Курс на коммерцию
Представьте: 2020 год, и НАСА собирается запустить свой следующий роботизированный ровер на Марс. Но это не просто Curiosity или Sojourner. Его назвали Michelin Tire Trailblazer — в честь компании, которая купила права на миссию, и знаменитый логотип марки Michelin изображен на обшивке космического корабля. Во время миссии астронавты НАСА живут в прямом эфире, ненадолго останавливаясь, чтобы продемонстрировать зрителям достоинства своих часов Breitling: «Это лучшее устройство, чтобы сверять время над линией Кармана».
Sojourner — запускался с 4 июля по 27 сентября 1997 года в рамках программы Mars Pathfinder, НАСА.
Curiosity — работает на Марсе с 6 августа 2012 года, в рамках программы Mars Science Laboratory, НАСА.
Линия Ка́рмана — высота над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом и является верхней границей государств. В соответствии с определением Международной авиационной федерации (ФАИ) линия Кармана находится на высоте 100 км над уровнем моря.
Это только гипотетический сценарий, но он вполне подходит под тот курс, который НАСА примет уже в течение следующих нескольких месяцев.
В августе администратор НАСА Джим Брайденстайн сообщил своим советникам, что он формирует новый комитет. Он займется возможностью коммерциализации НАСА. Комитет, возглавляемый Майком Голдом из компании Maxar Technologies, продолжит использование возможностей НАСА для того, чтобы рекламодатели могли размещать рекламу на космических аппаратах и ракетах, а также исследовать, как астронавты могут участвовать в рекламных кампаниях в СМИ — как на Земле, так и за ее пределами.
Космос — наш дом: что осталось решить ученым, чтобы поселить человека за пределами Земли
Идеи
Одной из целей Брайденстайна является компенсация расходов на миссии НАСА с помощью продажи прав частным компаниям на название своих космических аппаратов. По словам Голда, если астронавты будут рекламировать что-либо, например, на коробках хлопьев, это поможет «увеличить интерес к космической деятельности в популярной культуре».
«Я убежден, что это актуально в наше время», — заявил Брайденстайн на встрече Консультативного совета НАСА 29 августа. — Вопрос лишь в том, возможно ли это? Я и сам не знаю, но нам нужен кто-то, кто сможет дать объективный совет, как воплотить такой подход в жизнь«.
Реклама в обмен на популярность
Открытие НАСА для брендинга и спонсорской поддержки станет серьезным испытанием для агентства, которое всегда выступало против коммерциализации своих миссий. С момента своего создания НАСА была закрыта для спонсорства или появления рекламы коммерческих продуктов или услуг. Этот принцип был основополагающим для всех операций агентства. Он влиял на то, что и как говорят астронавты и официальные лица и над какими экспериментами работают в космосе. Изменение этой политики, по-видимому, потребует новых правил от Конгресса США или изменений в уставе НАСА.
Но план может не окупиться — реклама в космосе может оказаться не такой прибыльной. Бюджет НАСА ограничен, но его проекты требуют от сотен миллионов до миллиардов долларов. Спонсорская помощь компенсирует лишь часть затрат. И вряд ли эти сделки сделают космическое агентство более популярным. Фактически это может даже вызвать обратную реакцию поклонников агентства, которые считают НАСА свободным от корпоративных интересов.
«К счастью или к сожалению, одной из причиной начала космических полетов стала идея того, что космос является чем-то неизведанным, — отмечает Роберт Перлман, космический историк и основатель веб-сайта CollectSpace. — Мы свободны в космосе от бренности бытия, а для некоторых людей реклама — это что-то совершенно земное. Это одно из возражений, которое может появиться после коммерциализации агентства».
Бренды на борту
У НАСА есть своя ограничительная политика, потому что это прежде всего правительственное агентство. Правительственные служащие не должны подчеркивать свое отношение к той или иной компании и то, что они одобряют какие бы то ни было продукты. На самом деле НАСА потратила много усилий, чтобы развеять любые представления о том, что агентство поддерживает что-либо коммерческое. С самого начала программы Space Shuttle, например, НАСА отправляет M&M’s в космос для космонавтов. Однако вместо того, чтобы ссылаться на компанию, НАСА назвала их «глазурированными шоколадными конфетками».
