EdTech-решения изменяют традиционные представления об образовании на наших глазах. Школьники играют в игры, чтобы на эмоциональном уровне закреплять полученные из учебников знания. ИИ выдает задания и проверяет их, освобождая время для личного подхода учителя к каждому ученику. А VR и AR превращают уроки истории и географии в настоящие путешествия. Управляющий директор платформы «Знания» в Польше, России и Румынии Михал Гвяздовски рассказал о том, какие тренды станут драйверами развития «школы будущего» в течение следующего десятилетия.
Место технологий в школе сегодня
Технологические решения делают обучение легче и интереснее. Наши пользователи рассказывают, как играют всем классом в Kahoot, пишут тесты через онлайн-ресурсы или занимаются на уроках физики в программе «Виртуальная лаборатория». Теперь не обязательно учиться строго по конспекту. Большинство респондентов опроса о роли технологий в школьном образовании, который мы провели на портале в декабре 2019 года, предпочитают альтернативные методы изучения нового материала:
- 30% ответили, что им лучше начать с практического задания;
- 18,1% — посмотреть видеоурок;
- 10,2% — сделать групповой проект.
На наших глазах формируется концепция школьного образования 4.0 по аналогии с индустрией 4.0, которая уже рождается в результате внедрения технологических решений в различные сферы. Ключевыми факторами такого симбиоза становятся распространение беспроводной связи, повышение доступности искусственного интеллекта, интернета вещей и других технологий. Всё это делает разные сферы промышленности умными. А образование нового поколения призвано готовить школьников к вызовам современного мира, для которого характерна и динамичность, и способность быстро обучаться. Сейчас в профессиональной сфере уже не требуется только высокая квалификация, нужно быть проактивным и обладать всевозможными «мягкими навыками» (от англ. soft skills — «Хайтек»).
В решении этой нелегкой задачи на помощь учителям также приходят технологии. На первый взгляд кажется, что они только увеличивают дистанцию между учеником и учителем, уменьшая роль последнего. Но на деле всё оказывается по-другому: сервисы, платформы и приложения помогают минимизировать рутину в работе педагога и освободить время для более важных задач: уделить каждому ребенку больше внимания, помочь с выбором профессии и предметов для сдачи государственных экзаменов, а также сформировать гибкое мышление. Вопреки распространенному мнению, вместе с внедрением технологий важность профессии учителя только возрастает.
Главная задача образования будущего — привести технологический прогресс и человеческий капитал к единому знаменателю, чтобы школы могли дать достойный ответ высоким требованиям будущего. Новый этап уже наступил и проявляет себя по-разному: девайсы интегрируются в классные комнаты, учитель и ИИ работают в синергии, учебный план адаптируется под темп и стиль обучения каждого ребенка, а сам процесс становится непрерывным.
Пиринговые платформы для обмена знаниями
P2P-платформы (от англ. peer-to-peer, «от участника к участнику» — «Хайтек») основаны на экономике шеринга, то есть совместного потребления, и существуют во многих сферах. К ним относятся сервисы, не нуждающиеся в представлении: на одном можно найти квартиру для отпуска, на другом — заказать такси от метро, на третьем — попросить кого-нибудь погулять с собакой.
Образовательные P2P-платформы за секунды объединяют учеников (и взрослых, в зависимости от специализации сервиса) с разными способностями для поиска ответа на общий вопрос и обмена знаниями. В сфере школьного образования это ресурсы, где ребенок получает подробное и понятное объяснение от других пользователей. Особое внимание уделяется проверке ответов — например, у нас специально отбираются модераторы, которыми могут стать и сами школьники, грамотно отвечая на вопросы других. В обеспечении базы знаний модераторам помогают компьютерные алгоритмы, фильтрующие язык и обнаруживающие спам.
Новое десятилетие вряд ли принесет существенные изменения в сфере интеграции пиринговых платформ в школьное образование, поскольку границы традиционной системы достаточно жесткие. Однако подобные сервисы станут «отражением» внешкольной активности ребенка: как он отвечал на вопросы других, скольким сверстникам помог и каким было качество ответов. Эта информация отображается в профиле, которым можно поделиться, например, с приемной комиссией университета и заработать дополнительные баллы за факультативную деятельность.
