;
Кейсы 18 февраля 2020

Что придумали в StartBlock, чтобы люди держали свои обещания

Далее

Придумать идею часто бывает недостаточно — необходимо найти оптимальный способ ее технической реализации и убедиться, что она нужна конечному клиенту. Для этого требуется тщательный технический аудит — отдельный этап в работе над проектом, а также разработка и тестирование минимальной версии продукта. Сооснователь компании StarBlock.Online, участник VK Hackathon 2019 Антон Печеркин рассказал «Хайтеку», как его команде пришла идея заниматься этим направлением, чем полезны для молодых разработчиков хакатоны и над какими проектами они сейчас работают.

Чтобы поддержать мотивацию, нужны деньги

Человек принимает важное для себя решение: похудеть или отказаться от сигарет. Сначала он полон энтузиазма, но постепенно желание что-то менять пропадает, и цель остается не достигнутой. Но если об этом знают другие люди и не просто поддерживают его решение, а создают специальный денежный фонд, сохранить мотивацию становится проще.

Команда разработчиков из компании StarBlock.Online придумала, как автоматизировать этот процесс. Пользователь выбирает подходящий челлендж в специальном приложении ВКонтакте и делает публичное обещание. Например, сбросить 10 кг за два месяца. Далее просит о поддержке, и другие пользователи переводят деньги в фонд оплаты. Сумма может быть любой, даже чисто символической. Если пообещавший справляется с задачей, деньги поступают на его счет. Если нет, то ему придется удвоить пожертвование. Все средства идут в Фонд ОРБИ — благотворительную организацию, занимающуюся проблемами инсультов. «На хакатоне-2019 был челлендж от фонда ОРБИ и решение создавали именно для них», — поясняет Антон.


Фонд ОРБИ — благотворительный фонд, борющийся с проблемами инсульта. Его специалисты оказывают финансовую и психологическую помощь больным и их близким, ведут просветительскую работу по профилактике инсульта и пропаганде здорового образа жизни.


Это один из проектов молодых разработчиков. Хотя компания существует всего год, у них накопилось много интересных проектов. А началось все в 2017 году, когда один из основателей компании Антон Печеркин принял участие в хакатоне по блокчейну.

От первого хакатона до первого продукта

Еще во время учебы в вузе на одной из ИТ-конференций Антон Печеркин познакомился с Русланом Канзепаровым. Молодые люди запускали совместные проекты — telegram-боты и приложения, но покупателей на свои разработки так и не нашли.

В 2017 году Антон заинтересовался участием в хакатонах и зарегистрировался на Blockchain Founder Hackathon. «Тогда блокчейн и криптовалюты были очень популярны. Но меня больше интересовала сама технология», — объясняет Антон.

Фото: Антон Карлинер / «Хайтек»

Молодой человек был готов в любой момент уйти с мероприятия, если у него ничего не получится. Пока формировались команды, он познакомился с Александром Дауркиным, и тот предложил Антону присоединиться к нему. Следующие два дня были наполнены интенсивной работой: команда создавала минимальную версию продукта — Pay4Meter — децентрализованной системы, связывающей собственника объекта и арендатора. С помощью нее можно безопасно заключать договор об аренде и осуществлять финансовый обмен в зависимости от истраченных ресурсов. Система работает в открытой сети блокчейна — Ethereum. Состоит из смарт-контракта и встраиваемых в систему IoT-устройств для измерения ресурсов, отправки в блокчейн информации и внесения изменений в систему. Разработка получила призы, а Антон заразился атмосферой хакатона и захотел повторить опыт.

«Это был первый хакатон, и он перевернул мое сознание. В первую очередь после него я предложил Руслану поучаствовать и в других конкурсах», — вспоминает он. Молодые люди начали участвовать в других форумах, заводили знакомства. Постепенно у них начала формироваться своя команда.