В 1985 году как Coca-Cola, так и Pepsi разработали специальные банки, которые, по их утверждению, можно было пить даже в условиях микрогравитации. НАСА согласилась позволить своим астронавтам их опробовать, но агентство не хотело публиковать информацию об этом.
«Агентство не хотело даже показывать фотографии, так как это могло считаться рекламой», — вспоминает Алан Ладвиг, бывший ассоциированный администратор политики НАСА.
Конечно, бренды время от времени появляются в видеороликах МКС. Внимательные зрители могут заметить, что астронавты вытирают рабочие станции с помощью салфеток Huggies или добавляют в еду соус Sriracha.
«Вы видите бренды, но НАСА никогда их не признает и никто из астронавтов не может сказать: „Мне очень нравится писать маркером Sharpie“», — добавляет Перлман.
Астронавтам НАСА не разрешается принимать спонсорскую помощь во время работы в космическом агентстве, им даже запрещено работать над некоторыми коммерческими экспериментами в космосе, если есть возможность, что эксперимент будет использоваться для получения прибыли. И, конечно, съемка рекламы в космосе членам экипажа НАСА строго запрещена.
Колонизация отменяется: почему терраформирование невозможно на Марсе
Технологии
Однако эти ограничения не распространяются на международных партнеров НАСА. Канадский астронавт Крис Хадфилд, например, записал песню Дэвида Боуи Space Oddity на МКС, и он смог продать эту песню, когда вернулся на Землю. Между тем российские космонавты уже снимали рекламные ролики на МКС: космонавт Михаил Тюрин ударил по мячу на орбите в рамках платного спонсорства канадской гольф-компании Element 21. Россия также обогнала США, продавая рекламные места на своих ракетах: PizzaHut, как сообщается, заплатила России $1 млн за отображение 30-футового логотипа на одной из ракет «Протон». Компания также отправляла пиццу с российской снабженческой миссии.
Сомнительная польза
Однако НАСА нашла способ обойти свои собственные коммерческие барьеры. Поскольку Лаборатория реактивного движения НАСА является партнером Калифорнийского технологического института, институт может лицензировать и продавать права космических аппаратов коммерческим компаниям. Вот почему в 1996 году появились игрушки Hot Wheels в виде космических аппаратов НАСА, такие как марсоход Sojourner. Caltech лицензировал и продавал права на Mattel. И ранее, в 1990-х годах, были попытки привлечь НАСА в мир спонсорства. В то время Алан Ладвиг работал в НАСА над программой «Шаттл». Ладвиг возглавил так называемую «ненаучную программу полезной нагрузки», куда попал только один продукт: арт-проект, который астронавты НАСА даже постеснялись сфотографировать.
Калифорнийский технологический институт (англ. California Institute of Technology; часто сокращается до Caltech) — частный исследовательский университет, расположенный в городе Пасадена в штате Калифорния, один из ведущих университетов в США и один из двух самых важных наряду с Массачусетским технологическим институтом, специализирующихся в точных науках и инженерии. Caltech также принадлежит лаборатория реактивного движения, которая запускает большую часть автоматических космических аппаратов НАСА.
Mattel Inc. — американская компания, производитель игрушек, выпускающий куклу Барби, Monster High, Ever After High.
«Я считаю, опасения состоят в том, что это как-то удешевит агентство, — отмечает Ладвиг. — Вы хотите быть похожим на гонщика NASCAR? Это совершенно не вяжется с имиджем правительственного агентства».
Но такое отношение к рекламе вполне может измениться. Брайденстайн неоднократно заявлял, что НАСА вернется на Луну с помощью коммерческих аппаратов. В настоящее время агентство работает с двумя крупными аэрокосмическими компаниями SpaceX и Boeing для отправки астронавтов на МКС и обратно. И логотипы этих компаний будут на летательных аппаратах и ракетах, которые запускают экипажи в космос, что было немыслимым для НАСА в ранние годы работы.
«В течение многих лет вы не видели коммерческих логотипов на космических кораблях НАСА, — говорит Перлман. — На шаттле не было логотипа Rockwell, хотя они его и построили. Но в последние годы мы увидели логотипы SpaceX на Dragon, и вы увидите логотипы Boeing на Starliner».
