Кинопроизводство и индустрия звукозаписи сегодня имеют два основных направления развития — отказ от физических носителей и переход в онлайн, а также постоянное улучшение качества изображения и звука. Задача разработчиков сегодня заключается в том, чтобы доставить пользователю контент без каких-либо искажений, как это задумал режиссер или звукорежиссер. Это значит, что одна и та же серия любимого сериала должна смотреться одинаково хорошо как на смартфоне, так и на домашнем кинотеатре. Старший инженер Dolby Алексей Прохорчук рассказал «Хайтеку» о том, как меняются технологии звуковоспроизведения, почему музыкальная индустрия плохо воспринимает инновации и кто испортил самую темную серию «Игры престолов».
Алексей Прохорчук — звукорежиссер, старший инженер Dolby в России и СНГ, инженер по кинотехнологиям. Окончил ГИТР имени Литовчина по специальности звукорежиссер кино и телевидения. До Dolby работал в спортивной дирекции НТВ-Плюс (сейчас «Матч ТВ»). В Dolby c 2012 года, пришел на должность инженера по вещательным системам. В 2017 году, уже будучи старшим инженером, участвовал в запуске Dolby Atmos в онлайн-кинотеатре Okko, работал с «Первым каналом» над вещанием в формате Dolby Atmos на ЧМ-2018. Сейчас занимается внедрением технологий Dolby Atmos и Dolby Vision на отечественных ОТТ-платформах, работает над внедрением Dolby Atmos live.
Dolby Laboratories (NYSE: DLB) — компания в области систем обработки звука, звукозаписи и звуковоспроизведения с главным офисом в Сан-Франциско. Занимается разработкой и совершенствованием аудио- и видеотехнологий. Успех компании начался со знакового фильма «Звездные войны» в 1977 году.
Передать звук в чистом виде
— В чем основные задачи и сложности в работе звукорежиссера? Какие проблемы могут возникнуть из-за внедрения новых технологий?
— Давайте посмотрим на историю развития звука на примере кинематографа. Компания Dolbу «вышла на сцену» в 1970 году — в картине Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» была впервые использована технология шумоподавления, но настоящий прорыв — использование эффекта стерео — корпорация представила потребителю четыре года спустя на презентации «Звездных войн». С тех пор главной задачей звукорежиссеров стала передача чистого звука потребителю, то есть необходимо воспроизвести всё в таком виде, в котором слышат звукорежиссер и продюсер фильма.
Как раз этим мы и занимаемся: разрабатываем такие технологии, чтобы пользователь услышал звук в лучшем качестве на своем домашнем устройстве или в кинотеатре. На каждом этапе развития технологий существуют свои сложности. Например, сейчас активно используется цифровой способ передачи, применяют системы 5.1 и 7.1. Появилась проблема, связанная с тем, что для удобства пользователя нужно вместить всё на один носитель. Есть сложность в технологии передачи звука так, чтобы потребитель слышал его чистым, в высоком качестве как на телевизоре, так и на домашнем кинотеатре с большими колонками.
Звук формата 5.1 наиболее распространенный. Он включает в себя шесть каналов звука — пять полной пропускной способности (три фронтальных: левый, правый и центральный; а также два тыловых: левый и правый) с частотным диапазоном 3–20 000 Гц и один ограниченный низкочастотный (LFE) 2–120 Гц.
Звук формата 7.1 — система пространственного звучания, которая усиливает детализацию окружения за счет добавления двух дополнительных тыловых каналов.
Будущее за иммерсивным звуком
— Как изменились технологии в индустрии за последние 10 лет и какую роль в этих изменениях сыграла Dolby Laboratories?
— Главное достижение последних лет — повсеместный переход на высококачественный цифровой звук формата 5.1. Постепенно нам удалось перейти от HD к разрешению в 4K, а также от стандартного динамического диапазона к расширенному динамическому. Что касается звука: от Surround (окружающий звук — «Хайтек») мы пришли к иммерсивному. Это объемный, трехмерный звук, который создает звуковое поле сверху и окружает со всех сторон. Сейчас в этом направлении движется вся звуковая индустрия, перспектив много, а мы находимся где-то посередине глобального процесса. Пока все это относится к премиальному контенту, до массового запуска еще далеко. Возможности создания качественного контента сегодня безграничны. В конечном счете всё упирается в желание и финансовые возможности конечного потребителя. В большей степени это относится к просмотру в домашних условиях.
Первый коммерческий компакт-диск был выпущен в 1982 году, тогда эксперты предрекли закат аналогового звука. Последние 20 лет цифровые технологии развивались в двух направлениях. Первое — по пути сжатия, музыкальные файлы уменьшились в объемах. Второе — создание новых форматов высокого разрешения, для тех, кому важнее качество записи, а не их количество. Начали появляться цифровые записи с высоким разрешением, устройства для их воспроизведения и различные онлайн-сервисы с быстрым доступом к тысячам треков.