Антону с друзьями удалось выработать алгоритм работы, благодаря которому их проекты часто побеждали: из 30 хакатонов они выиграли 24. Команда участвовала не только в российских, но и в зарубежных конкурсах. Первым таким стал HackUPC Hackathon в Барселоне, на котором они заняли первое место с блокчейн-решением в области медицины HealthChain. Продукт позволяет доктору выписывать рецептурные препараты через систему блокчейн и гарантирует доставку лекарства конкретному пациенту. Затем последовали форумы в Германии, Беларуси, Южной Корее и Финляндии.

«HealthChain — система, которая принимает от доктора информацию о назначенном рецепте на лекарство конкретному пациенту, — объясняет Антон. — Она дает возможность заказать данное лекарство от производителя онлайн. К лекарству прикрепляется чип от производителя и гарантируется доставка конкретному пациенту. Вся информация записывается в надежный распределенный реестр. Система работает в открытой сети блокчейна — Ethereum».


HackUPC Hackathon — ежегодный международный конкурс для студентов-программистов. Проходит в Испании с 2014 года. Участники соревнуются в создании технических проектов: сетей, игр, мобильных приложений, оборудования, API. Участвовать можно командами до четырех человек или индивидуально.


Примерно через год, после завершения очередного конкурса, молодым людям стало интересно продолжить начатые разработки. Как правило, после окончания хакатона проект отправлялся на полку и на следующем конкурсе приходилось работать над новым. Антон с командой поняли, что им хочется проработать какое-нибудь решение более подробно и вывести его на рынок.

Вскоре представился удобный случай. Команда выиграла хакатон, организованный компанией «Ашан». На нем Антон с друзьями презентовали прототип indoor-навигации внутри магазина для быстрого поиска продуктов. Чтобы покупатель не тратил время, пытаясь сориентироваться в гипермаркете, а сразу шел в отдел, где продаются нужные ему предметы.

Фото: Антон Карлинер / «Хайтек»

В качестве решения на хакатоне Urban Tech Challenge StartBlock.Online предложили прототип мобильного приложения, в котором любой клиент может составить список своих покупок, найти и попросить совершить покупки знакомого, собирающегося в магазин. В магазине для быстрого поиска всех товаров покупатель может воспользоваться функцией indoor-навигации, а самостоятельное сканирование собранных товаров в приложении позволит сэкономить время.

«На хакатоне мы тесно сотрудничали со всеми представителями заказчика, предлагали идеи и совместно дорабатывали до итогового продукта, — вспоминает Антон. — Нас было три человека, но мы четко знали, как разделить задачи и сделать прототип, максимально отображающий весь полезный функционал. Была ситуация, когда за пять часов до сдачи проектов коллега в команде сломал работающий функционал indoor-навигации, при этом в спешке забыл пользоваться репозиторием. Было опасно. Думали: либо всё заработает, либо просто расскажем идею без продукта, что, конечно же, выглядит не очень. В итоге всё обошлось, и за два часа до сдачи весь прототип заработал. После победы на хакатоне мы продолжили сотрудничество с компанией “Ашан”».

Чтобы не усложнять клиентский путь и не создавать дублирующее приложение только для данного сервиса, а также из-за сложности внедрения продукта целиком в большую архитектуру текущего приложения компании, было принято решение разделить сам продукт на несколько частей и первым делом исследовать возможность внедрения indoor-навигации. В рамках первого этапа сотрудничества разработчики провели технический аудит возможных решений для функционала indoor-навигации, а также customer development (тестирование идеи — «Хайтек») на реальных покупателях для проверки гипотез и сформировали более четкое понимание необходимого функционала продукта.

«В дальнейшем планируем создание прототипа (MVP) и тестирование продукта на клиентах. Мы считаем, что именно первичное исследование и создание прототипа мы можем делать хорошо, помогая компаниям быстрее внедрять инновационные продукты», — резюмирует Антон.


Indoor-навигация — навигация и обнаружение объектов внутри помещения с помощью радиоволн, магнитного поля и других технологий.


В 2018 году Антон с Русланом зарегистрировали компанию StartBlock.Online и начали согласовывать с заказчиком дальнейшие действия.