Обучение в формате игр
Школьники любят онлайн-игры, поэтому неправильно обходить их интересы стороной. В отличие от геймификации, когда к стандартизированному обучению добавляют игровые элементы, в образовательных играх модель изучаемого вопроса интегрирована в механику. Это эффективный неакадемический инструмент для помощи в освоении теории, который связывает знания с эмоциями и позволяет запомнить материал на долгое время.
Например, стратегия Civilization предлагает массу возможностей для изучения истории, так как персонажи и города в игре основаны на исторических прототипах. Играя за Монгольскую империю во главе с Чингисханом, пользователь получает доступ к способности «Уртуу», которая позволяет прокачивать дипломатические навыки и мощь государства. В реальном мире уртуу — это монгольская почта, одна из старейших в мире. В те времена почтовые станции использовались разведкой, чтобы быстро доставлять руководству информацию — и, следовательно, наращивать военный потенциал.
Знания, полученные в учебниках, можно закреплять в игровом контексте. В будущем возможна интеграция игр в учебный план. С их помощью можно наглядно проиллюстрировать теоретические положения, а также помочь детям на практике разобраться в причинно-следственных связях. В случае с историей и Civilization игрок управляет правителем и продумывает стратегию защиты государства, рационального освоения ресурсов и выстраивания отношений с соседями.
Для профессионального развития учителей в этом направлении работают специализированные программы, например, Шеллеровская программа обучения учителей, разработанная в Массачусетском технологическом университете, или сервисы, нацеленные на обучение в игровом формате — Школакола или Кодвардс.
ИИ для персонализированного и адаптивного обучения
Количество детей в классе и самих классов не позволяет учителю отслеживать уровень знаний каждого ученика. Педагоги заняты подготовкой урока, проверкой домашних работ и тестов, учетом оценок и посещений, приготовлениями к проверкам или педсовету.
ИИ помогает освободить время на то, чтобы уделять больше персонального внимания и помогать детям тогда, когда это требуется. Сервисы для персонализированного и адаптивного обучения берут на себя всю рутину — проводить тесты, проверять их и выставлять оценки. Если ребенок ошибется, сервис даст объяснение и предложит другой вариант задания такого же типа. Это эффективно решает проблему ликвидации пробелов в знаниях, а система мотивации отлично влияет на школьников: дети увлеченно решают тесты, чтобы обогнать одноклассников. Данные нашего декабрьского опроса также показали, что почти половина учителей — 42,5% — проводили тесты или контрольные работы с помощью онлайн-сервисов, позволяющих зайти на сайт и выполнить задания. К таким можно отнести ЯКласс.
В течение следующего десятилетия решения на базе ИИ научатся вести учет посещаемости и успеваемости, а также начнут предлагать задачи на чтение с текстами, адаптирующимися под уровень учеников. Тогда искусственный интеллект перейдет на следующую ступень и сможет обучать по упражнениям, проверка которых не поддается полной формализации. По результатам для учеников будет доступна обратная связь, а для преподавателей — систематизированная информация о прогрессе. Мотивация будет выстраиваться на основе персональных особенностей ребенка.
Вовлечение с помощью AR/VR и иммерсивных технологий
По мере развития AR/VR технологий растут и их возможности, которые можно применить в образовании. Одно из преимуществ — виртуальная и дополненная реальности фокусируют внимание детей на предмете, а также помогают связать знания с эмоциями, благодаря чему материал запоминается на долгое время. Такие сервисы имеют сильные стороны в сфере обучения детей с особенностями развития. Например, школьники с расстройствами аутистического спектра могут виртуально посетить любую экскурсию, при этом минуя угрозы, связанные с дискомфортом пребывания в людных местах.
