Еще не так давно телевизионные сети безоговорочно доминировали в охвате аудитории. Но всё изменилось в 2016 году, когда исследование, проведенное Nielsen по заказу Google, показало то, о чем многие говорили долгое время: традиционное телевидение умирает медленной смертью. Суммарная доля только одной мобильной платформы YouTube у зрителей в возрастной категории 18–49 лет превысила охват всех, эфирных или кабельных, телеканалов в США вместе взятых. Мы решили узнать у автора видеоконтента, правда ли, что YouTube стал новым телевизором, и почему соцсети безоговорочно изменили нашу жизнь. Участник «Вечернего Урганта» и популярный YouTube-ведущий Владимир Маркони встретился с «Хайтеком» в Иннополисе и рассказал о том, что из себя представляет аудитория нетелевизионных медиа, почему он смотрит сториз без детей и зачем ему нужны фотографии Кендалл Дженнер.
Владимир Маркони — российский юморист и шоумен, один из авторов провокационного шоу-проекта «Реутов ТВ», ведущий собственной рубрики в шоу «Вечерний Ургант» и участник популярных YouTube-проектов.
В 2007 году Владимир стал ведущим утреннего шоу на радио «Мегаполис» в Москве, параллельно работая на телевидении. Через несколько лет запустил YouTube-шоу «Письмошная». Огромная популярность пришла к юмористу благодаря пародийному интернет-проекту «Реутов ТВ». После закрытия «Реутов ТВ» Маркони стал одним из сценаристов шоу «Вечерний Ургант». В 2017 году Владимир исполнил второстепенную роль в полнометражном фильме Татьяны Капитан «Детки напрокат». В 2018 году стал одним из ведущих пранк-шоу «Шутники» на телеканале «ЧЕ!». С ноября 2018 года ведет YouTube-шоу Comment Out на канале «Чикен Карри».
В Иннополис, где проходила встреча «Хайтека» с Маркони, шоумен приехал, чтобы провести городской праздник «В Иннополис на огонёк».
«Я посол соцсетей на планете Земля»
— Согласно статистике, происходит постоянная миграция пользователей между соцсетями. Сегодня в России особенно заметна потеря аудитории у «Одноклассников», зато аудитория Facebook стала более взрослой и взвешенной. С чем это связано?
— Да, люди, у которых есть гуманистический запал, либеральные ценности, желание бурлить и впустую изливать свое мнение, находятся в Facebook. Это не хорошо и не плохо. Они для себя выбрали такую площадку, где их мнение, как они считают, важно.
А то, что люди ушли из «Одноклассников», — позвольте с вами не согласиться. Как по моему мнению, эта социальная сеть активна, ВКонтакте — тоже активна. И не вижу, чтобы так все активно переливались из одной социальной сети в другую.
— Какие критерии соцсетей важны именно для вас? Почему вы заходите, например, в те же «Одноклассники» и делаете там посты?
— Я начинаю свой день с того, что на четырех девайсах одновременно большими пальцами левой и правой рук, а также большими пальцами левой и правой ног нажимаю кнопку «вход» и захожу в «Одноклассники», Instagram, ВКонтакте и Twitter. Лично для меня быстрое получение информации — это важно. Так как я активно что-то выкладываю, допустим, в Instagram, мне интересно увидеть фидбэк. Ну и, конечно, фотографии Кендалл Дженнер. Для меня как пользователя интернета и социальных сетей важно выбирать такие соцсети, где можно раньше всех увидеть фотографии Кендалл Дженнер на коне и в нижнем белье.
— Как будут дальше развиваться соцсети? В чем их будущее?
— Хорошо, что вы обратились ко мне, ведь я посол соцсетей на планете Земля. Уверен, что они будут. Станут как «Алиса» или помощник Google. Любое слово скажешь, и они будут тебя вести к твоему выбору. Социальные сети будут всё больше пронизывать своими щупальцами и обволакивать умы землян.
Топ-5 российских блогеров Instagram по версии Brand Analytics
На YouTube условная искренность существует, но она максимально гипертрофирована
— Как бы вы квалифицировали контент на YouTube? Зачем люди вообще смотрят YouTube?
— Так как большую часть времени я посвящаю YouTube, то тоже часто задаю себе этот вопрос. Это часть потребности, которую не дает удовлетворить современное телевидение — профессиональное, высокобюджетное и дорогостоящее, но не такое оперативное. Какие-то актуальные события, которые случились за день, ты раньше всего увидишь в Twitter, и какое-то видео, связанное с этим — на YouTube.
