EdTech после коронавируса: виртуальные классы, обучение в VR и P2P-платформы

EdTech в широком смысле означает любое применение цифровых технологий в образовании, включая платформы для онлайн-обучения, AR/VR, интернет вещей. Мировая EdTech-индустрия растет на 17–25% в год. В условиях пандемии она получила дополнительный мощный импульс к развитию, и те тренды, которые были актуальны и до нынешней ситуации, всё сильнее набирают обороты. Директор по продукту образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Иван Себедаш рассказывает о том, как мир переходит на «онлайн-рельсы» в образовании, почему за интерактивностью и VR будущее, а также зачем персонализировать образовательный процесс.

Образовательный микс

Из-за пандемии коронавируса образование сместилось в онлайн-плоскость. Государствам пришлось спешно создавать инфраструктуру для массового перевода школ и вузов на дистанционный формат. И если отдельные страны, например, Финляндия, справились с этой задачей относительно легко благодаря тому, что эта модель уже активно практиковалась в учебных заведениях до пандемии, то другие столкнулись с рядом сложностей. Многим школам не хватает инфраструктуры для проведения дистанционных занятий, у учеников дома нередко нет компьютеров или ноутбуков, а учителя не понимают, чем наполнять виртуальные уроки.

Сейчас для проведения занятий онлайн многие школы пользуются уже существующими инструментами — Google Classroom, Microsoft Teams, Zoom и другими. Одновременно в период эпидемии развивают свои сервисы частные образовательные проекты, многие из которых открывают бесплатный доступ к своим ресурсам: так поступили крупнейший в мире EdTech-стартап из Индии BYJU’S и одна из самых известных образовательных платформ Coursera. Последняя открыла для ряда университетов бесплатный доступ к курсам через платформу Coursera for Campus.

В России частично от оплаты за свои курсы отказались онлайн-университет Skillbox, образовательный портал для разработчиков GeekBrains, онлайн-школа «Фоксфорд». Skyeng сделал бесплатной свою платформу для изучения английского языка в школах SkyEs. Мы в «Учи.ру» расширили доступ для бесплатных занятий в школе с учителем и разработали ряд новых сервисов. Один из самых востребованных сейчас — виртуальный класс, с помощью которого преподаватели проводят онлайн-уроки для целого класса в формате видеоконференции с интерактивными элементами. Этим инструментом воспользовались уже более 80 тыс. учителей. А ежедневно проводимые «Учи.ру» онлайн-уроки собрали более 5 млн просмотров.

Персональные траектории

Благодаря технологиям машинного обучения и Big Data образовательный процесс становится более персонализированным. Машинные алгоритмы умеют собирать информацию о пользователе в процессе его работы с учебным материалом: как он его изучает, в каком темпе и насколько хорошо осваивает разные темы. На основе этих данных программа адаптируется под особенности каждого ученика и предлагает соответствующий образовательный контент.

Существует достаточно много международных платформ, работа которых построена на адаптивном принципе — в частности это Knewton, Acrobatiq, McGraw Hill Education, CogBooks. Проходя курсы на CogBooks, ученик выполняет различные задания на проверку полученных знаний. Если система «видит», что материал освоен недостаточно или есть какие-то пробелы, она подробно останавливается на соответствующей теме. Если всё хорошо, ученик двигается дальше.

Компания McGraw Hill Education использует умные электронные учебники Smart Books, содержание которых меняется в процессе изучения студентом программы: нейросеть анализирует его успехи и затруднения во время обучения и меняет контент в соответствии с ними. Американский проект Querium использует адаптивные алгоритмы, чтобы помочь абитуриентам освоить STEM-навыки (направленные на освоение технологий) для поступления в колледж: система определяет слабые места учеников на основе того, как и за сколько времени они выполняют задания, и с учетом этого выстраивает учебный процесс. На платформе Kidaptive можно создавать образовательные игры и другие решения для адаптивного обучения и прогнозирования результатов занятий. Кстати, ее основатели в свое время начали с разработки учебных игр для дошкольников Leo’s Pad и Learner Mosaic, но впоследствии сфокусировались на аналитике.


STEM (Science — «наука», Technology — «технология», Engineering — «инженерия», Mathematics — «математика») — учебная программа, основанная на идее обучения по четырем специальным дисциплинам. STEM интегрирует их в единую парадигму обучения, основанную на реальных приложениях. Цель программы — обеспечить растущую мировую промышленность инженерными и научными кадрами. Координатором является Национальный научный фонд США. По данным Министерства торговли США, количество профессий из сферы увеличивается ежегодно на 17%, в то время как другие сферы растут на 9,8%, а зарплаты STEM-специалистов выше в 1,5-2 раза по сравнению с остальными областями.


Алгоритмы «Учи.ру» подбирают для каждого ученика уровень сложности, количество заданий и их последовательность. Этим сервисом уже пользуется половина школьников России.

Иммерсивное обучение

Геймификация, виртуальная и дополненная реальности — эти технологии помогают человеку глубже погрузиться в контент и улучшают качество восприятия материала. Недавнее исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что использование VR-технологий формирует более глубокие когнитивные ассоциации с научным контентом, позволяет более эффективно учить, запоминать, понимать причины и следствия явлений, чем при классическом формате обучения.

