Мнения 18 ноября 2022

Не только внешнее: о том, какую на самом деле роль играют UI/UX-дизайнеры в успехе продукта

Далее

О том, насколько успех продукта зависит от работы UI/UX-дизайнера и какими навыками он должен обладать, о плюсах и минусах аутсорсинга таких специалистов, рассказал Дмитрий Чернышев, продакт-дизайнер онлайн-платформы для инвестирования Republic.

Создание интерфейсов как искусство успеха 

— Что делают UI/UX-дизайнеры в компании? 

— В первую очередь они занимаются созданием интерфейсов. Как правило, это один и тот же человек, потому что в его работе много взаимосвязанных процессов, и сложно делать один из них, не понимая другого. Деятельность UI-дизайнера, или дизайнера пользовательского интерфейса, связана преимущественно с поиском визуальных решений. Это подбор цвета, стиля элементов интерфейса, систематизация и оформление элементов продукта, будь то заголовки, основной текст, кнопки или поля ввода. UX-дизайнер больше сосредоточен на изучении пользовательского опыта и аналитической части процесса. Например, сравнение вашего продукта с продуктами конкурентов, тестирование на фокус-группах изменений интерфейса, разработка общей навигации по сайту, работа с текстом и прототипами. 

— Как компаниям лучше работать с UI/UX-дизайнером: в штате или на аутсорсинге? 

— Здесь все зависит от вашей задачи. Например, вы открываете небольшой интернет-магазин или у вас есть стартап с классной идеей. На первое время вы можете заказать дизайн сайта или приложения у дизайнера на аутсорсе. Но если ваша компания начнет расти и развиваться, то, безусловно, лучше иметь специалиста по UI/UX в штате, потому что сложно себе представить продукты, которые годами не меняются визуально и логически. Для того, чтобы пользователи были довольны вашим продуктом, а вы — метриками, нужен дизайнер, который погружен в продукт, а не ведет несколько разных проектов одновременно. 

Дмитрий Чернышев

Например, в компании, где я сейчас работаю, сложно представить человека на аутсорсе, ибо продукт очень сложный, и только для того, чтобы погрузиться в него и начать понимать внутренние процессы, нужен не один месяц. 

— Насколько успех продукта зависит от UI/UX-дизайнера? 

— Ровно настолько же, насколько и от всех остальных ключевых сотрудников компании. Все, что видит пользователь на экране, то, какой опыт пользования продуктом он получает в итоге, напрямую зависит от дизайнера. 

«Если продукт неудачный и неудобный, он быстро исчезает» 

— Какие навыки UI/UX-дизайнера сейчас особенно востребованы? 

— В первую очередь, умение создать на выходе работы не просто дизайн, а продуманное и обоснованное решение. Здесь мы плавно переходим к тому, что разработка UI/UX тесно граничит с продуктовым дизайном. Естественно, нужно уметь работать с актуальным софтом, делать прототипы, несложную анимацию. Например, сегодня макеты в 90% случаев рисуют в Figma, там же можно сделать прототипы (также для прототипов и несложной анимации часто используют Principle). Плюсом будет еще и наличие навыков фронтенд-инженера, специалиста, ответственного за разработку внешней части сайта, приложения, а также понимание маркетинга. То есть в идеале UI/UX-специалист должен понимать все аспекты создания продукта, потому что от этого зависит создание грамотного дизайна. 


Какие ошибки UI/UX-дизайнеров могут стоить вам продукта 

  • Не умеют понимать, что действительно важно переделать. Как добиться правильного эффекта небольшими силами, а не редизайном всего подряд только ради визуального эффекта. 
  • Не способны разделить реализацию на четкие этапы, сделав так, чтобы все работало как надо, не раздувая процесс. Не стоит выполнять задачу, которая не отвечает на вопрос, какую проблему она решает. Если никакую, то не надо тратить время на ее выполнение. 
  • Не создают дизайн впрок. Скорее всего, вам придется все переделывать и доделывать, когда время дойдет до отправки дизайна в разработку, так что лучше потратить больше времени на продумывание одного изменения, чем делать впопыхах много и быстро. 
  • Слепо копируют чужие решения без взвешивания всех за и против, не подумав предварительно, стоит ли использовать такие вещи в вашем продукте, и если да, то что нужно изменить, чтобы это работало конкретно у вас. 

— Приведите примеры удачных решений, работ UI/UX-дизайнеров. 

— Посмотрите на те же сервисы или медиа, которыми сегодня пользуется большинство, ваши друзья и вы сами. Как правило, это один-два сервиса заказа такси, пара сервисов для заказа еды, несколько мессенджеров, соцсетей и банковских приложений. Сложно сегодня найти популярный и некрасивый или неудобный продукт, которым пользуется большинство. 

