Мнения 20 августа 2020

Алекс Глоу — о DIY-культуре, самодельных роботах и их кастомизации

Далее

Наслаждаться созданием новых устройств, модифицировать существующие, используя оборудование с открытым исходным кодом, инженерию, электронику, робототехнику, 3D-печать, металло- и деревообработку и, главным образом, традиционное декоративно-прикладное искусство — всем этим занимаются представители DIY-культуры, которая сегодня все больше пересекается с хакерской средой. Сообщество Hackster.io сегодня объединяет более миллиона изобретателей и сотни тысяч изобретений. В DIY особое внимание уделяется обучению через действие в социальной среде. Алекс Глоу, создательница устройств с искусственным интеллектом, рассказала на фестивале технологий и идей Rukami о своем творчестве, философии робототехники и кибербезопасности.

Алекс Глоу — ведущий hardware nerd на Hackster.io, сообществе разработчиков-любителей аппаратного обеспечения. Создает электронные проекты, учебные пособия и видео по самостоятельному созданию роботов, машинному обучению, искусственному интеллекту и всем, что с этим связано. Участвует в мероприятиях по всему миру с ее роботизированной совой, оснащенной искусственным интеллектом «Архимед». Алекс также является лидером хакерских сообществ AHA и Noisebridge. Ее творчество сплетает технику и DIY с музыкой, ЭЭГ, носимыми предметами, велосипедами, голографией, языком и многим другим.


Технологии, DIY и творчество

— Если выразить в процентах, какое соотношение физического, творческого и программного в ваших роботах?

— Я бы сказала, что всё в равных пропорциях. На самом деле я так себе программист и пишу очень примитивный код. Мне он дается непросто. Но я получаю огромное удовольствие как от творческого процесса, так и от физического, конструирования. Я также использую открытый код, что ускоряет процесс, но его приходится всё время адаптировать под себя. Это тоже непросто.

— Вы относитесь к своим роботам как к живым? Есть у вас какие-то свои приветствия и правила общения?

— Я вообще очень много разговариваю с устройствами. Мне кажется, что даже мой велосипед живой, это такая черта моей личности. Я общаюсь и со своим компьютером, и с тостером. А уж когда я включаю роботов, то всё время им кричу: «Давай, ты можешь, ты знаешь, как это делать». И иногда приправляя это крепким словечком.

— Вы использовали для своей совы какие-то готовые наборы?

— Мне показалась классной идея использовать Vision Google Kit, во-первых, потому что я хотела создать существо, которое будет видеть окружающий мир. Но я предпочла именно Vision Kit, а не Voice Kit, микрокомпьютер, который воспроизводит речь, потому что Vision Kit работает полностью офлайн. А так как я создаю носимого робота и везде с ним хожу, понятно, что Wi-Fi, например, есть не везде, и микропроцессор, который воспроизводит речь, тоже будет работать не везде.

Если говорить про код, у меня тоже было очень много проблем с программированием. Изначально была идея такая: я хотела использовать Google Vision Kit для того, чтобы камера распознавала лица и определяла эмоцию человека. И, соответственно, издавала звуки. Радостные звуки, если вы радуетесь, и печальные звуки, если она видит, что вам грустно. Но, как оказалось, на один движок всё это поставить невозможно, и поэтому мне пришлось использовать контроллер Arduino.


Vision Google Kit и Voice Kit — DIY-наборы аппаратного обеспечения для работы с технологиями машинного обучения AIY Projects от Google.

Vision Kit — камера с компьютерным зрением на основе нейронной сети Tensor Flow, которая учится распознавать людей и объекты. Имеет в составе одноплатный компьютер Raspberry Pi Zero WH, SD-карту с загруженным ПО, а также новую камеру Raspberry Pi Camera v2.

Умная колонка Voice Kit управляется голосом, разработана на базе одноплатного компьютера Raspberry Pi Zero WH.

DIY (аббр. от do it yourself), с англ. «сделай сам» — вид деятельности, при котором человек работает своими руками. В последнее время стала популярна рубрика DIY-поделки.

Arduino — торговая марка аппаратно-программных средств с полностью открытой архитектурой для построения простых систем автоматики и робототехники, ориентированная на непрофессиональных пользователей.


— Как вам удалось сочетать в сове 3D-печать и элементы, выполненные вручную?

