Наука 24 апреля 2020

Древние мезоамериканские священники вырывали сердца. Причем 3 разными способами

Далее

В исследовании, опубликованном в Current Anthropogy, ученые провели анатомический анализ скелетов и сравнили его с систематически проверенными историческими источниками и более чем 200 экземплярами парадной экстракции сердца в кодексах. Сосредоточив внимание на расположении отверстий, созданных в грудной клетке для удаления сердца и крови жертвы, авторы изучили возникающие переломы и следы на суставных скелетах, чтобы сделать вывод о характере входной раны и возможных используемых инструментах.

Жертвенные ритуалы с извлечением человеческого сердца были распространенной религиозной практикой во всех древних мезоамериканских обществах. Предназначенные для умиротворения и почитания определенных божеств, жертвы служили актами силы и запугивания, а также демонстрацией преданности и благодарности. Человеческие жертвы были высоко структурированными, сложными ритуалами, выполняемыми элитными членами общества, и церемонии включали множество процедур, пропитанных символическим значением.

Учитывая разнообразие жертвенных ритуалов по всей Мезоамерике, исследователи утверждают, что междисциплинарный подход, включающий научные и гуманистические доказательства, необходим для того, чтобы получить более детальное понимание процедурных элементов и религиозных последствий человеческих жертвоприношений в классический и постклассический периоды.

Так выглядят раскопки и скелет человека, которому извлекли сердце во имя жертвоприношения

Широта исходного материала и множество дисциплинарных подходов привели к дискуссии среди ученых. В то время как археологические данные предоставляют доказательства этих церемоний, менее ощутимые элементы ритуалов, такие как символика этих процессов, может быть труднее различить. Описания человеческих жертв и извлечения сердца также можно найти в письменных свидетельских показаниях и мезоамериканской иконографии. Однако свидетельские показания часто были непоследовательными, особенно в отношении положения места добычи.

Используя данные судебно-медицинской экспертизы в сочетании с анализом этноисторических данных, авторы подробно описывают три различных метода извлечения сердца:

  1. разрез непосредственно под ребрами (субдиафрагмальная торакотомия);
  2. разрез между двумя ребрами (межреберная торакотомия);
  3. горизонтальное отделение грудины для доступа к сердцу (поперечная двусторонняя торакотомия).

В то время как предыдущие исследования показали, что субдиафрагмальная торакотомия была обычной практикой, новое исследование предоставило реконструкции межреберной торакотомии и поперечной двусторонней торакотомии.

В дополнение к более полному пониманию методов и устройств извлечения, исследование раскрывает новые интерпретации взаимосвязи между процедурами торакотомии и концептуализацией человеческого тела как источника «оживляющей материи» или пищи для богов. Сердца и кровь были предложены в качестве поддержки божествам, представляющим солнце и землю, в знак признания их жертвоприношений во время создания вселенной. Данные, в том числе лингвистический анализ древней мезоамериканской терминологии, подтверждают предположения, что эти обряды служили актами обязательства, взаимности и повторной постановки.

Междисциплинарный характер исследования позволяет проводить дальнейшие исследования, предлагая основу для анализа жертвенных ритуалов в других древних обществах, включая древние цивилизации в Андах и Индии.