14 января 2019

Эпоха интерактивного кино: чего ждать и бояться после «Черного зеркала: Брандашмыга»

В конце декабря на сервисе Netflix вышел интерактивный фильм «Черное зеркало: Брандашмыг» — первый эпизод сериала после годового перерыва. Несмотря на то, что это не первый опыт создания интерактивного кино и телевидения, именно этот проект может стать началом новой эпохи видеоконтента. «Хайтек» рассказывает о том, как устроен «Брандашмыг», почему он может изменить индустрию и чего нам ждать от интерактивного кино в ближайшем будущем.

Краткая история интерактивного ТВ

Интерактивное телевидение (или кино) появилось далеко не сегодня — один из первых экспериментов можно отнести к 1953 году и детской программе Winky Dink and You. Детям предлагалось прикладывать к телевизору листок бумаги и помогать персонажам рисовать дороги и другие объекты. Впрочем, это продлилось недолго, так как дети вскоре начали рисовать на самих телевизорах. На протяжении долгого времени интерактивное взаимодействие было особенностью книг (к примеру, серия Choose Your Own Adventure) и видеоигр. Настоящий бум интерактивного кино и ТВ начинается только сейчас — подходящие возможности взаимодействия с телевизором, технические возможности и другие инструменты появились сравнительно недавно.

Разные лидеры американского рынка видеоконтента уже пытались зайти в эту нишу — например, в 2017-м телеканал HBO выпустил Mosaic режиссера Стивена Содерберга. Проект позиционировался как интерактивная игра, и изначально был выпущен как приложение для смартфонов, а уже потом переформатирован в классический сериал. В приложении зритель мог самостоятельно выбирать, с точки зрения какого персонажа смотреть историю, и исследовать дополнительные материалы. Впрочем, проект не стал хитом. Mosaic скорее можно определить как артхаусное телевидение.

Первые попытки Netflix на поле интерактива относятся так же (как и у их предшественников в 1953 году) к детскому контенту. В 2017 году вышел интерактивный эпизод сериала Puss in Boots: Trapped in an Epic Tale, вскоре после него интерактив появился в эпизоде другого детского шоу — Buddy Thunderstruck. На протяжении каждого из них зрителю более десяти раз предлагается возможность выбора дальнейшего развития событий.

Однако еще до этого топ-менеджеры сервиса искали серьезный проект, который можно было бы сделать интерактивным — уже в сфере взрослого, качественного контента. Выбрали «Черное зеркало» — и после двух лет производства, 28 декабря 2018 года, вышел интерактивный эпизод (или фильм) «Черного зеркала» — «Брандашмыг».

Особенности интерактива и механика выбора

Действие «Брандашмыга» разворачивается в 1984 году — главный герой, программист Стефан, создает игру с одноименным названием. В зависимости от выбора зрителя дальнейшие события могут меняться — и привести к успеху, провалу, убийствам, тюрьме и даже раскрытию мирового заговора. На протяжении эпизода зрителям постоянно предлагается сделать выбор между двумя возможными вариантами дальнейшего развития событий — зритель сталкивается перед выбором примерно каждые три минуты.

Интерактив в «Брандашмыге» отличается от своих предшественников сложностью своей структуры. Чарли Брукер, создатель «Черного зеркала», говорил: «Я понимал, что в какой-то момент придется нарисовать диаграмму сюжетных ходов, но через несколько месяцев это все начало экспоненциально разрастаться». Из-за того, что механика просмотра не могла быть описана традиционными схемами, Netflix пришлось разработать собственное программное обеспечение, которое получило название Branch Manager.

Кадр из эпизода «Брандашмыг»

Из-за сложной структуры трудно сказать, сколько различных концовок имеет фильм — в Netflix говорят, что их около семи. В некоторых случаях действие может закончиться через несколько минут после начала просмотра, в других — более, чем через час. В любом случае зрителю предлагается вернуться к одной из поворотных точек и сделать другой выбор. Если не делать выбор вообще, Netflix автоматически сделает его за зрителя, и в результате будет обычный эпизод сериала, следующий одной сюжетной линии.

