Кейсы 9 апреля 2021

«Его безуспешно искали»: о чем расскажет затерянный «Золотой город» в Египте?

Далее

Археологи нашли в Египте «затерянный Золотой город»: он был погребен под песками 3 000 лет назад. В то время он был крупнейшим административным центром региона. Рассказываем, что известно о новой глобальной находке археологов.

О каком городе идет речь?

Город был построен в эпоху правления Аменхотепа III — девятого фараона прославленной XVIII династии, правившего с 1391 по 1353 год до н. э., говорится в релизе министерства.

«Золотой город» был известен в эпоху фараонов Аменхотепа IV (Эхнатона), Тутанхамона и его преемника фараона Эйе и считался крупнейшим административным и хозяйственным центром своего времени.

Профессор-египтолог из Университета Джонса Хопкинса Бетси Брайан назвала открытие города важнейшей находкой в Египте со времен обнаружения гробницы Тутанхамона.

Кто построил «золотой город»?

Ученые заявляют, что Аменхотеп III. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания) со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

Царствование Аменхотепа отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке Аменхотеп возвел еще один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона — богине Мут.

Не исключено, что и средний проход так называемого Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог.

На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) — одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вел величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м.

Храм Аменхотепа III в Луксоре

Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут и перед храмом в Сульбе (между вторым и третьим порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата-близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах.

В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа III.

  • Обожествление

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошел в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном фараону был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу создавались божественные почести.

В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружен храм, в котором как богиню чтили любимую жену фараона, царицу Тию.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя — видимым Солнцем. С этим представлением о себе как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат).

Из пяти царских имен три были посвящены ей: в первом имени фараон величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором — «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, — «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». 

Фрагмент росписи из дворца Малкаты

«Золотой город» при Эхантоне

Город также существовал при Эхантоне. На 5 год правления фараон сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Полезный для Атона») и в 300 км к северу от Фив начал строительство новой столицы — Ахетатона.

  • Перенос столицы

В новой столице был сооружен огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности.

Стены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом. У входа в резиденцию Эхнатона стояла огромная, покрытая золотом статуя самого фараона.

Ахетатон был объявлен фараоном местом, которое не принадлежало ни богу, ни богине, ни властителю, ни властительнице; местом, которое само солнце избрало для себя. Пропорции города соответствовали пропорциям «Дома Атона». Таким образом, сам город становился сакральным.

Тем не менее, прочие боги не были полностью отвергнуты. Пограничные плиты города, высеченные при основании Ахетатона, упоминают богов и богинь. Кроме того, фараон клялся устроить в новой столице гробницу для священного быка, почитавшегося в Гелиополье как явление солнца.

  • Амарнское искусство

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый художественный стиль. Для амарнского искусства характерны реализм, светскость, что просматривается в портретных изображениях царственной семьи.

В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что не совпадало с предыдущим монументальным каноном.

Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царственной четы, необычным для египетского искусства является появление царицы в военной короне. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считается бюст Нефертити, приписываемый царскому скульптору Тутмосу. 

Много внимания привлекли к себе изображения Эхнатона, на которых он имеет женоподобную фигуру, деформированный череп, тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Среди исследователей нет единства в интерпретация амарнского искусства. Одни полагают, что странные изображения людей и прежде всего царя несут религиозную символику. По этой версии гермафродитизм портретов Эхнатона отражает его близость к Атону, который назывался «матерью и отцом всех людей». 

Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями

«Золотой город» при Тутанхамоне

При Тутанхамоне велось усиленное восстановление заброшенных во время правления Эхнатона святилищ прежних богов не только в Египте, но и в Куше — например, храмы в Каве (Гемпаатоне) и в Фарасе

Ввиду избрания фараоном Мемфиса своей фактической столицей, в некрополе Саккара были сооружены многочисленные гробницы вельмож, среди которых выделяются усыпальницы военачальника Хоремхеба, казначея и архитектора Майа, известные своей изящной рельефной декорировкой. В Фивах хорошо сохранилась гробница вельможи Аменхотепа Хеви, который был в это время царским наместником Нубии. 

Помимо реставрационных работ во многих святилищах по приказу Тутанхамона была завершена отделка процессионной колоннады Аменхотепа III в Луксорском храме, построен небольшой храм Хорона в Гизе.

В Нубии — достроен гигантский храмовый комплекс Аменхотепа III в Солебе, возведен храм Амона в Кава и святилище самого обожествленного Тутанхамона в Фарасе. Заупокойный храм царя, украшенный красивейшими полихромными песчаниковыми колоссами, находился в Фивах неподалеку от Мединет Абу.

Позже храм был узурпирован преемниками фараона — Эйе и Хоремхебом (последний включал Тутанхамона в список еретиков, преданных забвению).

Что происходило все это время в «Золотом городе»?

Город был основан одним из величайших правителей Египта, царем Аменхотепом III, девятым царем 18-й династии, правившим Египтом с 1391 по 1353 год до нашей эры. «Золотой город» активно действовал во время совместного регентства великого царя с его сыном, знаменитым Аменхотепом IV Эхнатоном.

Многие иностранные археологические миссии безуспешно искали этот город. 

Захи Хавасс, ученый и бывший министр археологии Египта 

«Золотой город» был известен в эпоху фараонов Аменхотепа IV (Эхнатона), Тутанхамона и его преемника фараона Эйе и считался крупнейшим административным и хозяйственным центром своего времени. 

Под песком ученые обнаружили трехметровые стены домов — они простираются на запад, вплоть до знаменитого некрополя Дейр-Эль-Медины. Внутри жилищ и административных зданий найдены предметы быта древних египтян.

Открытие затерянного города, заявляет Хавасс, не только дает возможность увидеть то, как жили древние египтяне в то время, когда страна была на пике своего процветания, но и поможет нам пролить свет на одну из величайших загадок истории: почему Эхнатон и Нефертити решили переехать в Амарну.

Как отмечает газета, возле «Золотого города» также найдены массовые захоронения. Внутри жилищ и административных зданий найдены предметы быта древних египтян. Не исключено, что археологи обнаружат нетронутые гробницы с сокровищами.

Раскопки начались в сентябре 2020 года, и к большому удивлению команды, в разных местах они стали находить скопления глиняных кирпичей. В итоге они обнаружили большой город с почти целыми стенами и комнатами, заполненными предметами повседневной жизни.

Изучив иероглифические надписи на глиняных сосудах для вина, ученые выяснили, что в городе расположены дворцы Аменхотепа III. Датировку подтвердили и другие находки, в том числе кирпичи, на которых были отпечатки картуша с именем Аменхотепа III. Более поздние надписи подтверждали, что город продолжал существовать и во времена, когда Аменхотеп III правил вместе со своим сыном Эхнатоном.

В ходе дальнейших раскопок удалось обнаружить и другие районы города — административный, жилой и «промышленный», где располагалась площадка по изготовлению кирпичей и были найдены формы для изготовления предметов из металла и стекла.

Хавасс отмечает, что один из обнаруженных в городе сосудов был сделан за год до того, как Эхнатон перенес столицу Египта из Фив в Ахетатон (ныне поселение известно как Амарна).

Читать далее

Создана первая точная карта мира. Что не так со всеми остальными?

В НАСА рассказали, как они доставят образцы Марса на Землю

Ученые объяснили появление «пауков» на поверхности Марса