Кейсы 10 октября 2022

Восстановление здоровья и высокий IQ: чем полезны компьютерные игры

Далее

В метаанализе, опубликованном в журнале Health Science Report, исследователи показали, что использование игр в виртуальной реальности помогает восстанавливаться после тяжелого течения коронавирусной инфекции. «Хайтек» рассказывает, что узнали ученые и какую еще пользу могут принести видеоигры.

Компьютерные и видеоигры — одна из самых противоречивых форм развлечений. Мало, что из способов организации досуга вызывает столько споров о вреде и пользе: от испорченного зрения и нарушенной осанки до психических отклонений, в чем только не обвиняют производителей игр.

В каком-то смысле легко понять, почему так происходит. Наблюдения за геймерами со стороны могут вызвать тревогу. Создается впечатление, что они приклеены к экрану и не замечают ничего вокруг. В лучшем случае это кажется бессмысленным занятием, в худшем — вызывает беспокойство, что игры социально изолируют или наносят вред психике. Но, если разобраться и взглянуть на исследования, оказывается, все не так однозначно.

Виртуальная реальность и последствия коронавируса

Пандемия COVID изменила образ жизни людей. Различные исследования показали, что даже после выздоровления пациенты сталкиваются с такими симптомами как слабость, вялость, посттравматическое стрессовое расстройство, деменция, одышка и атрофия мышц. Эти условия негативно влияют на качество жизни пациентов в процессе и после их госпитализации, что делает выздоровление более сложным и длительным.

Ученые из Ширазского университета медицинских наук в Иране провели метаанализ 699 работ, включающих перекрестные исследования, рандомизированные клинические испытания и отчеты о клинических случаях. Работа показала, что использование игр в виртуальной реальности позитивно влияют на реабилитацию пациентов.

Использование виртуальной реальности улучшило функциональные и когнитивные показатели пациентов. Кроме того, большинство участников исследований сообщили о повышении удовлетворенности качеством собственной жизни. Исследователи подчеркивают, что первые результаты в области реабилитации предварительные, поскольку она только развивается, тем не менее весьма многообещающие.

Больше игр — выше IQ

К неожиданному результату пришли европейские исследователи. Вопреки распространенному мнению о том, что «компьютерные игры отупляют», ученые показали, что уровень IQ у детей, которые больше времени тратили на игры, оказался выше, чем у их ровесников.

В рамках исследования ученые изучили данные о времени, проведенном за экраном 9 855 детей в возрасте 9 или 10 лет из США. В среднем они проводили 2,5 часа в день за просмотром телевизора или онлайн-видео, 1 час за видеоиграми и час общения в интернете.

Два года спустя после первого исследования, более 5 тыс. из этих детей согласились пройти повторный анализ. Участникам предложили решить задачи, которые включали понимание прочитанного, визуально-пространственную обработку и задачу, ориентированную на память, гибкое мышление и самоконтроль.

Оказалось, что у участников, которые сообщили, что тратят больше времени на видеоигры, чем обычно, наблюдалось увеличение IQ на 2,5 балла по сравнению со сверстниками. При этом просмотр телевизора и социальные сети не оказали ни положительного, ни отрицательного эффекта.

Исследователи отмечают, что они не изучали, как время, проведенное перед экраном, влияет на физическую активность, сон, самочувствие и успеваемость в школе. Но результаты работы подтверждают утверждение о том, что время, проведенное за экраном, как правило, не ухудшает когнитивные способности детей, и что видеоигры действительно могут способствовать развитию интеллекта.

Игры вызывают зависимость?

Игровое расстройство действительно признано зависимостью. Оно было включено в последнюю редакцию Международной классификации болезней (11-е изд.). Но оценки реального количества людей, подверженных этой болезни очень разнятся. 

В 2021 году исследователи провели метаанализ на основе 61 исследования по вопросу распространения зависимости от компьютерных игр. Совокупная выборка включала более 220 тыс. человек из 29 стран. Результаты показали, что общая распространенность игрового расстройства составила 3,3%. При этом, когда ученые исключили работы, которые не вполне удовлетворяли принципу репрезентативности исследования, этот показатель снизился до 2,4%.

Похожие оценки годом ранее были получены в другом анализе, которое объединяло 53 исследования, проведенные в период с 2009 по 2019 год, в которых приняли участие 226 тыс. человек из 17 стран. Распространенность игрового расстройства во всем мире составила 3,05% и этот показатель был скорректирован до 1,96% при рассмотрении только исследований, которые соответствовали более строгим критериям выборки. При этом гендерное соотношение составляло 2,5:1 в пользу мужчин (они чаще страдали расстройствами).

Игры, агрессия и насилие

Широко распространено мнение, что жестокие видеоигры способствуют агрессии, ухудшают социальное поведение и повышают импульсивность. В исследовании, опубликованном в журнале Nature, группа ученых решила проверить этот тезис.

Они набрали три группы участников, часть из которых должны были играть в жестокую видеоигру Grand Theft Auto V, ненасильственную видеоигру The Sims 3 или вообще отказаться от видеоигр. Все участники были разбиты на группы рандомизированно, при этом испытатели не знали, в какую группу входит тот или иной участник. 

Они провели широкоформатное исследование, которое охватило множество тестов. Среди прочего исследователи проводили анкетирование, использовали поведенческие оценки агрессии, развитие сексистских установок, уровня эмпатии, развития навыков межличностных коммуникаций и психического здоровья. 

Все тесты были выполнены дважды: перед началом исследования и после завершения двухмесячного периода игр. Результаты не выявили никаких существенных изменений ни при сравнении группы, играющей в жестокую видеоигру, с группой, играющей в ненасильственную игру, ни с пассивной контрольной группой. Кроме того, все показатели, полученные до начала исследования, примерно совпадали с результатами, собранными после завершения испытания, для всех игроков.

Аналогичные результаты получили британские ученые, исследовавшие более тысячи подростков в возрасте 14 и 15 лет, предпочитающие жестокие видеоигры. Результаты всех тестов показали отсутствие связи между агрессией у молодых людей и увлечением видеоиграми.


Видеоигры окружены большим количеством мифов, но большая часть из них не выдерживает проверки. Репрезентативные научные исследования показывают, что игры не только не влияют на уровень агрессии и десоциализации, но в ряде случаев наоборот могут способствовать развитию навыков общения и совместного действия, применяться в обучении для лучшего усвоения информации и лечении для восстановления физической активности и когнитивных навыков.


Читать далее:

Посмотрите, как выглядели женщина, священник и епископ в Средние века. Их лица как живые

В зоне утечки на «Северном потоке» уровень метана превышает норму в 1 000 раз

Воссоздать Солнце на Земле: как физики решили главную проблему термоядерного синтеза