— Все компоненты для 3D-печати я проектировала в онлайн-режиме с помощью программы, которая называется Unshaped.com, и для меня было очень волнующим моментом как этот дизайн из виртуального пространства перейдет в пространство физическое. Например, крылышки, которые я планировала распечатать единым куском пластика, в итоге распечатались как три отдельные детали, то есть не всё прошло гладко, и клюв на голове у совы тоже распечатался очень странно, поэтому я просто заменила носик двумя кусочками CD-диска.

Как я работала с CD-дисками? Я опускала их в кипящую воду и оставляла на пять минут, диск расслаивался и становился мягким. Его можно было резать ножницами, придавая любую нужную вам форму. В новых версиях робота я добавила блестящие элементы из дисков на крылышки, потому что, во-первых, с этим материалом очень интересно работать, а во-вторых, мне кажется, это такая интересная визуальная фишка.

Еще один момент: когда переходишь из виртуального пространства в реальный мир, никогда не знаешь, какого размера будут напечатанные тобой детали. Например, голова у робота получилась слишком большая, намного больше, чем я планировала, но и это оказалось удачей, потому что, как я выяснила, если создавать роботов с большой головой и маленьким телом, то люди умиляются, когда его видят. Наверное, потому что такие пропорции напоминают нам детское тело.

Перышки изначально должны были быть хвостом робота, но я повесила их на грудку, во-первых, они закрывают электронику, а во-вторых, мне кажется, он выглядит очень симпатично с ними. Когда развиртуализируешь свой проект, очень важно, чтобы сама конструкция была модульной, то есть состояла из независимых деталей, которые при сборке можно менять местами, потому что в любом случае что-то обязательно пойдет не так.

Все, возможно, заметили: у этой совы на голове цилиндр. Его я создала изначально для того, чтобы закрыть микрокомпьютер, и теперь он не торчит буквально из головы существа. Но, как оказалось, это тоже пошло только на пользу его внешнему виду. Также на этом роботе шейный платок, и это тоже очень важная деталь. Элементы одежды дают роботу его собственное лицо.

— Приходилось ли что-то менять по ходу использования робота?

— Я старалась усовершенствовать конструкцию самого робота, чтобы свести необходимость ремонта к минимуму. Раньше крылышки крепились металлической проволокой, из-за этого робот очень часто ломался, и мне часто приходилось говорить: «Простите, я не смогу прийти на ваше мероприятие, потому что он сломался снова». Теперь крылышки держатся на резиновых жгутах, которые позволяют им красиво порхать, когда я подпрыгиваю на месте. Так он выглядит намного более живым, чем это есть на самом деле.

Еще изменились глаза. Если раньше я вставляла в них камеру и микрофон, то теперь там стоят лунные камни. Получается очень красивый эффект диффузии света от внутренней лампочки. Это и было главной целью в создании второй версии робота: я хотела, чтобы он выглядел мило.

Ещё один новый элемент в конструкции новой версии робота — это камера GoPro. Ее можно крепить на велосипед, на шлем, а теперь еще и на роботов. Еще со старой версии этого робота я занимаюсь тем, чтобы камера распознавала выражение лица человека и как-то на эту эмоцию реагировала.

— Удалось совместить разные платформы?

— Не совсем. Из-за того, что те элементы, микропроцессоры, которые отвечают за движение и зрение, в итоге оказались независимыми друг от друга, к сожалению, свою изначальную идею воплотить не удалось. То есть он не может двигаться, реагируя на то, что видит. И то же самое касается звукового движка. Именно поэтому, мне кажется, у робота появились такие эмоциональные сложности. Он иногда выражает те эмоции, которые в данный момент вроде как неуместны.

— Это ведь не первая версия робота?

— Да. Во второй версии робота я решила написать код так, чтобы он реагировал на голос, но при этом оставила его физическую форму практически без изменений. Изначально я планировала, что эта сова будет стационарной, то есть будет сидеть на коробке с процессором на столе. Но в итоге я перешла к формату робота, которого можно носить, и теперь он сидит у меня на плече. Конструкцию пришлось поменять, и на самом деле идея эта принадлежит моему другу Мохибу.

В этой версии я опять использую Raspberry Pi, но я решила добавить программу, которая трансформирует данные в звуки. Правда, каждый раз, когда её запускают, Raspberry Pi умирает наглухо, но мы сейчас работаем над этим, посмотрим, что получится.

Как кастомизировать робота

— Кто помогает в создании ваших проектов?

