Денис Аникин, заместитель генерального директора «Ситимобил»
За последние несколько лет технологии сильно изменили нашу жизнь и наши ежедневные привычки. Рынок такси один из первых почувствовал эти изменения. Вы помните, как это было еще десять лет назад? Звонки в колл-центр, непредсказуемые время ожидания, цена и поведение водителя.
Агрегатор такси — только с виду простое мобильное приложение. С точки зрения пользователя — это удобная и быстрая замена старому сервису. Теперь все просто, быстро, надежно, понятно. Среднее время ожидания сократилось с 40 минут до пяти-десяти. Средняя цена поездки упала в два-три раза. Вы можете не знать, где находитесь, но такси вас найдет. Помните, как раньше надо было обязательно указывать точный адрес? Даже если просто что-то не понравилось, вы всегда можете поставить оценку в приложении и быть уверенными, что с ситуацией разберутся. Где магия?
Телемедицина, роботы и умные дома: каким через 5 лет будет «оцифрованный» город в России
Технологии
Ответ простой и сложный одновременно — магия в технологиях. Агрегатор такси — это десятки сложных технических систем, сотни тысяч строк кода, десятки разработчиков и дата-сайентистов, сотни серверов. Пожалуй, под капотом у агрегатора — система, гораздо более сложная, чем у автомобиля. Маршрутизация, адресация, прайсинг, трекинг, распределение заказов, биллинг, скоринг, антибрутфорс, аналитическое хранилище данных, телефония, системы взаимодействия с водителем и так далее. Каждое из этих направлений — сгусток технологий. Как правильно распределить заказ, на какую машину, чтобы все клиенты были довольны — да еще в постоянно меняющихся дорожных условиях? Какую справедливую цену для пользователя и субсидию для водителя назначить? В какую точку подать машину, учитывая, что погрешность GPS — ±50 м? Как заранее обеспечить достаточное количество машин там и тогда, где они нужны? Массовые мероприятия, дождь, снег: все влияет на спрос и предложение.
Прайсинг — ценообразование. Тактика прайсинга зависит от текущих задач компании. Если основная цель — расширение рынка, стоимость товара или услуги стремятся максимально снизить. Если цель — увеличить прибыль, основной упор делается на уникальность продукта, а его стоимость устанавливается высокой. Самая простая стратегия прайсинга — назначать цену на среднем уровне.
Биллинг — бизнес-процесс выставления счетов к оплате клиентам.
Скоринг — модель классификации клиентской базы на различные группы, если неизвестна характеристика, которая разделяет эти группы, но известны другие факторы, связанные с интересующей нас характеристикой.
Антибрутфорс — система против автоматического подбора пароля к аккаунту.
Для обеспечения минимального времени подачи такси при справедливых цене для пассажира и комиссии для водителя необходимо каждую секунду анализировать гигабайты информации, принимать решения на основе моментальных и исторических данных, иметь заранее построенные предиктивные модели, знать трек каждой машины и правильно его накладывать на дорожную сеть.
Гендиректор Uber Дара Хосровшахи: «Автомобили должны ездить в трех измерениях»
Мнения
Трудно представить себе более технологический бизнес, чем бизнес агрегатора такси, где буквально каждое решение должно приниматься на основе всех доступных данных, а они должны собираться в режиме реального времени с обработкой в миллисекундах. Вся эта непонятная для простого пользователя система сделала нашу жизнь гораздо удобнее, приятнее и безопаснее. Ничто так не вдохновляет, как довольные клиенты, каждую минуту уезжающие куда-то на такси по нажатию одной кнопки в смартфоне, в то время как внутри происходит вот такая масштабная работа.
Алия Прокофьева, основатель и владелец частной космической компании «Галактика»
На сегодня космическая отрасль — одна из самых интересных и перспективных с точки зрения количества технологий, которые в ней появляются и меняют ее. Очень много технологий уже появилось благодаря космосу. Спутниковая связь и телевидение, солнечные панели, GPS — все эти технологии появились благодаря развитию космической отрасли. Для развития того же интернета послужили толчком сети созданные NASA в рамках развития космических миссий.