Безусловно, оборудование для занятий в VR- и AR-формате — это большой расход для учебных заведений. Для школ более актуальны иммерсивные платформы, как например, Lyfta. Для их использования не требуются дорогостоящие шлемы. При помощи обычного компьютера или планшета урок превращается в увлекательное интерактивное путешествие. Вместо пересказа параграфа по истории или географии можно отправиться прямиком в то место, о котором говорится в учебнике. Например, посетить дома местных жителей в африканской стране, буквально увидев их быт своими глазами. Иммерсивный опыт усиливает мотивацию узнавать больше и повышает уровень вовлеченности школьников, а ведь это основополагающие факторы для достижения академических успехов.
Иммерсивные технологии для школьного образования, включая AR/VR, будут с высокой вероятностью активно развиваться в ближайшем будущем. Кроме того, исследовательская компания ABI Research сообщает о тренде на снижение стоимости оборудования в США, за которым должно последовать и глобальное удешевление. В таком случае педагоги смогут убедить руководство школы инвестировать в эту сферу, и классы станут настоящими лабораториями по дополненной и виртуальной реальности. Этот тренд тесно связан с обучением в формате игр и открывает целое поле для разработчиков: комплексные обучающие программы откроют детям много возможностей для погружения в предмет.
Умные школы: интеграция технологий в классные комнаты
Находят свое применение в школах и лаборатории виртуальной реальности — классные комнаты уже встали на путь трансформации через умные решения. Мы уже привыкли жить рядом с технологиями умного дома, изучающими привычки людей и настраивающие все системы в соответствии с ними. То же самое может происходить и в школьной аудитории, когда все продвинутые девайсы и сервисы объединятся в единую настраиваемую среду.
На смену грифельным и магнитным доскам уже пришли интерактивные экраны. Это большой шаг вперед, который можно сравнить с изобретением первой грифельной доски. Тогда она позволила увеличить численность классов и способствовала повышению доступности образования. В свою очередь сегодня интерактивная доска фасилитирует и преобразовывает способы взаимодействия учителя и учеников с образовательным контентом.
С помощью интерактивных сенсорных экранов ViewSonic преподаватели могут управлять виртуальными методическими материалами. Контент отображается на экране как на проекторе, в режиме реального времени. Отличие заключается в том, что несколько человек могут одновременно рисовать, писать и комментировать контент, что делает экран своеобразным хабом для коллективной работы в классе. Удобные функции включают запись экрана, обмен QR-кодами и многое другое.
Классы будут становиться еще умнее — интерактивными экранами дело не ограничится. У каждого ребенка будут планшеты для персонализированного обучения, классы обеспечены зарядными блоками для бесперебойной работы девайсов, интерактивные экраны дополнятся 3D-визуализаторами. Это не просто фантазия — такие разработки уже существуют на рынке, а продвинутые школы стремятся стать пионерами в их применении.
Заглянем в будущее
Инновации в образовании помогают детям учиться, а учителям — учить. Большинство пользователей нашей платформы считает, что учителя хорошо разбираются в технологиях и гаджетах (22,7% дали позитивный ответ на этот вопрос, 38% выбрали опцию «Скорее да, чем нет»). 32,9% учителей используют онлайн-курсы или вебинары в учебном процессе, а 45,4% учеников пользуются электронным дневником. В США 89% школьников отмечают, что используют EdTech-инструменты во время занятий как минимум несколько раз в неделю. 71% часто применяет их вне школы для помощи с домашней работой. Образовательный процесс становится проще за счет того, что технологии дополняют существующую систему.
Повышение компьютерной грамотности и проникновение интернета позволит еще больше увеличить эти показатели. Темпы развития EdTech-проектов убеждают, что будущем доступной реальностью могут стать интерактивные лекции, на которых преподаватель сможет в реальном времени демонстрировать движущиеся объемные объекты, моментально получать результаты тестов и общую статистику по классу, а также адаптировать учебный план с помощью рекомендаций ИИ.
Всего лишь несколько лет назад любое устройство воспринималось только как развлечение, но технологии доказали свою состоятельность и как эффективный инструмент обучения. Благодаря им стал важен результат, а не процесс, который трансформируется на наших глазах.