Сейчас технологии виртуальной реальности в силу своей высокой стоимости, используются в основном в корпоративном сегменте, и, по прогнозам ABI Research, объем глобального рынка корпоративного обучения на основе VR к 2022 году составит $6,3 млрд.

Виртуальные симуляторы помогают повышать квалификацию технических специалистов, студентов-медиков, менеджеров по продажам. VR используется для обучения новых сотрудников с помощью погружения в «реальную» ситуацию. В России существуют платформы вроде hrvr.Academy, которые предлагают компаниям обучение новых сотрудников с помощью виртуальных симуляторов. Как утверждает компания, работающая при грантовой поддержке фонда «Сколково», такой формат позволяет сократить образовательный процесс с 60 до 15–20 минут, навыки закрепляются быстрее за счет их отработки в виртуальной обстановке, которая приближена к реальной ситуации.

Вместе с тем постепенно VR и AR проникают и в академическую среду: на базе платформы TeachVR от нидерландской компании VR Owl можно создавать виртуальные уроки по истории, географии и биологии. В России в 2019 году компания Modum Lab, которая специализируется на создании образовательного VR/AR-контента, вместе с Центром НТИ ДВФУ изучила, как технологии виртуальной реальности влияют на восприятие обучающего контента. Организаторы провели в школах и колледжах Москвы и Владивостока эксперимент: часть школьников проходила интенсивный курс по физике в смешанном формате, чередуя VR-занятия с последующим обсуждением его в аудитории. В это же время контрольная группа изучала материал по классическому пути — с учебниками и тетрадями. На финальном тестировании средний балл участников VR-интенсивов вырос на 28,8%, а у контрольной группы, где технологии не использовались, не изменился.

Похожее исследование до этого проводилось в Уорикском университете (Великобритания): там сравнивались результаты изучения курса биологии с помощью учебника, видео и виртуальных технологий, и VR показал наилучшие результаты из всех трех форматов.

Коммуникативные технологии

Общение с другими участниками образовательного процесса, совместное выполнение заданий, обмен опытом — всё это повышает эффект от обучения, поэтому многие образовательные ресурсы активно используют коммуникативные методики. Например, в Австралии популярны peer-to-peer платформы, где студенты могут делиться друг с другом знаниями или материалами. Так, на ресурсе StudentVIP учащиеся могут продавать старые учебники, выкладывать свои конспекты и наработки, а также помогать друг другу в освоении различных предметов. На уроках ученики, чтобы взаимодействовать между собой, используют программы типа Recap, TalkBoard, GoSoapBox или Padlet.

Параллельно с этим происходит автоматизация рутинной коммуникации: функции администраторов и менеджеров переходят чат-ботам. Они могут помочь с процессом оплаты, записать на курс, уведомить о ближайших лекциях и семинарах, а также провести небольшие консультации и даже проверить домашние задания. Например, обучающая платформа для начальных классов iTalk2Learn использует чат-боты, чтобы создавать индивидуальные планы для каждого ребенка, а SnatchBot освобождает учителей от рутинной работы, отвечая на вопросы студентов о сроках, планах уроков и учебных программах, принимает оплату за обучение и формирует расписание занятий.


В целом пандемия стала мощным катализатором для развития онлайн-обучения, причем как в плане развития продуктов, так и в том, что касается расширения аудитории этого сегмента. Те, кто до карантина не был знаком с дистанционным образованием, уже оценили его преимущества и начали привыкать к новому для себя формату. И после того, как ограничения будут сняты, многие, вероятно, уже не захотят с ним расставаться.


Читать также:

— У коронавируса нашли щит из сахара. Он помогает быстрее заражать клетки

— В Антарктиде нашли первое яйцо динозавра: посмотрите как он мог выглядеть

— Ученые обнаружили невосприимчивых к COVID-19 людей

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Анализ генов показал, как древние водоросли вышли на поверхность планеты
Наука
Древняя технология поможет вырастить растения на Марсе, считают ученые
Космос
Физики из MIT добились рекордной близости между атомами для квантовых исследований
Наука
В Германии на ветряную электростанцию впервые установили деревянные лопасти
Новости
Инженеры разработали искусственную пиявку для безболезненного забора крови у детей
Наука
Solar Orbiter запечатлел «пушистую» корону Солнца в завораживающих деталях
Космос
Китай отправляет миссию на обратную сторону Луны: как смотреть онлайн
Космос
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости
Климатологи объяснили формирование в Антарктиде полыньи размером с Чехию
Наука
Частые кризисы повысили способность человечества выживать
Наука
Физики наблюдали кота Шредингера — превращение атомов из частиц в волну
Наука
Найдена самая глубокая дыра в мире
Наука
«Вышка» заряжает карьеру в IT
Технологии
Ученые создали клей, который работает как паутина Человека-паука (почти)
Наука
Новый препарат может обратить диабет вспять
Наука
На Марсе участились полярные сияния: что это значит
Космос
Форма известной туманности оказалась совсем не такой, как считали ученые
Наука
Исламский «Экскалибур» нашли в Испании: ему больше 1000 лет
Наука