Оливье Мариан, Arteia — об искусстве на блокчейне, ценности цифровых копий и диджитализации музеев

Музеи и другие культурные институции все больше меняются под воздействием цифровых технологий. Посетители замечают это из-за VR, AR и других выставочных проектов, но многое остается невидимым для публики. Стартап Arteia разработал систему управления коллекциями искусства и блокчейн-платформу для арт-рынка. На конференции ЦИПР «Хайтек» поговорил с сооснователем проекта Оливье Марианом о том, как под воздействием инноваций меняются культурный рынок и само искусство.

Цифровые каталоги-резоне и провенанс

— Ваша платформа создана для индивидуальных коллекционеров или вы работаете и с музеями?

— Пока что в основном мы работаем с коллекционерами и художниками, но также общаемся и с культурными институциями, например, с Foundation Napoli. Сотрудничаем с большими компаниями, банками. У них зачастую есть коллекции искусства. У JPMorgan Chase, UBS где-то 30 тыс. произведений искусства, которые висят в офисах по всему миру, и они не знают, где точно что находится. А эти работы имеют большую ценность. Так что для них необходимо подобное решение для каталогизации. Сейчас я больше говорю про систему управления коллекцией, вторая часть нашего продукта — это блокчейн и база данных провенанса. В этом направлении мы пока что работаем с художниками, их наследием. И многие молодые художники заинтересованы в цифровом каталоге-резоне, потому что они из этого поколения.


Провенанс — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах.

Каталог-резоне — научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника.


Фото: ЦИПР

— Насколько европейские культурные институции заинтересованы в цифровых изменениях, видят ли они ценность таких решений?

— Опыт показывает, что они видят ценность и понимают ее очень быстро. Наш продукт очень просто использовать, он эргономичен, ценность видна сразу после демонстрации. Несмотря на это, действительно, у институций медленные процессы принятия решений. Не всегда дело в бюджете. Это вопрос правильных людей, которые принимают решения, и времени, необходимого для переноса данных и обучения сотрудников новой системе. Но мы постепенно решаем эти проблемы. Мы все успешнее автоматизируем процессы переноса данных. Один из создателей компании, Марек Забицкий, работал в музее 25 лет — он близко знаком со всем программным обеспечением, которое используется в музеях. И знает, как структурированы данные. Так что наша экспертиза позволяет помочь институциям в процессе переноса.

Врезка

— Про проблему подлинности и блокчейн — для аутентификации физической копии с цифровой копией нужна какая-то связь. Как вы относитесь к NFC-тегам?

— Мы работаем с NFC и RFID в рамках управления хранилищами, так что знакомы с технологией. Самая большая проблема со старым искусством — его нельзя изменять. Конечно, можно прикрепить RFID-тег на обратную сторону рамы, но его можно снять. Есть некоторые теги, которые в теории невозможно снять, но пока что я не видел полностью безопасного решения. А оно должно быть: если технология работает в 90% случаев, это не стоит того.


NFC, Near Field Communication — «коммуникация ближнего поля», «ближняя бесконтактная связь». Это технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии 4 см.

RFID, Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация, способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.


Лицензия на копии картин

— Сегодня качество цифровых копий картин настолько высоко, что многие детали видны лучше, чем в оригинале. Тем не менее, цифровые копии сами по себе не считаются ценными. Как вы думаете, можно ли ожидать изменения ценности цифровых копий?

— Я считаю, что этот рынок очень привязан к оригиналам. Буду старомодным и скажу, что я тоже.

— Потому что у вас есть своя коллекция.

— Это правда, но, опять же, если я предложу вам оригинал или копию, думаю, что вы выберете оригинал.

Врезка

— Сейчас многие современные художники создают цифровые объекты искусства в лимитированных тиражах. Возможна ли ситуация, при которой музеи начнут издавать цифровые копии старых произведений искусства лимитированными тиражами?

— Я думаю, на этот вопрос ответит рынок. С блокчейном можно создавать лимитированные тиражи произведений искусства. Раньше мы считали, будто цифровой файл так легко скопировать, что у него не может быть ограниченного тиража. Но на самом деле мы уже давно делаем так — с видео. Когда вы покупаете видео, то платите большие деньги за файл, по сути, за лицензию на этот файл. Так что в данном случае покупатель тоже будет платить за лицензию. Если рынок будет готов, это произойдет.

Цифровое развитие для музеев

— Сейчас многие стартапы разрабатывают похожие решения. Думаете, в конце концов все придут к чему-то универсальному?

Будет не очень удобно, если десять разных баз данных о провенансе будут существовать параллельно. Действительно, мы не одни работаем над этим, и многое мы обсуждаем с другими компаниями. Пытаемся разделять общее видение и создавать следующий стандарт. Я думаю, в итоге текущие решения придут к общему стандарту, от этого выиграют все. Это будет задачей для нас и конкурентов. Но рынок настолько молодой, что мы пока довольно открыто обсуждаем подобные вопросы с другими компаниями. Потому что пытаемся убедить рынок и нащупать лучшее решение.

Фото: ЦИПР

— Какие музеи, по вашему мнению, наиболее развиты в цифровом плане?

— Я могу говорить только о тех, где был сам. Недавно водил своих детей в музей Ван Гога в Амстердаме. Там придумали отличные способы вовлечения детей в выставки. Часто это очень трудно — привести в музей детей и заставить их сфокусироваться на полчаса. И я думаю, что технологии сильно помогут в этом. Дети будут счастливы пойти в музей и попробовать очки виртуальной реальности, планшеты, которые показывают, как была создана картина, анимации, которые рассказывают, почему художник выбрал эту тему. Я не знаю, что из этого лучше, но вижу много инициатив, которые показывают, что музеи думают в эту сторону. И мы увидим много интересного в будущем.

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости
Климатологи объяснили формирование в Антарктиде полыньи размером с Чехию
Наука
Частые кризисы повысили способность человечества выживать
Наука
Физики наблюдали кота Шредингера — превращение атомов из частиц в волну
Наука
Найдена самая глубокая дыра в мире
Наука
«Вышка» заряжает карьеру в IT
Технологии
Ученые создали клей, который работает как паутина Человека-паука (почти)
Наука
Новый препарат может обратить диабет вспять
Наука
На Марсе участились полярные сияния: что это значит
Космос
Форма известной туманности оказалась совсем не такой, как считали ученые
Наука
Исламский «Экскалибур» нашли в Испании: ему больше 1000 лет
Наука
«Человеческие нейронные сети потребляют около 20 Вт, а искусственные — сотни ватт»
Технологии
Ученые преодолели одно из ключевых препятствий для термоядерной энергетики
Наука
Телескоп «Джеймс Уэбб» показал детали космической Конской Головы
Космос
Ученые выяснили, как парниковые газы влияют на распространение болезней
COVID-19
Найдены доказательства необычной силы магнитного поля Земли в прошлом
Наука
Посмотрите, как быстро робот-гуманоид управляется с домашними задачами
Новости
Ядро атома впервые возбудили лазером: это открывает сверхточные измерения времени
Наука