VR-проекты с Венецианского кинофестиваля: Коко Шанель, смерть планеты и геноцид в Камбодже

Метавселенная, виртуальная, дополненная и смешанная реальность — это не только про игры и развлечение. Передовые технологии создают новые формы искусства. Венецианский кинофестиваль представляет отдельную программу для произведений иммерсивного искусства. «Хайтек» рассказывает про технологии и работы, которые представлены на конкурсе.

Иммерсивное искусство впервые было представлено на Венецианском киносмотре в 2019 году. Посетители уже тогда могли погрузиться в мир виртуальной реальности, но это был еще не полноценный конкурс, а просто дополнительное развлечение для участников фестиваля. В этом году это направление выходит на новый уровень: собственная программа Venice Immersive, строгое жюри и внеконкурсные экспозиции.

Иммерсионное искусство объединяет множество направлений, которые позволяют «погрузить» зрителя в художественное произведение. Безусловно, отдельные направления существовали давно, например, иммерсивный театр, но настоящий расцвет это направление получило с развитием новых технологий.

Организаторы программы отмечают, что виртуальная реальность — только одно из направлений, которые используют участники. Кинофестиваль сознательно отказался от любых технических ограничений. На небольшом острове в Венеции построили целый «город», в котором можно погрузиться в метавселенную, играть в игры и путешествовать по миру.

Из 43 проектов, представленных в конкурсной и дополнительной программах, только некоторые требуют шлема виртуальной реальности. Среди других — массивные установки, окружающие зрителя со всех сторон, и решения на основе гибридной (смешанной) реальности.

Путешествие по виртуальным мирам

Групповое путешествие по вымышленному миру — одно из самых необычных приключений, которое можно испытать. Это может быть пляж, лес или сюрреалистическое пространство, созданное писателями-фантастами. Venice Immersive предлагает гостям такое путешествие.

Например, проект «Частота кадров: пульс Земли» (Framerate: Pulse Of The Earth) предлагает зрителями посмотреть, как постепенно меняется и разрушается ландшафт Земли, попробовать жить в другом времени — сезонном или геологическом. Чтобы почувствовать погружение, зрители входят в темную комнату. Со всех сторон их окружают экраны, которые словно «голографический портал» переносят путешественников в пространстве. 

Вас окружают гипнотические образы. Звук перемещается в пространстве. Весенние каникулы, летнее солнце сияет сквозь листья, когда они становятся янтарными и опадают через секунду. В причудливом английском саду растет тыква. Тысяча тонн стали дробится. Песок прибывает и течет, а скала отступает. Доено 268 коров. Выпито 519 пинт.

Участник этого погружения в вечное созидание и разрушение, в круговорот жизни и смерти может находиться в любой точке экспозиции или перемещаться по ней. Сконцентрироваться на чем-то одном, например, на «жизни» речной гальки или огромной скалы разрушающейся и опадающей в море, или выбирать разные образы.

Для создания своей экспозиции команда разработчиков в течение года снимала пейзажи и сцены из жизни людей в Норфолке и Глазго в Великобритании. Но это не обычная съемка. Авторы использовали интервальное 3D-сканирование, чтобы запечатлеть детали, которые не видны обычной камере.

https://hightech.fm/wp-content/uploads/2022/08/122202461_113834971429857_4170648270778101153_n.mp4
Framerate: Pulse Of The Earth. Видео: Scanlab Projects

Другое путешествие предлагает проект «Весь несохраненный опыт будет потерян» (All Unsaved Progress Will Be Lost). Здесь путешественникам с помощью VR-погружения с шестью степенями свободы (6DoF) открывается мрачное пространство города-призрака, сотканного из бетона и тумана. Непонятная угроза, нависшая над опустевшим городом, остается тайной до самого конца путешествия.

Этот проект полудокументальный и построен на воспоминаниях женщины, которая отказалась эвакуироваться из родного города после страшной катастрофы.

Трейлер All Unsaved Progress Will Be Lost

А для любителей по-настоящему вымышленных историй кинофестиваль предлагает работу «Переосмысление. Часть I: Нисса» (Reimagined Volume I: Nyssa). Авторы этой картины отправляют зрителей в мир братьев Гримм. Сюжет работы основан на «Сказке о том, кто ходил страху учиться». В виртуальной реальности зрители могут почувствовать себя на месте маленького мальчика, который отправился в лес. Им предстоит бросить вызов собственному страху и спасти деревню.

Прыжок в прошлое Собора Парижской Богоматери и юность Коко Шанель

Не только пространство, но и время подвластно иммерсивному погружению. Несколько работ, представленных на конкурсе предлагают отправиться в прошлое и узнать, как жили люди того времени.