— Проект живет, развивается, и у меня постоянно появляются новые друзья. Все свои сложности нужно проговаривать с друзьями, потому что им в голову может прийти идея, которая вам бы не пришла никогда. Благодаря этому проекту я приобрела множество новых друзей, например, Ода Джея. Он, кстати, создал робота-компаньона в форме змеи, которая может сидеть на плече. Вопрос только в том, кого вам было бы приятнее иметь в качестве спутника.

В старой версии портупеи, на которую крепится робот, очень много проводов, и с ними были проблемы: во-первых, они довольно быстро перетираются, во-вторых, это очень непрочная конструкция. Благодаря моему другу, Оду Джею, я набралась смелости и переделала портупею с нуля. Теперь сова крепится на плечо с помощью эластичных ремней и их можно идеально подогнать именно под ваш тип фигуры.

— Что именно можно кастомизировать в роботе?

— Эту модель робота можно отпечатать практически из любых материалов. У меня на плече старая версия синего цвета, просто потому что мне нравится этот цвет. Но можно сделать этого робота похожим на металлического, можно добавить эффект ржавчины или отпечатать его из пластика, но выглядеть пластик будет как металл. Он может светиться в темноте. Всё что хотите.

Также я изменила его моторчики, внутреннюю конструкцию, и теперь вся начинка печатается на 3D-принтере, ее можно кастомизировать под себя. Например, на крылышках есть специальные ложбинки, куда можно вставить свои собственные материалы. Я вставила, например, СD-диски, но вы можете использовать резину или любой другой материал.

Следующую версию робота я хочу сделать еще красивее. Планирую его отлить из металла и украсить драгоценными камнями. Еще я хочу создать версию поменьше для детей. Кстати говоря, в этом очень могут помочь платформы такие, как BBC Macrobaby и Circuit Playground Express.

«Всеобщая слежка — это ужасно»

— Ваши роботы постоянно подключены к интернету?

— Мне кажется, если ты ничего не подгружаешь в облако, в интернет, то у этого устройства появляется своя частная жизнь. Это очень важно, поскольку все наши устройства сейчас подключены к облаку и постоянно подгружают туда информацию, в результате чего и появилось движение в защиту персональных данных. А так можно контролировать собственную приватность и ту информацию, которую ты отдаешь в интернет.

— Ваши девайсы еще не хакнули? И какие меры нужно принять разработчикам, чтобы избежать кибератак?

— Именно поэтому все мои роботы работают полностью в офлайне. Во-первых, это помогает защитить частные данные владельца робота. Во-вторых, мне не хочется загружать в Amazon свои данные, и если робот не подключается сам по себе к Wi-Fi, то случайный прохожий его никогда не взломает. Для меня это очень важно, я стараюсь максимально распространять знания о кибербезопасности. Этому способствует, в первую очередь, полный дисконнект: когда устройство полностью отсоединено от интернета. Особенно когда мы создаем что-то для новичков, это важно.

В новой версии встроен голосовой помощник, который помогает защитить ваши персональные данные. Для этого робота я использую snips.ai — голосовой помощник, примерно похожий на Alexa от Amazon.


Alexa — виртуальный ассистент, разработанный компанией Amazon и впервые появившийся в умных колонках Amazon Echo и Amazon Echo Dot. Ассистент поддерживает голосовое общение, воспроизведение музыки, подкастов и аудиокниг, составление списков дел, настройку будильников, предоставление актуальной информации о погоде, трафике, спорте, новостях, управление устройствами в умном доме. Пользователи могут расширять возможности Alexa, устанавливая «навыки», разработанные сторонними поставщиками.


Но проблема с помощниками, созданными крупными корпорациями, состоит в том, что ты постоянно вынужден делиться с ними своими данными. Ты никогда не знаешь, в какой момент тебя подслушивают. Если же говорить про независимые платформы, которые были созданы самими разработчиками, то ты полностью контролируешь жизнь этого робота, можешь его перепрограммировать в любой момент, и очень хорошо понимаешь, что внутри него происходит.

— Есть направления изобретений, которые для вас неприемлемы или странные и вы никогда не будете их использовать или поддерживать?