— Фильмы, сериалы и альбомы известных музыкантов по-прежнему продаются на физических носителях. Это ограничивает развитие систем кодирования и воспроизведения звука или, наоборот, помогает?
— Физические носители на развитие не влияют. Хотя сегодня очевидна тенденция постепенного отказа от них. Все процессы постепенно уходят в онлайн. Люди отвыкли вставать, вставлять диски, а потом вытаскивать их. Физические носители остаются востребованы в сегменте высококачественного контента: Ultra HD Blu-ray диски ассоциируются с высоким качеством. Несмотря на это, всё больше людей уходят в формат онлайна.
Ultra HD Blu-ray — обновленный формат Blu-ray дисков, представленный компанией Blu-ray Disc Association еще в 2015 году. Представляет собой более расширенный вариант Blu-ray с изображением в качестве 4К. Обеспечивает разрешение 3840х2160, что соответствует телевизорам Ultra HD. Качество изображения выше в четыре раза, чем у обычных телевизоров. Формат покрывает более чем 75% цветов, различимых человеческим глазом. А функция «цифровой мост» позволяет просматривать видео с мобильных устройств.
Режиссер не несет ответственности за картинку на телевизоре
— Какие технологии, улучшающие звук и изображение, сегодня используются в телевизорах?
— Сейчас, безусловно, популярен HDR, но рядовому потребителю без дополнительной поддержки сложно разобраться, какую именно модель выбрать. Идет своеобразная война форматов, в которой мы представляем технологию Dolby Vision. Ее особенность в том, что она адаптирует сигнал под возможности устройства.
Технология Dolby Atmos одинаково хорошо подходит для дома и кинотеатров, поддерживается телевизорами и даже смартфонами. Сейчас появились умные колонки, «заточенные» специально под эту технологию. Например, Amazon выпускает колонку Echo, которая тоже ее поддерживает.
Dolby Vision — HDR-технология в области обработки изображения. В ее основе — не увеличение количества пикселей, а улучшение каждого отдельного пикселя. Она имеет более глубокие темные тона и расширенный контраст. Изображение выглядит в 40 раз ярче, чем на обычных телевизорах. Устройства с этой технологией отображают больше оттенков, четкие контуры изображений, что придает ощущение трехмерности.
Dolby Atmos — технология иммерсивного звука. Система позволяет размещать и перемещать звуковые объекты в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя. Звук становится более глубоким, ясным и детализированным.
— В чем отличие технологии Dolby Vision от других форматов с позиции рядового зрителя?
— Главное преимущество — зритель застрахован от искажения визуального контента. Проблема в том, что есть телевизоры, куда производитель «закладывает» определенные алгоритмы обработки изображения. В итоге режиссер не несет ответственности за конечную картинку и она может потерять в качестве во время передачи. Dolby Vision дает режиссеру возможность контролировать качество изображения, и человек видит картинку такой, какой она изначально была задумана. Если фильм задуман темным, то высветлить его нельзя — будут видны все огрехи. Dolby Vision повторяет цветопередачу, которую закладывал создатель картины, не меняя ее. Приведу простой пример — одну из серий последнего сезона «Игры престолов» зритель увидел чересчур мрачной именно по причине неправильной цветопередачи. Dolby Vision исключает подобные инциденты.
3-й эпизод «Долгая ночь» 8-го сезона «Игры престолов», по мнению зрителей, получился слишком темным. Многие картины и сцены попросту невозможно рассмотреть. Со слов кинооператора Фабиана Вагнера, картина планировалась мрачной, но отснята она была хорошо и выглядела нормально. Вероятно, американская телекомпания HBO чересчур понизила качество изображения для показа в потоковом режиме.
— Где же сейчас можно найти более качественное изображение — в кинотеатрах или дома, на новых высокотехнологичных телевизорах?
— Сравнение, на мой взгляд, некорректное. Во-первых, в кинотеатрах стоят проекторы, свет отражается, а не излучается, как дома. Они настраиваются специалистами, поддерживаются в нужном для качественной трансляции фильма состоянии, согласно международным стандартам. Если кинотеатр не соответствует требованиям, в нем просто не будут показывать голливудское кино. Дома телевизор может стоять у окна, на комоде, на северной или южной стороне. Телевизоры выпускают разной громкости, яркости и так далее. Всё это имеет огромное значение для качества передачи картинки. Но с точки зрения просмотра контента в домашних условиях Dolby Vision отлично подходит для дома, автоматически подстраиваясь под обстановку. Снижается риск искажения контента, повышается качество картинки, а значит, и удовольствие от просмотра.
