В начале 90-х производители контента для взрослых стали одним из двигателей технологического прогресса. Благодаря стараниям порноиндустрии носители VHS стали популярнее Betamax, а сервисы потокового видео и платежные системы к середине нулевых оказались одними из главных технологических трендов. То же самое можно сказать о телевизорах с технологией показа изображения в 3D.
Betamax — формат полудюймовых видеокассет (12,7 мм) для бытового использования, придуманный корпорацией Sony. Изобретен в 1975 году на основе прежнего профессионального формата U-matic (19,1 мм).
VHS — кассетный аналоговый формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный корпорацией JVC и представленный на японском рынке в 1976 году.
Интерес порноиндустрии к VR — событие из того же ряда. Уже сейчас большинство пользователей могут посмотреть порно в виртуальной реальности благодаря дешевым (около $10) очкам Google Cardboard, которые представляют собой картонную коробку с двумя линзами и целиком полагаются на возможности смартфона.
Относительная доступность технологии позволила VR-порно быстро стать популярным — по данным VRPorn.com, в августе 2018 года такие видео посмотрели почти 42 млн пользователей по всему миру. А запрос «VR-порно» оказался популярнее, чем «VR-игры», «VR-приложения» и «VR-видео».
Семь GoPro, панорамный шлем и робот с глазами-камерами
VR вполне подходит для порноиндустрии: с ее помощью студии смогут погрузить зрителя в происходящее на экране и заставить его почувствовать себя полноценным участником процесса. Новое техническое решение позволит кардинально изменить порно: зрителям больше не придется смотреть статичное видео, на котором пара занимается сексом: они сами могут выбрать угол обзора.
Съемка VR-порно происходит с одного ракурса на несколько камер, которые записывают видео в формате до 360°, в качестве от 4 до 8К и с разрешением от 3656×2664 до 7680×4320 соответственно. Высокая четкость изображения вкупе с высококачественным звуком и визуальными эффектами позволяет достичь у зрителя ощущения, что он находится внутри комнаты, в которой происходят съемки.
Панорамное видео дает зрителю право решать, под каким углом и в каком направлении смотреть видео. Например, в процессе просмотра пользователь может посмотреть в лицо модели, увидеть тело человека, глазами которого он смотрит, или рассмотреть обои на стенах студии.
Ограничения, которые VR-камеры накладывают на съемочную группу и актеров, делают съемки видео в виртуальной реальности крайне трудоемкими. Одной из причин является отсутствие на рынке VR-совместимых камер, таких как Jaunt One. Сложность заключается в том, что видео должно быть снято под разными углами одновременно, чтобы зритель при просмотре мог двигать головой во всех направлениях.
Что предпринимают компании
Отсутствие готовых решений для съемки видео в VR вынуждает компании изобретать собственные методы съемки. Стартап BaDoink и компания Kink использую наборы из семи камер GoPro, установленных под разными углами — DIY-камеры, пользоваться которыми вынуждены большинство режиссеров, снимающих в виртуальной реальности. Одновременная съемка на несколько экшн-камер позволяет получить 180- или 360-градусное видео, в котором зритель может смешать угол обзора в вертикальной или горизонтальной плоскости.
Название формата DIY (или D.I.Y.) — это аббревиатура известного английского выражения Do It Yourself, то есть «Сделай это сам».
DIY-камеры — камеры, которые переделывают или делают сами пользователи для своих целей. Например, так можно сделать самому IP-камеру.
Компания VR Bangers в прошлом году выпустила новое решение — оно представляет собой голову манекена со встроенным в нее набором камер. Две камеры расположены в глазах, еще две — в ушах, и одна — на макушке. Такая конструкция позволяет снимать панорамное видео с частотой 60 кадров в секунду. А встроенные в уши манекена бинауральные микрофоны позволяют создавать полноценное 3D-аудио.
Во время съемки манекен устанавливается между лицами актеров — это позволяет создать ощущение, что актриса или актер смотрит прямо на пользователя и обращается к нему.
