21 ноября 2018

Даррен Аронофски, НАСА и гигантские насекомые: 9 лучших VR-фильмов про науку и космос

С 22 ноября по 2 декабря 2018 года в Москве пройдет фестиваль документального кино о науке и технологиях «Политех 360». Ежегодно в него входят лучшие мировые новинки научно-популярного кино. «Хайтек» выбрал девять самых интересных VR-фильмов, которые можно посмотреть на фестивале в этом году.

«Политех 360» впервые за время своего существования представляет отдельную программу фильмов в формате 360 и специальную зону для их просмотра в VR-очках. Остальную программу фестиваля, в том числе конкурсную и лекционную, можно посмотреть в материале «Хайтека».

Spheres, режиссер Даррен Аронофски, 2018 год

Spheres — единственный фильм категории «VR. Сферы» в программе «Политеха» 2018 года. Режиссер Даррен Аронофски, автор ставших культовыми лент «Фонтан», «Реквием по мечте» и «Черный лебедь», создал иммерсивное путешествие в черную дыру, балансирующее на стыке науки и искусства. Озвучкой фильма занимались Патти Смит, Джессика Честейн и Милли Бобби Браун. За Spheres — первую часть, по сути, VR-сериала про космос — Аронофски вместе с режиссером Элайзой Макнитт получил  главный приз секции Venice VR на Венецианском кинофестивале.

Planet ∞, режиссер Момоко Сето, 2017 год

Макропутешествие в постапокалиптический мир, населенный грибами и плесенью посреди высохших останков гигантских насекомых, от известной японской художницы   и режиссера Момоко Сето из цикла Planet. В некоторых моментах похоже на прекрасную Bjork Digital, в других — на «Парк Юрского периода», который находится буквально перед нами.

Notes on blindness, режиссеры Питер Миддлтон и Джеймс Спинни, 2016 год

Пробирающая до мурашек работа в формате 360° с бинауральным звуком позволяет любому желающему попасть в мир людей, которые потеряли зрение. VR-работа Notes on blindness является частью документального фильма «Заметки о слепоте» Питера Миддлтона, которую сделали французские медиарежиссеры Арно Колинарт и Амори Ла Бурт. Фильм-опыт создан на основе аудиодневника Джона Халла, в котором он фиксировал изменение восприятия мира после того, как ослеп. Сначала режиссеры хотели сделать интерактивный аудиоподкаст, основанный на дневниках. Но самое важное и интересное в этой истории ведь даже не изменение восприятия, а интерпретация мозгом различных объектов, которые раньше Халл видел, а теперь только чувствует.

Space Explorers, студия Felix & Paul Studios, 2018 год

Новый VR-проект от обладателей «Эмми» Felix & Paul Studios, который они создали вместе с важнейшим на сегодняшний день космическим агентством в мире НАСА. В VR-фильме зрители могут понять, что чувствуют космонавты в космическом корабле, насколько сложно проходить все этапы подготовки к полетам и как пробирают мурашки при выходе в открытый космос.

I Saw the Future, режиссеры Джереми Сахель и Паскаль Банц, 2017 год

Простая и атмосферная работа I Saw the Future отправляет зрителя в мир соавтора «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика, британского фантаста и футуриста Артура Кларка. Говорящая трехмерная голова Кларка, постоянно распадающаяся на пиксели из «Матрицы», рассказывает о видении будущего, которое ему представлялось в далеком 1964 году.

Hold the World, режиссер Дэвид Аттенборо, 2018

Проект студии Factory 42 и британского телеканала Sky, Hold the World, предлагает зрителям погулять по лондонскому Музею естествознания (Natural History Museum — «Хайтек») с сэром Дэвидом Аттенборо, самым известным в мире натуралистом и создателем десятков документальных фильмов о дикой природе. Аттенборо расскажет о самых интересных экспонатах музея, о том, зачем все это нужно, и позволит взять в руки несколько редких экспонатов Музея естествознания при помощи VR-контроллеров. Сам Аттенборо утверждает, что Hold the World — один из самых необычных его проектов: «Меня снимали разом 106 камер. И это довольно жутко — представьте, вы заходите в комнату, где просто все зеленое. И рассказываете об экспонатах, которых даже нет у вас в руках».

Remember, режиссеры Бретт Хейл и Трейси Тейлор, 2017 год

Короткометражный научно-фантастический фильм о влиянии технологий на реальность, память и наше сознание в целом. И о том, насколько часто мы делегируем эти функции мозга различным цифровым устройствам. VR-размышления на одну из самых актуальных тем последнего десятилетия.

Sonar 360, студия Scope, 2015 год

Пожалуй, первый успешный хоррор в VR, Sonar 360, стал одним из главных хитов фестиваля «Сандэнс». Космический дрон обнаруживает странный сигнал из глубин астероида, после чего погружается в огромные пещерные системы в нем для поиска источника странного сигнала. Классическая завязка для космического фильма ужасов — короткого, но от этого не менее жуткого.

Zero Days VR, режиссер Ясмина Элайят, 2017 год

Достаточно продолжительная для такого формата VR-документалистики (идет аж 21 минуту) работа Zero Days VR Ясмины Элайят номинирована буквально на все важнейшие кинопремии мира. В списке и шорт-лист «Оскара», и «Золотой медведь» Берлинале, и даже «Эмми» в номинации «Новые подходы в создании новостных и документальных программ». В Zero Days VR Элайят пытается с использованием новых технологий понять, как работает компьютерный вирус Stuxnet, обнаруженный в 2010 году. Его уникальная особенность в том, что он стал первой компьютерной программой, которая может физически разрушать инфраструктуру.

Направление VR-кино прошло стремительный путь от экспериментов и фан-контента для развлечения публики на выставках современного искусства до серьезного жанра, который демонстрируют престижные кинофестивали — Канны, Венецианский и «Сандэнс». А такие режиссеры как Даррен Аранофски и Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор») выбирают VR-технологии как способ воплотить свои идеи и заставить зрителя не просто смотреть кино, а переживать его — не зря на английском языке посещение VR-фильма называется именно experience, в переводе — «переживание, впечатление, опыт». А экс-продюсер Ларса фон Триера — Мишель Рейяк, курирующий теперь VR-секцию в Венеции, называет VR — будущим кинематографа.