В России уже несколько лет внедряют технологии виртуальной и дополненной реальности — это часть национального проекта «Образование» под названием «Цифровая образовательная среда». Технологии преобразуют индивидуальную и групповую работу школьников, позволяют учителям наглядно и доходчиво объяснять материал, а детям — экспериментировать и переноситься в другие эпохи. Но для этого недостаточно закупить оборудование и ПО — нужно, чтобы педагоги научились работать с VR/AR-технологиями и понимали все преимущества этого инструмента.
Зачем школам VR и AR?
Виртуальная реальность постепенно проникает в школы. Например, с 2019 года она помогает ученикам Нижнего Новгорода осваивать ОБЖ, с 2021-го во всех школах города планировали проводить уроки по этому предмету с применением VR-тренажеров. В 2019 году проходил эксперимент, когда ученики в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке с помощью VR готовились к ОГЭ по физике и химии.
Ученики, принимавшие участие в подобных экспериментах, отмечают, что благодаря новым технологиям материал легче усваивать, а в виртуальной реальности не так страшно пробовать и ошибаться. К тому же шлем изолирует от окружающих, что повышает концентрацию внимания. Поэтому, например, в модулях по химии создаются «свободные» лаборатории, где можно смешивать любые вещества и наблюдать за их взаимодействием. При этом все ученики, учитель и школьное имущество находятся в абсолютной безопасности, даже если в результате экспериментов получится взрывоопасная смесь.
С помощью VR можно отрабатывать навыки в ситуациях, в которые изначально попадать не стоит. Это актуально для ОБЖ — виртуальная реальность позволит в безопасности, но в максимально реалистичных условиях проверить правильность действий при пожаре, теракте, землетрясении. При обучении иностранных языкам технологии перенесут в разные языковые ситуации; на уроках истории или литературы — помогут стать зрителем или участником рассматриваемых событий; в физико-математических и естественно-научных дисциплинах — покажут то, что невозможно рассмотреть невооруженным взглядом.
Основная сфера применения виртуальной реальности — не «дистанционка», а очные занятия в классе, вместе с учителем и другими учениками. Например, на уроках ОБЖ в Нижнем Новгороде дети учатся в группах работать в чрезвычайных ситуациях.
Школьная VR-реальность
Виртуальную и дополненную реальность будут использовать в образовании все активнее. Сейчас VR/AR — один из наиболее вовлекающих учебных форматов. Исследование Common Sense Census показывает, что дети до 8 лет проводят за экранами в среднем 2,5 часа в сутки. Подача информации, основанная на современных технологиях, в том числе VR и AR, становится для сегодняшнего поколения самой интересной и понятной. Главное — дозированное времяпровождение — впрочем, это относится и к привычной работе за компьютером. Следовательно, такие форматы уже скоро станут полноценным образовательным инструментом наряду с учебниками и тетрадями.
Но чтобы VR и AR приносили учебе максимальную пользу, учителя должны понимать, как с ними работать: какие именно материалы и сюжеты нужны для разных предметов, как соотнести теорию и практику, как организовать работу класса и проверку знаний. Ранее из-за дороговизны шлемов и незначительного числа ПО для школ применение VR-технологий в образовании было не слишком востребовано среди педагогов. А разработчики не создавали VR-программы для школьных дисциплин из-за низкого спроса. Сейчас ситуация меняется.
Это видно в том числе по тому, что в последние годы растет интерес к использованию VR/AR. Становится больше центров компетенций и повышения квалификации. Например, резидент «Сколково» VR Concept обучает внедрению VR в образование с 2020 года и за это время подготовил 300 преподавателей. В конце 2021 года компания провела первый в РФ акселератор внедрения VR, который привлек внимание педагогов и собрал 2 000 заявок.