Прибыль, которую нельзя получить
Продажа рекламных площадей на транспортных средствах НАСА и заключение сделок также могут принести прибыль. В 2000 году компания MirCorp заключила контракт с телевизионным продюсером Марком Бернеттом, чтобы сделать реалити-шоу, в котором победитель будет отправлен на российскую космическую станцию »Мир«. Права на вещание шоу стоили от $50 до $60 млн, по словам Джеффа Манбера, бывшего главы MirCrop, который в настоящее время является генеральным директором их партнера, ISS Nanoracks. Шоу так и не вышло в эфир. По его словам, реклама станции «Мир» стоила от $500 тыс. до $1,5 млн. По данным Института политики в области науки и техники, коммерческая космическая станция может приносить доход в размере $100 млн только с помощью медийной и рекламной деятельности.
Rockwell Automation, Inc. — американский поставщик промышленной автоматизации и информационных продуктов. Бренды включают Allen-Bradley и программное обеспечение Rockwell.
MirCorp была коммерческой космической компанией, созданной в 1999 году предпринимателями. Они использовали старую российскую космическую станцию »Мир» как коммерческую платформу.
Однако все доходы меркнут в сравнении с ценой бизнеса в космосе. Эксплуатация МКС стоит НАСА $3-4 млрд в год. Нужны сотни миллионов долларов, чтобы значительно компенсировать эти цифры. Кроме того, эти деньги, вероятно, не вернутся обратно в НАСА. Скорее всего, они пойдут в казну США, если Конгресс не примет иного решения.
«Очень немногие программы, в которых происходит попытка компенсации расходов, такие как лицензионные сборы, подразумевают под собой компенсацию расходов агентств, — рассказывает Марк Харкинс, старший научный сотрудник Института по делам правительства Джорджтауна. — Они, как правило, возвращаются в казначейство, и тогда Конгресс может сопоставлять ассигнования с полученной прибылью. Но они не обязаны так поступать».
Это означает, что НАСА может не получить деньги, которые они заработают на рекламе. При этом агентство может тратить только средства, выделенные Конгрессом, поэтому именно он определяет, как должны быть потрачены эти средства. Он мог бы использовать их, чтобы компенсировать бюджет НАСА, но вполне может потратить прибыль и на какое-то другое правительственное учреждение. Все зависит от того, как будет указано в правовом акте.
Там, где НАСА, там и остальные
И налогоплательщики, которые финансируют НАСА, могут быть не в восторге от такого дополнительного спонсирования агентства. Некоторые частные компании не очень-то и хотят, чтобы в НАСА затевали такую игру. Многие коммерческие партнеры агентства стремятся сами договориться о выделении рекламных мест. Но Манбер обеспокоен тем, что рекламодатели будут стекаться в НАСА, а не работать с коммерческими аэрокосмическими компаниями, которым необходима прибыль от рекламы.
«Они ожидают, что я скажу, будто это фантастика. Но есть тонкая грань, когда мы рассматриваем такое развитие частного сектора, — утверждает Манбер. — Мы не можем конкурировать с правительством».
По словам Манбера, если государственный и частный секторы будут бороться за одно и то же, правительство сможет спокойно понизить ставку, поскольку у него есть гарантированный источник дохода.
И это приводит к другому вопросу: должны ли другие правительственные учреждения следовать по этому пути?
«Если вы позволите НАСА давать рекламу, то что будет с другими правительственными учреждениями? — спрашивает Ладвиг. — Министерство обороны станет размещать логотипы на своей военной технике?».
Китай пригласил любые страны развивать свою околоземную станцию — замену МКС
Кейсы
НАСА уже имеет выработанный годами имидж. Да, агентство не может зарабатывать деньги самостоятельно, но знаменитый логотип Meatball может быть лицензирован коммерческими компаниями для использования на собственных продуктах. Вот почему вы, возможно, видели его на рубашке или шляпе друга.
«Логотипы НАСА уже были в „Марсианине“, а „Первый человек“ выходит в октябре и повсюду будут продавать игрушечную копию марсохода — правила это не нарушит», — уверен Перлман.
Новый комитет НАСА определит, что нужно изменить. И есть ли смысл что- либо менять. Он выяснит, требуются ли какие-либо регулирующие акты в законодательстве. Но уже предельно ясно, что должностные лица НАСА настойчиво интересуются, собирается ли агентство заниматься бизнесом.
Майк Голд: «Капитализм очень хорошо показал себя на Земле. Нет причин, по которым мы не имеем права использовать его и в космосе».