Исследователи изучили 15 000-летнее произведение искусства, высеченное на камне, и предположили, что его создатели рисовали не днем, а ночью, при свете костра. Так рисунки «оживали» и начинали двигаться. «Хайтек» рассказывает подробнее об этом открытии.
Первобытные люди рисовали животных с несколькими лапами и головами на камнях, ставили эти изображения около костра и в его мерцании они начинали «оживать».
«Возможно, это было похоже на просмотр телевизора, где они сидят у камина, болтают, греют руки у огня и рисуют», — говорит Энди Нидхэм, археолог из Йоркского университета.
Нидхэм и его коллеги считают, что первобытные люди рисовали у костра ночью не просто так. Авторы предполагают, что мерцающее пламя улучшало работу художника и помогало правильно воспринимать его творчество — в динамике.
О чем новое исследование?
В исследовании, опубликованном в PLOS ONE, команда создала точные трехмерные копии резьбы 15 000-летней давности, и опалила их огнем. Это помогло «оживить» рисунки древних животных, выгравированных на камне. Близость к огню заставляет фигуры двигаться — лошади и другие изображения начинали динамично перемещаться по скале.
Нидхэм и его коллеги исследовали 50 известняковых табличек — размером примерно от iPhone до iPad, — найденные в скальном убежище Монтаструк вдоль реки Аверон на юге Франции. Когда последний ледниковый период пошел на убыль, около 15 000 лет назад, обитавшие здесь художники начали использовать кремневые и каменные лезвия, чтобы вырезать на поверхности скал геометрические узоры и мотивы, а также древних животных. Лошади, горные козлы, северные олени, благородные олени, бизоны — их рисунки часто появлялись на фрагментах камней.
Кто создавал первобытную анимацию?
Художники были представителями магдалинийской культуры, охотниками-собирателями, которые жили в Европе примерно от 23 000 до 14 000 лет назад. Магдалинийцы, жившие в конце последнего ледникового периода в холодном, но постепенно улучшающемся климате, создали много произведений искусства: от украшенных инструментов до выгравированных костей и знаменитых наскальных рисунков.
Кроме табличек в пещере Ласко, во Франции, нашли каменные наконечники и инструменты, а также некоторые известные произведения искусства, в том числе знаменитого Плавающего Северного оленя — это скульптура из бивня мамонта возрастом 13 000 лет, изображающая двух северных оленей — нос к хвосту.
Как ученые решили, что огонь помогал оживлять рисунки?
Тысячи магдалинийских табличек находили на территории современной Испании, Португалии и Нормандских островов Великобритании, а также Франции. На этих камнях видны термические трещины, а также розовые обесцвеченные полосы: они появились в результате воздействия огня. Из-за этого у исследователей появился вопрос, при каких обстоятельствах камни взаимодействовали с огнем. Было ли это неотъемлемой частью творческого процесса или это появилось уже позже, например, из-за пожара.
Выяснить это было непросто. Сейчас таблички хранятся в Британском музее, где на них можно посмотреть онлайн. Это означает, что археологический контекст, а именно место, где их нашли, утеряно. Поэтому авторы обратились к экспериментальной археологии, чтобы узнать больше об их истории.
Сначала команда создала новые гравированные таблички, сделанные из известняка, и стала с ними экспериментировать, чтобы понять, как огонь может создать такие характерные розовые следы от тепла.
Они закопали некоторые искусственные таблички и разожгли вокруг них костер, чтобы имитировать случайное воздействие пожаров. Другие подвергли обжигу, как будто их использовали, чтобы контролировать огонь. А остальную часть расставили рядом с огнем, чтобы его свет освещал рисунки.
Затем команда применила программное обеспечение, чтобы отредактировать изображения и сравнить копии, обработанные огнем, с оригиналом. Результаты показывают, что тепловые метки на камнях образовались не из-за случайного пожара. Хотя на нескольких артефактах из костяных рогов видны такие повреждения. Авторы сделали вывод, что, скорее всего, рисунки делали, чтобы смотреть на них около огня.
Как рисунки оживали?
Исследователи полагают, что освещение от камина было неотъемлемой частью создания и «потребления» искусства. Мерцающий свет создает завораживающий эффект на резьбе, это сильно отличается от того, что видно при стабильном освещении.
«Вы можете увидеть, например, табличку с несколькими лошадьми, и когда свет мерцает, начинают появляться и исчезать разные формы. Это создает своего рода повествование о лошадях, движущихся по поверхности скалы», — говорит автор работы Иззи Вишер, аспирантка Даремского университета.
Вишер вместе с коллегами изучила, как был направлен огонь согласно тепловым повреждениям на камнях. Дальше она использовала виртуальную реальность, чтобы создать мерцающий огонь и расположить 3D-модели вокруг него. Так можно восстановить приблизительные условия, в которых первобытные люди смотрели на свои рисунки.
Из-за нерегулярного освещения человек видит только краткие, неоднозначные очертания и формы животного — это побуждает человеческий мозг заполнять пробелы и дополнять картину.
Люди часто наблюдают знакомые объекты или узоры в случайных местах — например, лицо в облаках или собаку в куске подгоревшего тоста. Этот эффект, известный как парейдолия, возникает, потому что наш мозг настроен на поиск этих паттернов. На протяжении поколений парейдолия помогала человеку выживать, например, идентифицируя хищника в кустах.
Парейдолия может иметь глубокие эволюционные корни. Исследователи предполагают, что художники ледникового периода применяли ее совсем по-другому — чтобы помочь творческому процессу.
Например, они использовали наложение нескольких форм одного и того же предмета, чтобы помочь создать анимацию. Этот эффект наблюдали в части магдалинийских наскальных рисунков, на которых некоторые животные имеют несколько голов или дополнительные пары ног.
Читать далее
Посмотрите в прямом эфире, как астероид размером с автобус приближается к Земле
Астрономы нашли планету недалеко от Земли: у нее очень странная орбита
За ней охотились столетиями: что нам известно о планете Вулкан рядом с Солнцем