По данным на 18 мая, в Африке зафиксировано более 85 тыс. случаев заражения COVID-19, а число погибших составило 2 764. Число заражений на континенте не выглядит впечатляющим, — это всего на тысячу больше заболевших, чем в Китае, и намного меньше, чем в Перу — хотя населения Африки несопоставимо больше, чем в этих странах.
Однако проблема не в количестве заболевших, а в скорости, с которой распространяется эпидемия. По оценке специалистов из ВОЗ, COVID-19 распространяется из столиц африканских государств (где достаточный уровень тестирования) в отдаленные районы (там оценить количество зараженных проблематично).
Это подтверждает директор Африканских центров по контролю и профилактике заболеваний Джон Нкенгазонг — по его словам, количество заболевших сильно занижено из-за «крайне ограниченных» возможностей тестирования. Кроме того, в организации считают, что в Африке недостаточно аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), необходимых пациентам, которые тяжело переносят COVID-19.
Какие меры принимают эпидемиологи?
Помимо введения ставших традиционными мер, таких как обязательное ношение масок, карантин и социальное дистанцирование там, где это возможно, эпидемиологи вынуждены искать нестандартные решения в борьбе с быстрым распространением эпидемии COVID-19.
Специфическое решение удалось найти эпидемиологам из Британского университета Хадерсфилд — их проект получил название «Спасительные колыбельные». В попытке разработать дешевое средство для информирования жителей сельских районов Африки об опасных заболеваниях, в том числе о COVID-19, исследователи создали в Замбии вокальный ансамбль из местных жителей, которые поют «колыбельные-наставления». Это традиционные песни, которые исполняются для матери после рождения ребенка — в них содержатся практические советы по воспитанию ребенка и некоторые другие полезные знания, которые могут пригодиться в жизни.
Исследователи попросили местных жителей сочинить несколько таких песен о COVID-19 еще до того, как в Замбии были зафиксированы первые случаи заражения. В результате еще в марте группы местных жителей в деревнях хором пели о неизвестной болезни под названием короновайра́с, защититься от которой можно, моя руки и соблюдая дистанцию от других членов племени.
Похожий проект под названием DontGoViral в Африке запустило ЮНЕСКО — организация попросила локальных музыкантов сочинить и исполнить песни с правильной с медицинской точки зрения информацией о коронавирусе нового типа.
«Кампания DontGoViral создана в целях использования силы культурного разнообразия для эффективной борьбы с инфодемией, которая оказалась такой же вирусной, как и сама пандемия COVID-19», — заявил Одри Азулай, генеральный директор ЮНЕСКО.
Это помогает?
Пока трудно сказать. Многие африканские страны были плохо подготовлены к борьбе с эпидемией Эболы, которая разразилась в 2014 году. А COVID-19 представляет собой гораздо более серьезную опасность, поскольку он может распространяться экспоненциально, в том числе через бессимптомных носителей. Африканские правительства по-прежнему стеснены слабыми системами здравоохранения, ограниченными ресурсами и экономическими и пространственными ограничениями на меры по социальному дистанцированию.
С тех пор, как 14 февраля Египет сообщил о первом подтвержденном случае COVID-19 в Африке, число случаев возросло до 12,2 тыс. Тем временем, на страну приходится более 600 погибших, что существенно выше среднемирового уровня смертности от COVID-19.
При этом некоторые африканские страны вовсе игнорируют опасность: например, правительство Танзании отрицает угрозу коронавируса и попросило граждан «соблюдать осторожность» вместо введения карантина. Это привело к тому, что, по некоторым данным, больницы страны уже перегружены, а в ближайшее время эксперты прогнозируют экспоненциальный рост числа заразившихся в стране.
Сложностей в борьбе с эпидемией добавляет то, что население Африки очень религиозно, а традиционные верования находятся на третьем месте среди самых популярных религий на континенте — после христианства и ислама.
Для приверженцев традиционных верований популярная стратегия работы с угрозой — попытка сакрализировать и избавиться от нее с помощью ритуала вместо того, чтобы соблюдать меры предосторожности и таким образом не допустить передачу заболевания.
Например, в апреле старейшины Миджикенда, группы бантуязычных народов в восточной Кении, провели традиционные ритуалы в священном лесу общины, проклиная «злой дух COVID-19». Тогда же старейшины Нджури Ньокки из общины на западе Кении провели очистительную церемонию в священном лесу, чтобы предотвратить распространение коронавируса в их районе и в стране в целом.
Обе церемонии, как и другие религиозные мероприятия, предполагают участие большого количества людей — это ставит участников под угрозу заражения коронавирусом нового типа.
Само по себе социальное дистанцирование являются чуждой концепцией в африканской культуре. «Карантин и социальное дистанцирование на многих африканских территориях невозможны, поскольку люди делят одежду, кровати, жилье и посуду — это часть культуры», — рассказал The Guardian доктор Джойс Самуту-Вонг из конголезской благотворительной организации New Sight Eye Care.
Читайте также:
— Суперкомпьютеры по всей Европе взломали и майнили криптовалюту
— Астрономы описали эксцентричный горячий Нептун. Он в семь раз тяжелее Земли
— Китайские ученые создали жидкий металл, как в фильме «Терминатор-2»