Сейчас космическая отрасль переживает интересную трансформацию. Ключевое в моей деятельности — это масштабирование, как процессов так и системы. Основное с чем мы сейчас работаем это использование всего того что модно сейчас называть «цифровизация». В том числе использование технологий проектирования нового поколения и цифрового производства. Например, сейчас мы сразу делаем цифровую модель космического корабля (цифровой двойник), затем на ней можно будет апробировать и отработать разные системные ошибки или проблемные зоны. Дальше запустить в производство или сделать прототип на 3D-принтере. И вот это сейчас только-только начинает приходить в космическую отрасль и менять ее. В первую очередь изменятся сроки, возможности и скорости производства, а это напрямую скажется на стоимости. Конечный результат — это сокращение стоимости производства в десятки раз. А это значит, что больше людей отправятся в космос.
Дэвид Холден, глава департамента продаж и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ
Телеком постоянно подстраивается под запросы клиентов. Самое сильное влияние на отрасль точно окажет технология 5G — она обеспечит наиболее высокую пропускную способность и гарантирует большую доступность широкополосной мобильной связи. Столь высокая пропускная способность необходима для работы с миллионами IoT-устройств, которые поступят в использование в ближайшие несколько лет.
В настоящее время технология 5G тестируется во всем мире, и уже в течение трех-пяти лет мы ожидаем резкий скачок в ее развитии. Естественно, что в большей мере она будет направлена не на саму компанию, а на клиентов: потребителей, предприятия и даже государство. Первые получат возможность связывать, мониторить и контролировать собственные устройства, например, умные дома. Бизнес сможет собирать данные для увеличения собственной эффективности, в то время как государство с помощью технологии 5G обеспечит своих граждан качественными и надежными услугами.
Максим Владыкин, заместитель генерального директора АО «Фирма „ММС“» (бренд PROLOGY)
Сегодня уже никого не удивить тем, что какая-нибудь автомагнитола — не просто звук, а целый мультимедийный комплекс с возможностью показа ТВ-каналов, работы с навигационными приложениями, чтением карт памяти и возможностями проигрывания плейлиста с мобильного телефона.
Тупик для беспилотников: как мечты разработчиков разбиваются о неожиданности на дорогах
Идеи
Примерно 20 лет назад такой комплекс состоял из основного блока с монитором и AV-мастера с усилителем, радиотюнером и всей коммутацией внутри. Решение было достаточно громоздким, но технологии тех лет не позволяли все уместить в стандартный корпус магнитолы.
Индустрия развивалась лавинообразно. Каждый год появлялось что-нибудь новое: например, удалось собрать все в одном корпусе, что облегчало установку. А ТВ-тюнер (аналоговый) стал почти правилом. Проигрывание DVD-дисков дало очередной толчок в развитии индустрии, но постепенно их вытеснили новые, более компактные и универсальные носители, такие как флешки USB или SD-карты. Объем записываемой информации увеличился в разы.
Примерно в этот же период инженеры разработали и внедрили модуль подключения к штатным рулевым кнопкам авто, водитель уже не терял их функционал при замене устаревшего оборудования.
С открытием для гражданского использования системы GPS в машине появились возможности навигации. Основные системы — это американская GPS и отечественная ГЛОНАСС. Появляются портативные навигаторы и продвинутые мультимедийные центры с навигацией. Естественно, увеличивается и выходная мощность. В наше время считается «хорошим тоном» максимальная мощность не ниже 4*50 Вт. Но существует аппаратура и с более высоким показателем.
