Доисторические художники жили глубоко в темных пещерах и украшали их разными изображениями. Ученые из Испании задались вопросом — как древним людям удавалось творить в кромешной тьме?
Археологи из Университета Кантабрии поставили себя на место предков. Они попробовали осветить себе путь в пещере с помощью таких же приспособлений, какие были у древних людей.
Исследователи собрали археологические данные о том, как изготавливались факелы и масляные лампы в эпоху палеолита. Собрав все данные, они создали собственные копии древних светильников. А чтобы проверить, насколько хорошо они работают, команда отправилась в пещеру Исунца I в баскском регионе Испании.
Археологи поочередно протестировали возможности факелов из древесины можжевельника, бересты, сосновой смолы, лозы плюща. Кроме того, они использовали каменные лампы с использованием костного мозга оленя и коровы. Проведя эксперимент, ученые оценили плюсы и минусы кострища на можжевеловых и дубовых дровах.
В результате команда обнаружила, что факелы из нескольких связанных вместе прутьев лучше всего помогали людям изучать пещеры или пересекать широкие пространства в темноте. Такие факелы давали свет на шестиметровое расстояние. И при этом не ослепляли тех, кто нес их. И это при том, что свет от них был в пять раз интенсивнее, чем от масляной лампы. Кроме того, факелы было легко переносить, а веток хватало на 40 минут горения.
Масляные лампы с животным жиром лучше всего подходили для освещения небольших помещений. Кроме того, они давали свет больше часа. Но перемещаться с ними по пещере было крайне неудобно.
Что касается костра с можжевельниковыми и дубовыми дровами, то от него было много дыма, а срок его работы был недолговечным — не более получаса.
Читать далее
В Солнечной системе замечена самая большая комета за всю историю: это почти планета
Ученые научились удаленно определять признаки жизни
Поражение кожи, мозга и глаз: как COVID-19 проникает в человеческие органы