Что такое хакатон?

  • Первое упоминание термина «хакатон» — 1999 год.
  • Средняя продолжительность — 1–3 дня.
  • В России за последние годы рынок хакатонов заметно вырос: если в 2017 году было проведено около 350 мероприятий, то в 2018-м уже более 500. Объем рынка составил 1 млрд рублей и 1,5 млрд рублей соответственно.
  • Количество участников российских хакатонов также растет. В 2017 году один конкурс собирал в среднем 100 человек, в 2018-м — 350–400 участников.
  • В сентябре 2019 года на финальном конкурсе «Цифровой прорыв» в Казани был официально установлен мировой рекорд — более 3 000 участников.

Как работает технический аудит

Когда дело дошло до реального сотрудничества, запросы заказчика поменялись. «На хакатоне решение смотрелось хорошо, но перед внедрением заказчик захотел собрать аналитику по рынку. Мы провели технический аудит: собирали технологии по рынку, какие решения применяются», — объясняет Антон. В итоге команда собрала семь различных вариантов продукта с указанием преимуществ и недостатков.

Фото: Антон Карлинер / «Хайтек»

Когда заказчик посмотрел собранные данные, ему понравился результат и на основании проведенного технического аудита стал понятен оптимальный вариант реализации продукта.

Параллельно с работой над проектом для «Ашана» Антон познакомился с компанией ONDER, занимающейся блокчейн-решениями. После чего объединились для создания крупного проекта о применении блокчейна в энергетике. Суть проекта: реализация транзакционной платформы для автоматической оплаты обмена энергии в виде токенов.


ONDER — компания, организовавшая платформу для создания, пилотирования и запуска новых бизнес-моделей на рынке распределенной энергии без централизованной биллинговой системы. В рамках платформы владельцы накопителей могут покупать и продавать энергию.


«Нам очень понравилось работать с блокчейном, но эта технология пока еще очень сырая, и законодательство в этой сфере развито слабо. Мы надеемся, что за 3-4 года эти белые пятна будут устранены», — говорит Антон.

Проекты и продукты

Своих первых клиентов команда нашла на хакатоне. Это был удобный способ: они презентовали минимальный продукт и общались с экспертами. Когда мероприятие завершалось, StartBlock продолжал общение с потенциальными клиентами и обсуждал возможное сотрудничество. Часть клиентов находили на тематических конференциях в России и за рубежом.

Пока готовые решения компании преимущественно ориентированы на сектор B2B. Создание продуктов для конечных пользователей тоже интересно компании, но здесь есть большая вероятность, что решение не заинтересует клиентов. Поэтому пока команда сосредоточена на работе с юридическими лицами. Стратегия StartBlock.Online предусматривает такой вариант, чтобы половину времени уделять развитию текущего направления, а вторую половину — тестировать и запускать свои продукты, которые будут ориентированы непосредственно на клиентов.

Среди разработок в сегменте B2C — платформа SaveTickets на блокчейне, предотвращающая мошенничество с билетами на мероприятия. «При покупке билета в агрегаторе нет гарантий, что его не подделают, — объясняет Антон. — На билете есть QR-код, по которому можно пройти на мероприятие. Это оставляет возможность для подделок и махинаций. Например, человек выложил фото билета в Instagram или показал его знакомому, а тот сфотографировал. В этом случае злоумышленники могут подделать билет. Если его продают на вторичном рынке, продавец может скопировать себе код и пройти по нему на мероприятие раньше покупателя. В итоге при проверке билета сканируется QR-код и проверяется текущий владелец билета, взятый из системы, другие копии и предыдущие владельцы не смогут воспользоваться проектом. Данный продукт мы презентовали на конференциях в Минске и Шанхае, а также ведем переговоры с билетными операторами о добавлении нашей системы при продаже билетов», — делится Антон.