Никита Искров, глава RnD отдела компании Playgendary
Одна из главных технологий, которая в скором будущем круто изменит сферу GameDev (разработка игр — «Хайтек»), — это машинное обучение. Сейчас ее развивают все крупные компании. Для примера можно рассмотреть последние разработки Unity с использованием машинного обучения: Machine Learning Agents Toolkit и IBM Watson SDK for Unity. Первый инструмент дает возможность реализовывать умные системы на основе машинного обучения, второй — использовать продукты и сервисы IBM на основе суперкомпьютера Watson: голосовые команды, службы перевода, Watson Visual Recognition (система распознавания объектов на видео — «Хайтек»).
Внедрение машинного обучения выносит игры на качественно новый уровень. Виртуальные противники на основе искусственного интеллекта предлагают игрокам уникальный игровой опыт. Сложность меняется для каждого пользователя непосредственно в процессе игры, поэтому она сильнее захватывает и вызывает больше эмоций.
Game out: Как видеоигры обучают детей-аутистов держать равновесие и узнавать людей
Технологии
Два перспективных направления в GameDev— разработка машинного обучения и решение различных задач с использованием машинного обучения на основе сервисов Google. В рамках первого направления используется один из способов машинного обучения — обучение с подкреплением, позволяющее оптимизировать настройки игры индивидуально под каждого игрока и создавать уникальный игровой опыт. ИИ учится так играть, как это делал бы обычный человек. Это нужно, чтобы находить места для читинга и слабые точки в геймдизайне уровней. Что касается сервисов Google, используются Firebase ML Kit, BigQuery, Google ML Cloud.
Игорь Еремин, основатель телемедицинского сервиса «Мобильный доктор»
Мы видим большие перспективы применения технологии блокчейн в медицинских сервисах. Если говорить глобально, то его можно применить во всей экосистеме, включая систему страхования и ОМС, цепочки поставок лекарственных средств, ведении реестров пациентов, базы данных заключений врачей. Вся ценность — в том, что децентрализованную базу невозможно изменить, а это может поставить вопрос доверия к оказанным услугам на новый уровень. Например, сейчас мы рассматриваем разные виды блокчейна для применения в контексте создания медицинских карт, фактически это будет цифровая история болезни. Вам больше не будут нужны амбулаторные карты, а скорость обращения к этим данным станет значительно выше. Кроме того, никакие данные нельзя будет изменить задним числом. Это увеличит доверие пациента к оказанным услугам.
Вопрос доверия: как и почему изменилось отношение к телемедицине в России
Технологии
Еще одним интересным применением могут служить смарт-контракты на блокчейне. Например, оплата в рамках медицинского контракта будет автоматически срабатывать при достижении определенных результатов (фактически KPI) в процессе лечения. Также смарт-контракты можно использовать вместо страховых полисов, когда контракт срабатывает автоматически после оказания услуги и деньги переводятся в больничное учреждение, минуя страховую, ассистенские компании и других посредников.
Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга BelkaCar
Новые технологии внедряются в каршеринг значительно быстрее, чем в другие отрасли сервисного бизнеса. В особенности это касается карт и геолокации. Причина проста — у каршерингов нет бюрократических стен и множества лишних согласований, так как основатели находятся в менеджменте. Как только они понимают, что нововведение быстро окупится, интерес к нему моментально возрастает. Чаще всего технологии направлены на конечных пользователей.
Российский каршеринг, несмотря на свою молодость, технологичнее зарубежного. После регистрации, сравнимой с регистрацией в Telegram, системе достаточно 20–30 минут на полное одобрение анкеты. В любом мировом крупном каршеринге пока используются более консервативные подходы. Сейчас мы прорабатываем область customer behaviour (анализ человеческого поведения и мотиваций в потреблении продукта или услуги — «Хайтек»). Так как все идеи понятны и основаны на проблемах пользователей.