Спустя несколько месяцев VR Bangers отказалась от использования манекена и представила 3D-печатный шлем с семью встроенными камерами, который позволяет снимать видео от первого лица и в реальном времени видеть результат съемки. Шлем позволяет снимать с разрешением до 8K и углом обзора до 300°.
По словам представителей студии, устройство позволит сохранить зрительный контакт — актрисе больше не придется задирать голову, чтобы увидеть глаза своего партнера. Для этого достаточно будет смотреть на шлем в районе лба. Кроме того, устройство позволит сделать процесс съемок менее неестественным.
В ближайшее время VR Bangers не планирует выпускать свои разработки на рынок, а будет использовать их в качестве конкурентного преимущества при производстве контента.
Что изменилось для актеров
Естественность актеров — одна из главных проблем VR-порно на данный момент. Отсутствие VR-совместимых камер, помимо трудоемкости процесса съемки, накладывает ограничения и на порноактеров. Во-первых, все видео в виртуальной реальности снимаются одним дублем, во-вторых, полноценное участие в таких роликах принимает только один актер.
Если при просмотре VR-порно пользователь повернет голову вниз, он увидит тело актера там, где должно находиться его собственное. Второй актер всегда находится напротив зрителя. По замыслу авторов, это должно придать изображению дополнительную реалистичность, однако в процессе съемки второму актеру приходится заниматься сексом фактически с манекеном.
Другая особенность VR-порно — необходимость сохранять зрительный контакт с пользователем. Чтобы отследить направления взгляды актрисы и придать видео большую реалистичность, съемочная группа использует мониторы с каждой камеры. Аналогичные устройства позволяют музыкантам следить за качеством звука во время выступлений.
Некоторые студии пытаются компенсировать недостаток естественности аудиоэффектами. Речь идет о добавлении в видео звуковых стимулов, которые вызывают автономную сенсорную меридиональную реакцию (ASMR). Этот феномен восприятия характеризуется приятным ощущением покалывания в затылке, распространяющегося в виде мурашек по коже шеи и спине к конечностям.
Самые распространенные ASMR-стимулы — мягкая и медленная речь, шепот, мягкое шуршание, хруст пластиковой или бумажной упаковки, целлофана в руках, причмокивания ртом и цоканье языком. Этот феномен, который пока не получил научного объяснения, получил широкое распространение на YouTube и Twitch. Раздел, посвященный ASMR-порно, есть и на Pornhub — теперь его взяли на вооружение и производители VR-порно.
Как реагируют зрители
Несмотря на все усилия порноиндустрии, зрителям смотреть VR-порно пока не слишком удобно. Из-за особенностей съемки при просмотре видео в виртуальной реальности пользователям приходится выгибать шею и наклонять голову вперед, чтобы увидеть модель. Другой, и еще менее удобный вариант — вставать на локти в лежачем положении.
Другая проблема заключается в качестве изображения. Несмотря на то, что VR-порно снимается в качестве 4K и выше, доступные большинству зрителей картонные Google Cardboard за $10 не способные передать исходную картинку — в данном случае пользователи действительно получают то качество, за что заплатили. При этом действительно мощные VR-гарнитуры, такие как Oculus Touch или HTC Vive, по-прежнему доступны только разработчикам и крупным компаниям.
Врезка
Третья проблема заключается в том, что виртуальная реальность сама по себе не способна передать физических ощущений, а может только заставить зрителя думать, что он их испытывает.
Для решения последней проблемы игроки рынка пытаются интегрировать секс-игрушки в VR-порно. Одна из стареших порностудий, Naughty America, разрабатывает игрушки с тактильной обратной связью, которые позволят зрителю любого пола получит физическое удовлетворение от просмотра порна. В то же время калифорнийская Abyss Creations работает над секс-куклами RealDolls, в которых используется искусственный интеллект, который позволяет им общаться с владельцами.
Решение этих проблем, актуальных и для VR-игры, VR-приложения и VR-видео, позволит продвинуть технологию виртуальной реальности далеко вперед. И не исключено, что именно порноиндустрия станет двигателем ее развития.
Изображение на обложке: Zuma / TASS