Разработка StartBlock.Online позволит пользователям, скачавшим приложение, привязать к билету ключ, который заносится в систему смарт-контрактов. Когда человек захочет кому-то передать билет, через смарт-контракт в блокчейне владение билетом перейдет другому пользователю, и прежний владелец воспользоваться им уже не сможет. Таким образом, в системе у билета всегда будет один владелец и копирование QR-кода утратит смысл.

Еще одно направление, которым занимается компания, — это энергетика. На данный момент наиболее успешно развивается сотрудничество с компанией ONDER: совместно работают над развитием транзакционной платформы для peer-to-peer обмена активами в электроэнергии. Платформа считает, сколько энергии передается, и за нее мы даем соответствующее количество криптоактивов в оплату поставщику. Данное решение внедряется в рамках проекта НТИ «Энерджинет» по пилотной реализации архитектуры Интернета энергии (IDEA), а также в Сингапуре в рамках проекта REIDS.

Также в StarBlock.Online активно работают над другим продуктом — GreenRECs. Это платформа для учета и выдачи зеленых сертификатов при производстве электроэнергии из возобновляемых источников на основе технологии блокчейн. Данная система поможет создавать активы для производителей зеленой электроэнергии и как следствие стимулировать ее производство. А блокчейн позволит вести прозрачный реестр всех активов и гарантировать историю каждого сертификата.

Планы и перспективы

Сейчас в команде 10 человек. «Я занимаюсь изучением рынка, генерацией идей и проработкой до конечного видения продукта, Руслан Канзепаров больше отвечает за технический аудит и систематизацию, Григорий Мельников — за техническую архитектуру и проработку технологии, Анна Чухнина — за упаковку решения до конечного продукта и развитие бизнеса, Александр Соколов — за разработку продукта и доведение до работающей версии», — делится Антон.

Пока компания больше работает как проектный бизнес, но в перспективе хочет перейти к созданию своих продуктов. Идей для них осталось много еще с хакатонов, но все они нуждаются в доработке. «Мы хотим, чтобы эти два направления были поделены примерно поровну. Доход будет приносить проектная работа с компаниями, а на разработку продуктов для конечных клиентов, возможно, придется привлекать сторонние инвестиции», — говорит Антон.

Фото: Антон Карлинер / «Хайтек»

Команда создает и веб-приложения, и мобильные разработки. Также StartBlock.Online интересно машинное обучение и интернет вещей. В работе у компании есть проект по предиктивной аналитике.


Предиктивная аналитика — комплекс методов для прогнозирования какого-либо события на основе имеющихся фактов. Для этого используется статистика, анализ данных и теория игр. В результате клиент получает прогноз о вероятности интересующего его события и может выбрать оптимальное решение. Применяется в самых разных сферах: от решения о выдаче кредита до прогнозирования прибыли новой торговой точки.


«Например, у нас есть продукт и данные о том, как им пользуются клиенты. И с помощью нейронной сети можно будет прогнозировать рост пользователей и понимать, какие нужно внести изменения», — объясняет Антон.

Несмотря на интерес к блокчейну, свою компанию создатели позиционируют прежде всего как технический аудит и разработку пилотных проектов. Если у какой-то компании или стартапа есть идея, но нет понимания, как ее реализовать, Антон и его команда проводят технический аудит и предлагают инструменты решения. После этого менеджеры компании-заказчика выбирают, какой вариант их устраивает, и дальше StartBlock предлагает собрать минимальный продукт или прототип на базе выбранной технологии. Такой вариант не требует встраивания в архитектуру компании, его легко тестировать и дорабатывать. Внедрением окончательной версии занимается уже сам клиент.

«Мы планируем продолжать разработку крупных проектов для заказчиков с применением технологии блокчейн, для развития команды и получения опыта совместной работы. Также будем заниматься подготовкой новых продуктов для компаний, включая технический аудит решения, запуск пилотных версий и тестирование их на клиентах. Сейчас придерживаемся стратегии разделения времени нашей команды, чтобы инвестировать в разработку собственных продуктов», — резюмирует Антон.

Загрузка...