Блокчейн, искусственное мясо и «смерть» смартфонов: что будет с технологиями через 10 лет
Технологии
Сам процесс внедрения происходит следующим образом. Сначала на основе рейтинга проблем пользователей определяются потребности. Например, у нас есть 8 тыс. звонков, связанных с переводами по статусу: то есть клиенты не могут закрыть/открыть машины. Это говорит о том, что следует проработать используемую технологию Bluetooth. Или кражи топливных карт — значит, нужно решение, чтобы работать без них. Скорость внедрения технологии зависит не только от каршерингов, но и от партнеров. В случае с заправками мы второй год ждем от них готовности работать без физических топливных карт. Проблем хватает, поэтому новые решения всегда кстати, каждый держит руку на пульсе.
Алексей Поликарпов, коммерческий директор Relap.io
Я работаю в сфере интернет-рекламы много лет и сейчас вижу сразу несколько рекламных технологий, способных изменить всю сферу. Одна из них — развитие децентрализованных платформ, обеспечивающих получение платежа в криптовалюте пользователями каждый раз, когда их данные используются для того, чтобы показать рекламу. Это выгодно всем сторонам — и пользователю, и рекламодателю, и издателю.
Начинает активно развиваться рекламное направление в виртуальной реальности. Пока что эта сфера находится еще в начале своего развития, но лет через пять, думаю, она покажет все, на что способна.
Человек — это набор из пяти чисел: Игорь Волжанин, DataSine — о психотипировании с помощью big data
Мнения
Кроме рекламы, очень важны и сетевые технологии, например, скоростной мобильный интернет. Сейчас это 5G — его повсеместное распространение уже не за горами. Это означает возможность подключения все большего числа различных устройств и скачок в развитии интернета вещей. По оценке аналитиков, к 2020 году к интернету будет подключено 34 млрд устройств.
Также я считаю, что наше взаимодействие с окружающим миром будет становиться все более интерактивным. В будущем мы сможем активнейшим образом взаимодействовать с окружающими нас устройствами — как бытовой техникой, так и электроникой. Начало уже положено: умные кофеварки, холодильники, стиральные машины и термостаты успешно работают, но они — лишь начало новой эры интерактивности.
Вероятно, интернетизация сделает сервисы доставки продуктов достойной альтернативой магазину. Если скорость доставки будет измеряться в минутах и часах, многие покупатели перейдут на чистый онлайн.
Еще одно направление — персонализация. Сбор и обработка пользовательских данных при помощи big data и ИИ установит новый уровень взаимодействия магазинов и сервисов с человеком. Появится медицина нового уровня с индивидуальным подходом к пациентам. Пользователи получат гораздо больше поводов делиться друг с другом новостями из своей жизни и наблюдать за чужой. Уже сейчас эта тенденция весьма четко просматривается на примере Instagram и других социальных сетей.
Андрей Мякин, операционный директор и сооснователь компании ТНОМЕР
Строительную отрасль гигантскими темпами меняют в первую очередь различные интеллектуальные системы, которые исключают ошибки, сокращают время проектирования, в отдельных случаях оптимизируют бюджет. Например, BIM-технология позволяет получить трехмерную модель будущей квартиры, где клиент может увидеть виртуальный интерьер и пройти по нему. А исполнитель в одной информационной модели видит все ключевые моменты о поставках, технологии работы и процессы в целом. Это заменяет стопки чертежей, документации и двумерных картинок. Сейчас мы параллельно разрабатываем собственную платформу SDS, которая автоматически считает смету и формирует детальный график ремонтных работ. Это уменьшит финансовые издержки и повысит эффективность на всех этапах.
В целом большинство новых технологий влияет на развитие всех отраслей. Это и VR-технологии, которые применимы к любому бизнесу, сервису и даже искусству, и простые и уже привычные чат-боты, которые экономят время клиента и на входе обрабатывают регулярные вопросы: метраж квартиры, состояние ремонта, количество санузлов. Технологии проджект-контроля, комплексные системы аналитики и системы отчетности — все, что оптимизирует и автоматизирует бизнес-процесс, актуально в любой сфере и незаменимо для развития.