Мнения 27 мая 2022

Коллективная иллюзия: как работает технология 3D Naked-Eye

Далее

Naked-Eye-эффект — это новая разновидность техник 3D-дизайна, которую в последнее время часто можно увидеть на фасадах зданий по всему миру. Инсталляции с 3D Naked-Eye привлекают туристов и набирают миллионы просмотров в соцсетях — как, например, ролик с гигантским котом в центре Токио. Креативный продюсер студии Radugadesign Алина Захарова рассказывает, как создается иллюзия и откуда возникает тот самый wow-эффект.

Суть технологии

Для начала стоит разобраться с понятием видеомэпинга, отправной точки развития Naked-Eye. Видеомэпинг — это 3D-проекция на объект, которая создается с учетом геометрии и местоположения зрителя. Чаще всего такие проекции выводят на фасады зданий — работы часто можно увидеть на мультимедийных фестивалях. Ниже пример одной из многочисленных работ Radugadesign: мэпинг для Берлинского фестиваля света, 2017 год.

Главная «фишка» мэпинга — это создание визуальной иллюзии. С помощью световой проекции художники обманывают зрение, показывают невероятные, но, тем не менее, реалистичные для восприятия образы. Добиться такого эффекта непросто: при создании контента художник отталкивается, в первую очередь, от реальной геометрии здания, поэтому картинка накладывается на 3D-модель, а не на плоскость. Второй важный нюанс — проекция создается под «идеальную точку обзора», где предполагается размещение зрителя, потому что только в этом диапазоне проекция будет выглядеть эффектно и реалистично, и произойдет визуальная иллюзия.

Naked-Eye работает по тому же принципу: видеоконтент создает 3D-иллюзию для зрителя в идеальной точке. Отличие в том, что проекты с Naked-Eye опираются не на архитектуру здания, а создают свою на LED-экране. К примеру, в таких проектах часто используют иллюзию комнаты, уходящей вглубь фасада.

Naked-Eye сильно преобразил городскую среду, потому что экраны зачастую располагаются на главных пешеходных улицах мегаполисов. В прошлом году Radugadesign делала инсталляцию в центре Пекина, она была приурочена к китайскому Новому году и изображала процесс создания главного национального блюда — лапши — на футуристичном конвейере. Проект широко освещался в СМИ и соцсетях Азии.

3D-иллюзия для уличного экрана в Пекине. Создано Radugadesign в коллаборации с креативной платформой Output

Технологию Naked-Eye уже используют во всем мире, но больше всего проектов реализовано именно в Азии, преимущественно в Китае. Это связано с тем, что Китай — один из главных мировых производителей мультимедиа-оборудования. Мировые компании размещают заказы на производство комплектующих в стране, и на основе их разработок, китайские компании делают более доступные аналоги мультимедийных технологий.

Кроме того, к популяризации Naked-Eye располагает и внешний вид азиатских мегаполисов — небоскребы, hi-tech-эстетика. Там они смотрятся органичнее, чем на сталинских высотках или на Лувре.

Как создается иллюзия

Для создания эффекта Naked-Eye прежде всего нужна идеальная точка. Она рассчитывается, исходя из параметров экрана и размеров здания, на котором он располагается. Можно сказать, что это чистая математика: если допустить в вычислениях ошибку, визуальной иллюзии не будет и «магия» не случится.

Адаптировать под Naked-Eye готовый контент невозможно, как и «перенести» контент с одного LED-дисплея на другой. Нужно заново создать анимированные объекты под конкретную форму экрана и идеальную точку камеры. 

Команда проекта состоит, как правило, из креативного директора, продюсера, арт-директора, супервайзера и дизайнеров. За качество технической реализации мультимедийных проектов отвечает супервайзер, он же выполняет все расчеты. Первый вопрос, который необходимо уточнить, — как выглядит экран и где он располагается. Затем просчитывается положение идеальной точки, например, на пешеходном переходе через дорогу от здания. После получения всех данных супервайзер выстраивает сетап: строит 3D-модели здания, экрана, улицы и выставляет «камеру».

Процесс создания 3D-сетапа

Заказчики обычно приходят к студии с общей идеей того, что должно быть изображено на экране: тема ролика, логотип компании или конкретные объекты. Креативный директор помогает доработать идею до готовой концепции, после чего арт-директор детально продумывает, как будет выглядеть и двигаться тот или иной объект. Если заказчику все понравилось, команда приступает к реализации.

Длительность ролика, как правило, 15–30 секунд. Весь процесс создания занимает около 2 месяцев — в зависимости от сложности. Чем реалистичнее нужно сделать персонажей (людей, животных, птиц), тем больше специалистов будут задействованы в процессе: аниматоры, дизайнеры, грумеры. Главная сложность состоит в анимации движений живых существ, чтобы они выглядели естественно и не напоминали роботов. Это справедливо для всего моушн-дизайна, но в случае с 3D Naked-Eye любые недочеты будут еще заметнее из-за больших размеров экрана.

В каждом проекте есть свои особенности, все зависит от идеи проекта — например, если в сцене есть звери, нужно изучить, как то или иное животное ведет себя в реальности, найти дизайнера-грумера, разработать 3D-модель окружающей среды.

На финальный результат также влияет форма и качество дисплея. Иллюзия на угловом LED-экране будет выглядеть эффектнее, чем на фронтальном. В России есть кейсы использования технологии на цифровых билбордах, но на них Naked-Eye теряет в качестве из-за «шага» пикселей и низкого цветового диапазона.

#AloneTogether, арт-проект студии Radugadesign для конкурса ZAZ10TS, Нью-Йорк, 2021

Как развивается технология

Появление новых программ и устройств позволяет расширить спектр зрительского опыта. Специалисты в области мультимедиа-дизайна постоянно адаптируют их под свои основные задачи, и в случае с 3D Naked Eye — это создание наиболее реалистичной иллюзии.

Важную роль в дальнейшем развитии технологии может сыграть real-time-графика, позволяющая рендерить контент на экране в режиме реального времени. Это позволит уйти от фиксированной идеальной точки: при помощи, например, моушн-сенсоров программа сможет отслеживать положение зрителя в пространстве и каждый раз «подстраивать» контент под нужную точку обзора. Сложность заключается в том, что экран не может показывать несколько изображений, ориентируясь на нескольких зрителей одновременно. Возможно, по своей сути это будет ближе к голограмме. 

Дополнительно усилить эффект погружения можно за счет VR- и AR-технологий: использование VR-шлема или очков, программируемых посредством real-time-графики, откроет совершенно новые возможности и для художников, и для зрителей.


Читать далее

Гравитации и темной материи не существует: главное о новой работе физиков

Во Вселенной происходит что-то странное: как объяснить нестыковки в постоянной Хаббла

Почему Болонскую систему образования хотят отменять в России на самом деле