— Можно ли избежать искажения контента на стадии его «доставки» конечному потребителю?
— К сожалению, испортить контент легко. Например, воспроизводить его на неподходящем устройстве. Иногда изображению, звуку вредят в региональных центрах, когда вставляют местную рекламу. Увы, но полностью проконтролировать процесс практически невозможно.
Стерео всё равно рулит
— Почему в музыкальной индустрии чаще всего придерживаются классического стереозвука, не используют современную цифровую запись, не внедряют максимальное количество технологий?
— Хороший вопрос. Полагаю, это свойство самой музыкальной индустрии. Она достаточно консервативна, а причина обусловлена особенностями прослушивания музыки меломанами. Люди редко слушают музыку в объемном звуке. Не стоит забывать, что пока вся музыкальная индустрия по-прежнему заточена под стерео.
В стереозвуке обычно используется два канала (для левого и правого источника воспроизведения). Для слушателя создается ощущение пространства в зависимости от того, на какой динамик направляется сигнал и с какой пропорцией.
Окружающий звук, так называемый Surround sound, является многоканальным и звучит более реалистично, чем стерео. Он воспроизводится более чем на пяти источниках, расположенных вокруг слушателя, для каждого из которых записывается свой отдельный канал.
Частично современные технологии все-таки внедряют. Например, в киномузыке активно используется формат 5.1, а классические произведение вопроизводят в технологии Surround. Попробуйте послушать концерт классической музыки в Surround — получите большое удовольствие. Звук польется сверху, возникнет приятное ощущение пространства, полного погружения. Однако для большинства жанров стерео хватает с головой, да и слушатели привыкают к звучанию, отвергают новинки. Недавно вышел альбом The Beatles «Abbey Road» в формате иммерсивного звука Dolby Atmos, он зазвучал иначе, и был спорно принят фанатами, привыкшими к прежнему звучанию.
Со своей стороны мы предлагаем иную концепцию звука, стремимся, чтобы музыка одинаково хорошо звучала и в наушниках, и на стереосистеме, и в устройствах с Dolby Atmos
Прототипом первого программируемого музыкального инструмента стало изобретение братьев Бану Муса в 875 году. Они изобрели водный орган: валик ударял по сосудам, расположенным на разных выступах, и звук получался разнообразным. Спустя несколько лет по принципу органа братьями была изобретена автоматическая флейта. Вплоть до XIX века эти инструменты были единственными устройствами с программируемой записью звука. Запись акустических инструментов и голоса человечеству стала доступна только в середине 50-х годов XIX столетия.
— Зачем сегодня люди ходят в кино? Они же могут всё это посмотреть дома.
— Во-первых, поход в кино превращается в событие: люди идут не просто в кино, они заходят в магазины, рестораны, а просмотр фильма становится приятным завершением развлекательной программы. Во-вторых, в кинотеатрах фильмы появляются раньше, нежели в интернете. Наконец, в кинотеатрах гораздо лучше звук и качество. По-хорошему, в квартире под домашний кинотеатр важно выделять целую комнату. Но такое может позволить себе не каждый. В кинотеатре человек может насладиться качественной картинкой, звуком, спецэффектами и получить удовольствие от вечера в целом.
— Как будут развиваться звуковые и видеотехнологии в ближайшее время?
— Обязательно продолжится эксперимент с улучшением контента, потому что мы еще окончательно не перешли на новый формат — Ultra HD — он не ушел в народ. Дальше — больше. Да, идут разговоры о 8К, пока не совсем понятно, как построить сервис вокруг этого, есть еще технические проблемы.
Поэтому, скорее всего, будут укрепляться текущие форматы — станут доступны обычным потребителям. Люди будут смотреть кино на мобильных телефонах, тенденция всеобщей «мобилизации», уверен, продолжился. Принципиально новых технологий, думаю, не появится. Для начала нужно отточить те, что есть.
Термин 4К относится ко всем цифровым форматам видео, в которых горизонтальное количество пикселей равняется приблизительно 4 000. Самое распространенное разрешение — 3840х2160 пикселей. Для бытовых устройств также применяется термин Ultra HD, что, по сути, одно и то же.
8К отличается от 4К разрешением 7680х4320 пикселей, что в четыре раза больше. Даже на близком расстоянии пиксели сложно рассмотреть из-за их маленького размера. Благодаря такой плотности изображение стало еще более четким, ярким и глубоким.
Читайте также:
— Новая мутация COVID-19 заражает человека в 8 раз быстрее и ее не «видит» иммунитет
— Посмотрите на гигантскую акулу, которая пострадала от не менее гигантского кальмара!
— Женская яйцеклетка умеет «выбирать» сперматозоиды: ее обладательница тут ни при чем