Есть и такие новости, которые вероятнее увидишь на YouTube, чем в новостях на федеральном канале. Соответственно, YouTube — это дополнительный телевизионный канал. Качество контента у меня вызывает вопросы и удивление. Я думаю: кто же это смотрит? Шоу «Comment Out» смотрят воспитанные, платежеспособные, интеллигентные, умные, ироничные, остроумные люди, это понятно. Но остальные шоу — кто смотрит их? Вот это для меня большой вопрос. Многое, что показано на YouTube, это… раньше подобные вещи снимали редакции молодежных программ телевизионных каналов. Но делали это изящнее и тоньше. Теперь же какой-то молодежной повестки не существует. Если кто-то на телевидении и говорит с молодежью, то чудовищным языком, а в конце каждого слова еще твердый знак и ять регулярно используются.
Дети и подростки понимают, что с ними говорят неискренне. На YouTube условная искренность существует, но она максимально гипертрофирована. Люди показывают всё, каждый свой шаг. Они плачут, переживают и делают подарки в камеру. Возвращаясь к вашему вопросу, люди смотрят контент на YouTube, потому что это всё — лишь еще один ТВ-канал. В телевизионной сетке время поделено, допустим, в 9:00 — гимнастика, а в 9:30 — программа про сад и огород. YouTube — это телевизионный канал, где каждую секунду идет программа. По сути, это гигантский фудкорт, за который ты платишь своим временем. А время, как вы знаете, самое дорогое, что есть у людей.
— В будущем люди будут больше зависать на YouTube или смотреть телевизор?
— А знаете, я специально прилетел из будущего с ответом на ваш вопрос и с большим удовольствием его открою. Даже несмотря на грядущий закон, который беспокоит многих — о суверенном интернете, я уверен, что люди, конечно же, будут смотреть YouTube. Это прежде всего подвижная аудитория, то есть те, кто не обременен обязанностями: люди без семьи, которые могут распоряжаться своим временем, как они хотят.
Но телевидение — это все-таки продукт со знаком качества. Когда включаешь, допустим, канал «Культура», понимаешь, что можешь оставить и посадить ребенка, и тебе не страшно. Люди будут смотреть телевидение тоже, и я не считаю, что сейчас у телевидения проблемы, увядание или угасание. В YouTube, даже когда я пролистываю сториз, делаю это, когда нет ребенка рядом, потому что я не знаю, что там будет: возможно, лексика или обращения, которые я не использую, которые мне неприятны, и я не хочу, чтобы люди, которые мне дороги, говорили на таком языке.
В интернете сейчас тоже большие бюджеты. Часто они пытаются соприкасаться и соотноситься с телевизионными, но телевизионные — все-таки серьезные и большие финансовые ресурсы. На YouTube ты легко можешь записать утром программу и выпустить ее вечером того же дня. У тебя нет никаких ограничений — твоя производственная команда, небольшая и мобильная, часто на одном человеке бывает несколько функций. В телевизионном производстве у каждого человека своя функция, каждый человек специалист в чем-то конкретном. Но тебе нужно много людей и условные сто рублей, на телевидении они расходятся на 100 человек, а в YouTube тебе, допустим, дают 50 рублей, но они расходятся у тебя на пять человек. И учитывая эти математические формулы, в YouTube можно получать за хорошую качественную работу. Парни с телевидения могут делать интернет-шоу, сопоставимое по качеству с телевизионным и за более серьезное вознаграждение.
«Скоро канал “Культура” удивит нас: два хора будут брать арматурины и начинать месилово»
— Есть сериал «Черное зеркало», там по сюжету люди ставили лайки за соцактивность. По вашему мнению, это фантазия или все-таки наше будущее?
— Лайки за соцактивность уже существуют, за фотографии в бикини с бокалом напитка, за смешной тик-ток в соцсети. Всё это уже есть, и сериал «Черное зеркало» ничего нового не открыл, просто показал существующий вопрос и сделал его более эпичным. Поднесли лупу к серьезной и важной вещи. Сейчас все вокруг в какой-то социальной активности. И люди, которые свободны от этого, я им искренне не то чтобы завидую, я их уважаю. Люди, которые говорят: я не веду Instagram, потому что мне это неинтересно, — цельные личности, и это здорово. Но так как моя работа связана с медиа и интернетом, то для меня это инструмент популяризации. Например, «Ребята привет, вышел новый номер, обязательно посмотрите». Мне гораздо удобнее выложить информацию в Instagram, и работает это гораздо лучше.