Оборудование тоже стало намного доступнее. Аналитики TrendForce считают, что в 2023 году продадут 18,81 млн VR- и AR-устройств (это в 4 раза больше, чем в 2020 году). А специалисты CCS Insight отмечают, что к 2025 году число проданных устройств дойдет до 71 млн. Прогноз прошлого года говорил, что в пятилетней перспективе рынок будет расти в среднем на 37% в год.
VR-учеба для учителя
Обучение педагогов идет в нескольких направлениях. Ориентируясь на федеральные документы, регионы создают свои программы по применению современных разработок. Скажем, Ставропольский государственный аграрный университет создал дополнительную программу повышения квалификации преподавателей и сотрудников вуза по цифровой образовательной среде. В ней разбирается использование VR/AR на уроках по различным предметам. В учебно-методическом пособии Института развития образования Кировской области также обсуждают VR/AR-технологии.
Педагогов приглашают и частные Tech-компании. Например, сколковский VR Concept запустил первую в России Академию VR. Здесь можно онлайн пройти 3 образовательных курса (на 36 и 72 часа) и получить удостоверение о повышении квалификации. С более активным внедрением VR в школах компания планирует запускать хакатоны, акселераторы и конкурсы для учителей.
Академия VR также будет развивать комьюнити экспертов и VR-экосистему среди преподавателей. На маркетплейсе уроков для виртуальной реальности они смогут делиться наработками и даже монетизировать их. Учителя будут организовывать свои мероприятия и помогать коллегам осваивать решения на базе технологий виртуальной реальности. Для нужд конкретных учебных заведений планируют проводить онлайн- и офлайн-курсы под запросы школ, а также консультировать их по вопросам внедрения VR.
Каким может быть VR в школах
Важно, чтобы программы обучения для педагогов учитывали различные форматы проведения уроков с VR-элементами, поскольку занятия могут по-разному организовываться в зависимости от того, групповая это или индивидуальная работа, сколько учеников в классе, какое оборудование используется.
Традиционное представление о применении технологий виртуальной реальности в классе — дети, работающие с VR-очками и контроллерами. Такой вариант часто встречается в школах, использующих новые технологии. При этом, чтобы уменьшить число шлемов для одного урока, ребят делят на две группы. Пока одна проходит теорию или выполняет задания в «нашей реальности», вторая тренируется на VR-тренажерах. Учителю нужно понимать, как организовать параллельную работу класса, какие задания давать в реальной и виртуальной реальности.
Другой вариант — использование неносимых устройств. Такие образовательные решения разрабатывает резидент фонда «Сколково» — компания «Визионеро». Мультимедийный зал с камерами захвата движений и 4K-проекторами создает виртуальное пространство сразу для всего класса, обеспечивая 2D- и 3D-интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами (то есть их можно «трогать», влиять на них). Ребята полностью погружаются в происходящее в зале — переносятся в другую историческую эпоху, путешествуют в космосе, наблюдают за физическими явлениями, играют в волейбол или даже гольф. Учитель может проводить теоретические задания сразу для всего класса и иллюстрировать свои слова «виртуальной презентацией», также можно организовывать групповую работу, проводить экскурсии.
Материалы с использованием виртуальной реальности могут быть полезны для самых разных предметов — от биологии до мировой культуры. Кроме того, внедрение VR в образовательной среде будет способствовать внедрению технологии и на производствах. Среди причин, мешающих ее активному внедрению в школы, традиционно выделяли три основных: дорогое оборудование; мало образовательного ПО для VR/AR-технологий; учителя не знают, как применять VR/AR на уроках. Работа идет по всем трем направлениям. Но крайне важно, чтобы сами педагоги понимали ценность новейших технологий, их востребованность среди детей, удобство и наглядность. Тогда у них будет мотивация к изучению новых форматов и их активному использованию.
Читать далее:
Посмотрите на «бесшумный» дрон с ионным двигателем нового поколения
Ученые придумали, как найти темную материю, используя обычный завод
Астрономы изучили 4 скопления звезд в Млечном Пути: одно из них ведет себя странно