— Взять, например, визуальное распознавание. Мне кажется, эта технология очень классная, но в ней заложен гигантский потенциал для злоупотребления. В первую очередь, например, в США уже существует проект, инициированный совместно Amazon и американским правительством по созданию повсеместной системы слежения. И, как мне кажется, это ненормально, и не нужно это нормализовывать в обществе. Всеобщая слежка — это ужасно. Кстати, сейчас появились технологии, которые не только обеспечивают визуальное распознавание лиц, но и отслеживают походку человека. Или движения в пространстве. Кстати, частично поэтому я перешла с визуального распространения на аудиораспознавание. Есть и другие тренды. Например, Илон Маск сейчас предлагает подключать человеческий мозг к компьютерам, подгружать его в компьютер, и, мне кажется, с этим нужно быть очень осторожными и делать это только с согласия самого человека. То есть нужно разработать какой-то очень подробный регламент вокруг этих технологий, чтобы люди неосознанно не соглашались на это. Это требует осознанного согласия. И то же самое касается любой другой технологии.

«Я строю свою собственную историю, опираясь на то, что приходит ко мне из внешнего мира»

— Роботы должны быть дружелюбными к человеку? Или всё-таки технологичность на первом месте?

— Как мне кажется, нет большого разделения, пропасти между первым и вторым, и вообще это щепетильный вопрос. Что такое дружелюбный робот? Робот, который выглядит дружелюбно? Или робот, который ведет себя дружелюбно? Например, робот на моем плече может выглядеть очень милым, но при этом делать какие-то совершенно жуткие вещи — об этом важно помнить. Также важно, как этот робот будет использоваться. Например, если он будет стоять на сборочной линии на автомобилестроительном заводе, то, в общем-то, и не важно. Только важно его запрограммировать, чтобы он не бил людей, например, отслеживал, где они находятся, и случайно их не ударил. А вот если робот будет работать со стариками или с детьми, то, разумеется, его личность очень важна. Но ее создать очень просто. Кстати, и злоупотребить ею тоже очень просто.

— Любите ли вы компьютерные игры? Они полезны для развития человечества или ведут только к деградации?

— Мне кажется, у компьютерных игр есть огромный потенциал для развития эмпатии, потому что они, по сути, служат для того, чтобы рассказывать нам разные истории. Они помогают оказаться в шкуре другого человека. Так же работают книги и чтение. Мне кажется, это очень здорово, когда есть возможность вжиться в историю другого человека, в чужую историю. Если говорить про самый потрясающий опыт, связанный с компьютерными играми, который был у меня, то это было в устройстве виртуальной реальности. Когда я смогла надеть на себя роботизированный костюм, я бросала скалы и могла очень высоко прыгать. И при этом, если смотрела вниз в шлеме, то видела свое собственное тело. Буквально через 10 минут я сняла это устройство и увидела, как следующий человек надел тот же шлем и тот же экзоскелет. Я почувствовала, что это словно нарушает мои границы. Этот человек присвоил себе мое тело. И мне кажется, что это потрясающе, что за 10 минут можно настолько сжиться с новой реальностью, настолько начать идентифицировать себя с этим новым телом, с другими способностями и чем-то еще. Мне кажется, это очень мощно.

— У вас не возникало мысли, что весь наш мир — это своего рода World of Crafts высших существ?

— Философский вопрос. Сразу скажу, что я не верю в бога, но думаю, что всё зависит от точки зрения. Я, например, очень люблю замечать вокруг себя истории, закономерности и выстраивать из этого какие-то нарративы, придавать тому, что есть вокруг меня, какое-то смысловое значение. Например, в последний год для меня очень актуализировался феномен «Отражение», я много работаю со светоотражающей тканью, например, замечаю, как вода отражает свет, разные устройства. И для меня это трансформируется в свой собственный нарратив о том, как я отражаю мир вокруг себя. И это не про то, что я считываю какие-то секретные послания, не про то, что меня кто-то контролирует. Но это про то, что я строю свою собственную историю, опираясь на то, что приходит ко мне из внешнего мира, что я вижу вокруг, и для меня это очень сильное переживание.

— Сейчас столько новых технологий и платформ, что разбегаются глаза. Что бы вы посоветовали тем, кто хочет создать свою первую вещь или робота?

— Есть две платформы, BBC micro:bit и Circuit Playground Express, разработанные специально для новичков, и они просто супер. Если говорить про первую, то это такая LED сетка 5×5, она оборудована в том числе сенсорами, например, может считывать температуру. Если говорить про вторую, в нее встроен микрофон и можно, например, делать самому часы, циферблат, таймеры, лица выкладывать. Также есть сенсоры, которые отслеживают звук, движение и температуру, и она подключается к Bluetooth.


Читайте также:

Российские физики изучили условия, при которых не работает третий закон Ньютона

После введения российской вакцины у добровольцев нашли 144 побочных эффекта

Ученые узнали состав астероида неизвестного происхождения Оумуамуа