— В том же сериале розыгрыши стали частью культуры будущего. Не думаете, что нас ждет то же самое?
— Прекрасный вопрос, спасибо большое! Мне кажется, что вот мы, на нашем с вами веку, уже будем наблюдать шоу типа «Бегущий человек». И экстремальные развлечения, где, возможно, даже жизнь человека ставится под вопрос, совсем скоро тоже появятся. Поэтому я всё время включаю канал «Спас», в расчете на то, что такое шоу там проскользнет. Ну и канал «Карусель», конечно. Но пока что ни тот, ни другой не забираются на этот развлекательный Эверест.
Такие шоу существовали. «Большие гонки» на Первом канале, где человек выполняет какое-то смешное наказание, но есть вероятность и опасность, что его на рога поднимет настоящий бык. Вот это было по-настоящему. Это было семь лет назад. Шоу, где человека могли укусить ядовитые животные, тоже существовало. «Последний герой», который был на Первом канале и сейчас на канале ТВ3. Мы где-то в касании, движемся где-то рядом, пока не переходя эту незримую границу. Но индустрия развлечений довольно пластична, и я уверен, что совсем скоро канал «Культура» удивит нас чем-то подобным. Когда два хора во время выступления будут брать арматурины и начинать месилово.
Самые популярные реалити-шоу по версии сайта imdb.com:
- Певец в маске (с 2019 года). Конкурс-угадайка для вокалистов по корейскому формату King of Mask Singer. 12 знаменитостей поют в специальных костюмах, скрывающих личность. Один из певцов исключается каждую неделю и разоблачается. Зрителям, чтобы угадать певца, даются подсказки.
- Последний герой (с 2000 года). Реалити-шоу, в котором группа участников высаживается в отдаленном месте, имея с собой только одежду. Единственный «выживший» в этом конкурсе получает миллион долларов.
- Проклятие острова Оук (с 2014 года). Два брата из Мичигана, Рик и Марти Лагина, на протяжении всей жизни интересовались загадкой острова Оук. Вооружившись современной техникой, они пытаются отыскать сокровище легендарного острова.
- Жизнь у полярного круга (с 2013 года). Ежедневная борьба за жизнь в суровом штате Аляска, где одно неверное решение может стоить вам жизни.
- Призрачные приключения (с 2008 года). Зак Баганс, Аарон Гудвин, Билли Толи и Джей Уэсли исследуют самые страшные, самые печально известные места с привидениями в мире.
— Как изменился жанр пранка за последнее несколько лет?
— Все стали ироничнее и недоверчивее. Люди с помощью телефонов уже распробовали все виды прикольчиков, поэтому общее недоверие к происходящему есть у всех. Они подсознательно думают: «Возможно, это какой-то розыгрыш, что-то происходит, меня просто пытаются обмануть, украсть все мои деньги и выписать из квартиры». Думаю, что пранк уже отыграл свое.
— То есть будущего у таких шоу не будет?
— Я недавно снимался в шоу Impractical Jokers. Мы успешно шли, рейтинги и всё такое. Всё работало: было смешно и весело. Но было какое-то понимание, что, наверное, это последний удачный аккорд в пранках на телевидении. Потому что всё эволюционирует, меняется юмор. Отошли анекдоты, фельетоны и такой вид прикольчиков, как пранк, розыгрыш, как называем его мы, миллениалы, постепенно тоже отходит.
— Как бы вы охарактеризовали себя в будущем? Владимир Маркони будущего — какой он?
— В полосатой рубахе и шапочке капитана. Я еду на яхте по Рыбинскому водохранилищу к себе на работу записывать 3 377-й выпуск шоу Comment Out. И как, ну что, что я скажу? В будущем… прекрасное, уверенное видение YouTube-шоу, телевизионных шоу, местами даже продюсирование. И, конечно же, лицо на обложке в журнале «Лиза». Вот это цель моей жизни. И еще стать главным редактором журнала «Тещин язык». Это для меня, пожалуй, две амбициозные задачи, к которым я стремлюсь.