Путешествие по Нотр-Даму. Фото: Éternelle Notre-Dame

Одна из таких работ — «Вечный Нотр-Дам» (Éternelle Notre-Dame). Это проект отправляет зрителей в путешествие по Парижу в разное время: от XII века и до наших дней. Вместе с виртуальным экскурсоводом зрители увидят, как менялся самый известный собор Парижа и город, окружающий его на протяжении веков. Поднимаясь на вершину колоннады можно почувствовать настоящую парижскую погоду, а спускаясь вниз — сумрак подземелий.

Создатели отмечают, что разработка виртуального тура заняла более двух лет, при этом команду консультировало 25 специалистов по виртуальной реальности и истории. Экспозиция реализована в пространстве площадью 500 м2 и одновременно в виртуальное путешествие может отправиться до 50 человек. Авторы считают, что это первый в мире пример такого масштабного путешествия.

Трейлер Éternelle Notre-Dame

Для тех, кто памятникам предпочитает людей есть своя альтернатива. Французские художники представили мультисенсорный проект «Встреча» (Rencontre(s)). Действие разворачивается в 1921 году, когда Габриэль («Коко») Шанель впервые познакомилась с парфюмером Эрнестом Бо. Именно этот дуэт создал знаменитый Chanel No 5, одну из визитных карточек дома моды, сохранившуюся до нашего времени. 

В этом проекте участники смогут не только вернуться в прошлое, но и с головой окунуться в парфюмерное мастерство, почувствовав, как пахнет мастерская настоящего «художника» и какой он французский авангард.

Трейлер Rencontre(s)

Геноцид в Камбодже и спасение на острове

Еще один необычный опыт — игровой. Но и здесь создатели предлагают непростые темы. Например, в игре «Ты будешь жить, мой сын» (Tu vivras, mon fils) создатели отправляют игроков в Камбоджу (Демократическую Кампучию) во время правления красных кхмеров. Основанный на мемуарах Пин Ятая, квест ставит игроков на место пережившего геноцид отца. 

Решая головоломки, участники погружаются в кинематографические сюжеты из истории жертв геноцида, узнают прошлое и культуру страны, разоренной жестоким диктатором Пол Потом. Главный персонаж ищет своего пропавшего сына и должен выжить ради своей семьи, рассказывают создатели. Символом исцеления нации и отца становится огромное сердце в форме Ангкор-Вата, наполняющееся жизнью с каждым правильным ответом.

Изображение из игры Tu vivras, mon fils. Источник: LA BIENNALE DI VENEZIA

Авторы другого проекта «Восходящие» (Ascenders) воскрешают легенды о Титанах, встреча с которыми определяет жизнь после смерти. В отличие от масштабных проектов с множеством инсталляций и сложным техническим оснащением автор этого проекта предлагает простое созерцательное путешествие, в котором нужно будет пройти испытания Титанов, взаимодействовать с другими игроками, чтобы вместе выйти в новый мир.


Хотя искусство, основанное на современных технологиях, активно развивается, у него пока нет полноценного рынка и массового проникновения. Кураторы новой программы Венецианского кинофестиваля надеются, что это может измениться со временем. Ведь сегодня рождается новая форма искусства и перспективная индустрия.

Нет другого фестиваля в мире, который так много посвятил бы представлению иммерсивного как новой формы искусства. Сопоставляя его с престижными художественными фильмами, мы повышаем восприятие иммерсивного искусства как настоящей формы искусства, а не просто технологического трюка.

Мишель Рейлхак, один из кураторов программы Venice Immersive Венецианского кинофестиваля

Читать далее:

Первые снимки подземной части Марса удивили ученых

С тела — в рот: ученые поняли, откуда появились зубы

Галактика, расположенная в 12 млрд световых лет от Земли, «свернулась» в кольцо Эйнштейна

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Ученые впервые наблюдали, как орангутанг занимается самолечением
Наука
SpaceX не смогла скрыть полет ракеты над Россией: в сети публикуют фото
Космос
Зонд «Эйнштейн» показал первую партию редких космических фото
Космос
Миссию по доставке образцов с загадочной стороны Луны запустили в Китае
Наука
Ученые подтвердили ключевые события из Библии
Наука
Недалеко от нас есть планета, где ветер дует быстрее пули
Космос
Найден необычный способ бороться с хроническим стрессом
Наука
Посмотрите на самый редкий торнадо, который пронесся над США
Наука
Над Землей пролетел астероид, который вращался быстрее всех остальных
Космос
Ученые показали лицо женщины, которая жила 75 000 лет назад
Наука
Анализ генов показал, как древние водоросли вышли на поверхность планеты
Наука
Древняя технология поможет вырастить растения на Марсе, считают ученые
Космос
Физики из MIT добились рекордной близости между атомами для квантовых исследований
Наука
В Германии на ветряную электростанцию впервые установили деревянные лопасти
Новости
Инженеры разработали искусственную пиявку для безболезненного забора крови у детей
Наука
Solar Orbiter запечатлел «пушистую» корону Солнца в завораживающих деталях
Космос
Китай отправляет миссию на обратную сторону Луны: как смотреть онлайн
Космос
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости