже в 2010 году она заключила свой первый контракт с Lancôme. За серию обзоров заплатили около $80 тысяч. Затем ее заметили в L’Oréal и разработали вместе с ней линейку новых продуктов Em. Мишель выкупила Em и перезапустила бренд: втрое снизив цену и поработав над качеством, а также основала сервис подписки на пробники косметики Ipsy. Бизнес стал прибыльным и сейчас ей оценивается в $500 млн. Time включил Фан в список 46 женщин, которые изменили мир.
YouTube приходит на помощь
YouTube предлагает создателям каналов разные способы увеличения дохода от рекламы. В прошлом месяце компания объявила: ютуберы могут сделать членство на своем канале платным — $4,99 с пользователя, или продавать товары непосредственно со своих видеостраниц. Это не доступно для всех: платное членство — только для блогеров более чем с 100 тыс подписчиков. Опция «торговля» доступна только для каналов с 10 тыс подписчиков. YouTube планирует расширить эти возможности в будущем.
В планах YouTube обучить блогеров созданию контента. Они разработали видеоролики и курсы в Академии для авторов YouTube. YouTube понимает, что ютуберы устают в конце каждого рабочего дня не меньше других. Именно поэтому руководство платформы побуждает их делать перерывы, наслаждаться ночами и выходными днями и отдыхать. Особенно, если в создании задействован только один человек, который делает все и сразу — снимается, руководит камерой и редактирует работу.
Слейд знаком со случаями, когда YouTube предлагает ютуберам поддержку в оказании психиатрических услуг, включая медитацию. Но Норт считает, что YouTube сложно отвечать за психическое здоровье каждого своего автора, это связано и с юридическими обязательствами. «YouTube трудно изменить свой алгоритм работы, чтобы быть более гуманными по отношению к своим работникам», — сказала Карен. «Это изменение может и навредить тем, кого они поддерживают. Зрителям нужен контент, и в дни когда нет видео на их любимых каналах. Другой подход заключается в предоставлении поддержки и услуг в ответ на возникающие потребности ютуберов. На данный момент только Youtube может им помочь».
Я не уверен, что YouTube сделает что угодно, чтобы помочь в решении проблем психического здоровья. Может, YouTube предложит план страхования как на других рабочих местах с полной занятостью, включая услуги по охране психического здоровья. Или бесплатное консультирование на сайтах YouTube. Я бы хотел, чтобы YouTube проявил более активную и действенную роль в оказании помощи авторам за пределами платформы, что сама по-прежнему нуждается в большой работе.
Многим ютуберам работодатель дает возможность посещать такие конференции, как VidCon. Там они встречают своих соратников по каналам со схожими проблемами. Без помощи платформы не каждый может позволить себе поехать на такое событие.
Слейд добавляет, что несмотря на сложности, нет лучшего места для авторов со своим контентом, чем YouTube. «Большинство людей, включая меня, зарабатывают на жизнь, создав свой бизнес и делая то, о чем раньше и не мечтали», — заявил он. «Сколько проблем, столько и положительных результатов. Вы должны принимать и хорошее, и плохое, и стараться улучшить обе стороны. Вы исправляете минусы, чтобы дополнять положительные черты».
Учитывая, насколько важны авторы для коллективного успеха YouTube, в интересах компании оказывать им помощь или смягчить эмоциональное давление на них. Разумеется, это сложно, но такой шаг сделает YouTube лучше.