Однако условные семь концовок не означают, что есть семь способов посмотреть фильм: реальное их количество подсчитать очень трудно. Обычно после возврата к точке выбора и принятия другого решения зритель увидит нарезку дальнейшего действия, которое он уже смотрел. Но в некоторых случаях герои будут вести себя по-другому — знать то, что в теории происходило в других сюжетных линиях, а не в их нынешних. Есть даже секретные концовки, до которых можно дойти только после определенной последовательности решений.

Победа над пиратами

Интерактивное телевидение на данный момент предоставляет уникальные возможности оттянуть зрителей от пиратов. Если зайти на раздачи Bandersnatch на крупнейшем в России торрент-трекере RuTracker, комментарии под ними будут уникальными для подобной площадки: пользователи советуют зарегистрироваться на Netflix и посмотреть эпизод легально. Пиратам еще предстоит придумать технологию, которая будет адекватно — и с таким же удобством и погружением для пользователя — предлагать интерактивный контент. Ни один видеофайл, который можно скачать в интернете сейчас, не предоставит такой же возможности выбора сюжетных поворотов и контроля.

Это намного эффективнее блокировок (которые, как известно, не сильно уменьшили аудиторию пиратских сервисов), и это, возможно, является крупнейшей победой легальных площадок над пиратами за долгое время. Нет никакой возможности узнать данные по просмотрам на Netflix (компания традиционно не раскрывает цифры), но если эта гипотеза подтвердится, можно ожидать увеличения производства интерактивных шоу только по этой причине.

Несмотря на то, что проанализировать успешность проекта трудно, все равно можно ожидать увеличения производства интерактивных шоу. В данном случае Netflix будет задавать тренд как главный игрок на рынке — скоро не делать интерактивные сериалы будет значить остаться в прошлом. Помимо существующих Amazon Prime, Hulu и других крупных конкурентов, к выходу на рынок стриминга готовятся два гиганта — Apple и Disney, вкладывающие в новый контент миллиарды долларов.

Пока вы развлекаетесь, Netflix собирает данные

В американской прессе уже появились опасения о том, что главная функция интерактивного ТВ/кино — data mining, получение данных о пользователе. Netflix активно использует свои данные, но раньше система в основном была направлена на анализ предпочтений пользователей и выдачу релевантных рекомендаций. Интерактивный контент позволяет сервису узнавать не только, что и как смотрит пользователь, — теперь пользователя можно поставить перед любым выбором и узнать что угодно. В Bandersnatch есть примеры выборов, которые никак (или почти никак) не влияют на сюжет — первое решение зрителя состоит в выборе хлопьев на завтрак из двух предложенных брендов. Второе — в выборе музыки, которую слушает герой. Оба решения никак не влияют на историю, и отчасти помогают зрителю адаптироваться к геймплею фильма. Но уже понятно, что вряд ли дело ограничится только этим.

Кадр из эпизода «Брандашмыг»

Издание The Verge, к примеру, предрекает маркетинговые интеграции с Apple Music или Spotify, основанные на том, какой саундтрэк зритель выбрал во время интерактивного просмотра. Издание также пишет о том, что открытие интерактивного рынка может исправить финансовую ситуацию Netflix — с лета 2018 года стоимость акций компании продолжала падать. После премьеры «Брандашмыга», действительно, начался рост — 24 декабря одна акция Netflix стоила $234, к 11 января цена поднялась уже до $324.

Ирония заключается в том, что «Черное зеркало», которое неоднократно обращалось к теме бесконечного сбора данных и слишком таргетированной рекламы, само предоставило возможности для нового типа сбора данных. Но к сериалу трудно предъявлять претензии: он сам об этом предупреждал. Одна из сюжетных веток «Брандашмыга» уже предельно откровенна со своими зрителями — свободы воли нет, людьми управляет Netflix.