Кейсы 28 сентября 2021

Говорящая выставка и искусство на жестовом языке: как музеи делают культуру доступной

Далее

Компании и онлайн-сервисы теряют до 70% потенциальных клиентов, это люди с особыми потребностями — на них просто не обращают внимание. Но Россия неожиданно стала инноватором в этой области — у нас уже есть несколько примеров инклюзивных технологий, особенно в сфере культуры. Об этом рассказывает основатель компании по разработке цифровых платформенных решений Trinity Monsters Мик Вайсман.

Цифровизация открыла сервисы для новой аудитории. Раньше о них не думали

Бизнес в Великобритании теряет 2 млрд фунтов в месяц, потому что игнорирует потребности людей с инвалидностью. Это проявляется во многих сферах: 73% потенциальных клиентов не могут полноценно пользоваться четвертью сайтов. Миллионы людей до сих пор не могут пользоваться мышью, аудио- или визуальным контентом. Музеи и другие общественные места недоступны людям с ментальной инвалидностью из-за стигматизации и социальной изолированности.

Мировая тема инклюзивных технологий только зарождается, но в ее формировании уже есть лидер — это MuseumTech. Цифровые инклюзивные решения из России можно считать первыми в мире, именно они задают тренд на интеграцию созидательных технологий.

MuseumTech в России показывает уверенный рост, расширяя цифровые возможности. Согласно исследованию Vinci Research, доходы музеев с платных услуг выросли до 17,7 млрд рублей с 2012 года.

Мы выяснили, какие инклюзивные технологии уже внедрили в ведущих российских музеях, и разобрались в особенностях их digital-разработки.

Пионеры инклюзивных технологий в России

«Музей на РЖЯ — детям» — музей современного искусства «Гараж»

Это первый в России словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке для детей. «Музей на РЖЯ — детям» — обучающее приложение с видео и иллюстрациями, из которого дети узнают не только о музее «Гараж», но и о мире искусства в целом. Приложение получило оценку 5,0 на iOS, а студии мобильных приложений Trinity Monsters присудили Гран-при премии лучших приложений Рунета «Золотое приложение — 2020».

Отсканированные 3D-модели в Государственном Дарвиновском музее

Для тех, кто не может прийти на выставку самостоятельно, музей сделал 3D-сканы свыше 600 экспонатов. На официальном канале Sketchfab музей представил трехмерные модели объектов. По их количеству он вошел в топ-20 среди 500 музеев по всему миру.

Подкаст «ТифлоМузей» — ГМИИ им. А. С. Пушкина

Тифлокомментирование — аудиоописание предмета или пространства для слепых и слабовидящих посетителей. С помощью «ТифлоМузея» можно посещать выставки и экспозиции музея, получая специальные словесное пояснения к презентации объектов визуальной культуры.

Особенности создания инклюзивных digital-приложений

Задача инклюзивных цифровых продуктов — быть доступными, без барьеров, чтобы пользователь мог воспринимать их без помех. Согласно стандартам Руководства по доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, WSAG), они должны быть понятными, отзывчивыми, с удобными функциями и интерфейсом.

Например, незрячие люди, чтобы посмотреть сайт или приложение, используют программы с голосовым интерфейсом — Screen Reader. На Apple это встроенная функция VoiceOver, которая озвучивает, что изображено на экране: от уровня заряда аккумулятора до имени звонящего абонента. Screen Reader произносит информацию по блокам. Разработчик приложения должен предусмотреть, чтобы текст был разделен, как логический элемент навигации для незрячих пользователей. Подписи к полям и формам не должны быть сверстаны как единый текстовый блок, поскольку без разделений невозможно понять, к какому полю относится та или иная подпись.

При создании «Музея на РЖЯ — детям» для слабослышащих детей разработчики учитывали методологию создания иллюстраций, опираясь на детскую книгу Давида Бёма «Как устроен музей», анализировали научные статьи в области художественного восприятия людей с потерей слуха. Дети, говорящие на языке жестов, обладают большой способностью зрительного восприятия: для замены звуков им нужно больше визуальных элементов. При создании инклюзивных приложений стоит учитывать непредсказуемость в маршрутах таких пользователей, высокую степень интерактивности и не допускать игровые механики с выявлением победителя. Это влечет за собой замкнутость.

Искусственный интеллект: возможности и проблемы

В 2019 году Google анонсировал запуск исследовательского проекта Euphonia. Его цель — обучение алгоритмов ИИ для распознавания нетипичной речи, звуков и жестов. Люди с широким спектром речевых заболеваний (инсульт, БАС, глухота или синдром Дауна) возлагают большие надежды на автоматическую генерацию голосовых команд. Проект собрал миллионы образцов звуков на английском языке длительностью более 1 400 часов от людей с разной степенью речевых нарушений. Результаты эксперимента презентовали на конференции Interspeech 21 в сентябре. Коэффициент ошибок упал с 89 до 13%.

Международная организация труда (ILO Global) говорит о рисках развития ИИ, которые не всегда учитывают доступность технологий для людей с инвалидностью. Только в Мексике разрыв в использовании мобильного интернета между людьми с инвалидностью и без нее достигает 38%, — говорится в недавнем отчете организации. Наблюдая за таким серьезным цифровым барьером сейчас, сложно представить будущее, которое рисует нам концепция «Метавселенная»: VR&AR-гарнитуры, переход цифрового аватара от одного действия к другому в едином киберпространстве. Возможно, Марк Цукерберг, заявив летом: «Метавселенная — это преемник мобильного интернета», — не уверен, что людям с инвалидностью она окажется доступна.

Инклюзивный рост технологий — базис для обеспечения доступного общества будущего. Но оно будет таким в случае, если созидательные технологии найдут свое применение не только в MuseumTech, но и во всех сферах жизни.


Читайте также

Астрономы случайно нашли две галактики на краю пространства и времени

Люди впервые спустились на дно «Адского колодца»: что они там нашли

Генетики нашли останки, которые помогут ученым «воскресить» динозавров