Эталоны физической красоты в разных культурах
История показывает, что образцы, «стандарты» красоты очень сильно меняются в разных странах и культурах. Помимо очевидного предпочтения людей без выраженной физической асимметрии тела, а также «средних» по внешнему виду, существуют иные, меняющиеся культурные предпочтения.
В Древней Греции и Древнем Риме эталоны мужской и женской красоты были практически неотличимы от эталонов начала XX века, века развития олимпийского движения.
В Средние века можно отметить моду на бледность и худобу, но в эпоху барокко, напротив, появляется мода на полнотелость (например, на картинах Рубенса) и на потенциальную плодовитость.
- Доисторические времена
В конце прошлого года международная группа исследователей выяснила, что палеолитические венеры — небольшие каменные фигурки возрастом от 14 до 38 тыс. лет — не символ богини-матери и плодовитости, как считалось ранее, а представления древних людей о красоте и идеальной женской фигуре.
Эту гипотезу подтверждает и то, что самые тучные фигурки нашли ближе всего к ледникам, где пищи было меньше и добывали ее с большим трудом.
XXI век:
- Эталоны женской красоты
В настоящее время «высокая мода» продолжает рекламировать стандарт женской красоты как чрезвычайно худую, очень высокую фигуру с очень узкой талией и длинными ногами. Женщина должна обладать грациозной фигурой, фотогеничностью и иметь знаменитые параметры 90-60-90.
В России
В 2011 году сотрудники Южного федерального университета впервые провели исследование сущности женской красоты. Участникам исследования было предложено ответить на вопросы о том, есть ли у них идеал красивой женщины и кого они считают своим идеалом.
В результате опроса выяснилось, что для большинства респондентов красота имеет конкретный визуальный образ реальных людей. Около 30% указали на собирательный образ красивой женщины, созданный под влиянием образцов, тиражируемых на телевидении.
Чаще других опрошенные называли имена Одри Хепберн, Мэрилин Монро и Анджелины Джоли.
При описании эталона женской красоты большая доля опрошенных описали ее стройной, с длинными волосами и большими глазами. Женщины отмечали такие важные факторы как внешняя опрятность и ухоженность, а также аккуратность.
Мужчины больше значения придавали цвету волос и глаз. При анализе фотографий известных людей, названных в качестве идеала красоты, сложилась такая картина: это брюнетка с большими, яркими, выразительными глазами, средней комплекции и с пропорциональной фигурой.
Красота и гормоны
Впрочем, предпочтения женщин достаточно быстро меняются, отмечают британские исследователи. И часто это зависит от уровня половых гормонов, который колеблется в зависимости от фаз менструального цикла.
Так, во время овуляции представительницам слабого пола больше нравятся партнеры с очень мужественными чертами лица — крупным подбородком, тяжелой челюстью и широким лбом.
Правда, другие исследования не подтверждают эти выводы. В эксперименте ученых из Университета Глазго участницы в целом тоже считали более привлекательными мужественные лица, но это никак не коррелировало с уровнем их гормонов.
Существует и еще одна концепция в теории эволюции, которая помогает разобраться в том, почему в нас заложено чувство прекрасного. Ее называют идеей «сенсорного смещения» или «сенсорного драйва».
Живому существу, прежде всего, необходимо выжить и оставить потомство, поэтому наше восприятие должно быть выборочным — быстрее всего оно должно выделять из окружающего мира ту информацию, которая необходима нам для выживания и размножения.
Если бы наше восприятие было бы всеохватывающим, объективным и не избирательным — это потребовало бы очень больших ресурсов нашего организма и в конечном итоге оказалось бы неэффективно.
Пропорциональность
Известный российский биолог и популяризатор науки Александр Марков заявил, что очень надежный «индикатор приспособленности» как человека, так и остальных животных — симметричность. Чем симметричнее тело и лицо, тем, как правило, здоровее, крепче индивид, в его геноме меньше вредоносных мутаций.
Симметрия — вообще важнейший фактор, который определяет, красив человек или нет, об этом свидетельствуют многочисленные эксперименты.
Вероятно, поэтому нам нравятся предметы правильной формы, и мы считаем их красивыми, и особенно если их симметрия достаточно искусна, сложна и немножко несовершенна — например, снежинки. И именно симметрия, конечно, является одним из главных мотивов изобразительного искусства.
Как влияет окружение?
Смена представлений о физической красоте зависит не от гормонов, а от внешних факторов, в том числе от того, какие люди нас окружают, утверждают ученые из Сиднейского университета (Австралия).
В ходе их эксперимента женщины оценивали привлекательность 60 мужчин по фото. Каждое задерживалось на экране лишь на треть секунды, и за это время участница решала, симпатичен ей человек или нет.
В результате выяснилось: испытуемые считают мужчину на снимке привлекательным, если предыдущее фото им тоже понравилось. И наоборот, если изображение казалось не очень симпатичным, то следующую фотографию они с большей вероятностью оценивали негативно. Иными словами, восприятие красоты у участниц эксперимента фактически менялось каждые три секунды.
Нейроэстетика
Нейроэстетика — это наука на стыке когнитивной психологии, нейробиологии и эстетики. Главная ее задача — понять, как мозг воспринимает произведения искусства, что такое красота с научной точки зрения.
Термин ввел профессор Университетского колледжа Лондона, британский нейробиолог Семир Зеки. Случилось это только в 2002 году. Получается, наука в самом деле совсем молодая.
Профессор применил технологии нейровизуализации, чтобы выяснить, какие участки мозга отвечают за восприятие красивых вещей. Зеки узнал, что этот процесс происходит там же, где человек оценивает привлекательность других людей.
Эксперимент заключался в следующем. Несколько десятков человек смотрели на полотна Сандро Боттичелли, Клода Моне, Джона Констебла, Рембрандта, Леонардо да Винчи и Поля Сезанна. В этот момент их мозг сканировали при помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии).
Зеки и его коллеги установили, что эстетический ответ на прослушивание красивой музыки, созерцание приятных изображений и оценку привлекательности людей происходит в одних и тех же зонах.
Сам Зеки сравнил художника с неврологом. Живописцы — чаще всего неосознанно — используют визуальные инструменты, чтобы производить впечатление на зрителя, исследовать возможности человеческого мозга и перцепцию (то есть отражение реальности органами чувств).
Читать далее
Самое штормовое место на Земле: почему пролив Дрейка — опаснейший путь в Антарктику
Новое урановое соединение побило рекорд аномальной проводимости
Mars Express помог выяснить, куда и как исчезла вода с Красной планеты