Успех всех этих сервисов напрямую зависит от квалификации UI/UX-дизайнеров. В России, и особенно в Москве, качество приложений и сайтов сервисов очень высокое даже по международным меркам. Как правило, если продукт неудачный и неудобный, он быстро исчезает.  

— Что значит успешный продукт с точки зрения работы UI/UX-дизайнера? 

— Продукт должен быть узнаваем и находиться в топе, что во многом зависит от работы дизайнера. Пользователь должен с помощью вашего дизайна хорошо считывать информацию, о чем ваш продукт, в какой нише он находится. Сервис, который продукт предоставляет, должен быть простым, понятным и выполнять запросы пользователя при минимальном количестве действий с его стороны. 

«Старайтесь читать те блоги, где больше говорится о решении конкретных задач» 

— Какие книги и какие курсы для расширения своих компетенций порекомендуете UI/UX-дизайнерам? 

— Если нужен подробный курс: от базы до прикладных задач, то рекомендую курсы от Яндекс Практикума. Они собраны на основе дизайн-школы Яндекса и тщательно проработаны. 

Для тех, у кого уже есть опыт работы, подойдет UX Academy от Шуваева. 

Онлайн-курсы продуктового дизайна на платформе BBE преподают не просто дизайнеры, а продуктовые дизайнеры. Они будут полезны тем, у кого уже есть опыт работы в этой сфере, но нужно заполнить имеющиеся пробелы, получить знания на стыке менеджмента и дизайна. 

Google Design Sprint — известная методология, позволяющая находить подходы к решению комплексных задач. Будет интересна тем, кто работает в одиночку или маленькой команде. 

Вводный курс на PD. Его авторы накопили большой опыт работы в агентствах и инхаус, структурировали базовый обзор профессии. Поможет тем, кто чувствует себя неуверенно и кому нужно быстро и доступно «пройтись по профессии». Там же можно пройти разные курсы от Алины Ермаковой по UX. 

Дмитрий Чернышев

Что касается книг, то я в свое время читал книги Яна Чихольда, что помогло мне разобраться с типографикой, Джефа Раскина «Интерфейс» и когда-то «Ководство» Лебедева, множество правил оттуда актуально и по сей день. Я также читаю статьи разных дизайнеров на Medium, так как индустрия быстро развивается — и, на мой взгляд, контент в блогах более актуальный. Старайтесь читать те, где больше говорится о решении конкретных задач. 

— В каких странах специальность UI/UX-дизайнера является наиболее востребованной и высокооплачиваемой? 

— Я думаю, прежде всего в США. Но сегодня это больше зависит от компании, хорошее предложение вам могут сделать и в Канаде, и в Европе (особенно в Англии и Германии). Сегодня и в России зарплаты в крупных ИТ-компаниях бывают серьезными. Не забывайте также, что, кроме зарплаты, идеально будет еще получить какое-то количество акций компании, что сегодня является распространенной опцией, как в Яндексе, например. 

— Расскажите о вашем карьерном пути в профессии? 

— Я решил стать дизайнером сразу после школы. Тогда, в начале 2000-х, эта профессия была модной. Отучился в двух институтах, но там не получил практических знаний, которые могли бы стать полезными в моей специальности. 

Выручила практика. Еще во время учебы мне повезло устроиться на работу в компанию 3DreamTeam, которая реализовывала известные архитектурные проекты, например, в Сколково и к Олимпиаде в Сочи. Потом присоединился к команде образовательного проекта «Теории и практики». 

Иногда казалось, что невозможно с моим опытом и уровнем делать такие сложные проекты, и я был готов сдаться, но в итоге все получалось вполне приемлемо, а иногда и вообще классно. 

Затем я перешел работать в компанию COUB (российский сайт-видеохостинг, где можно публиковать короткие видеоролики). Параллельно мне представилась возможность сделать дизайн сайта для Andy Warhol magazine Russia и стать там же, на сайте, внештатным арт-директором. Потом была работа в криптостартапе Sweatcoin, где я впервые нормально поработал с мобильными приложениями. 

Спустя какое-то время через знакомых мне предложили присоединиться к американскому стартапу Republic. Это международная компания, с помощью которой можно инвестировать в стартапы. Здесь я реализую задачи, уже привычные для меня. Вначале приходилось заниматься всем подряд, включая маркетинговый дизайн и даже наружную рекламу. Сейчас я сконцентрировался на мобильных приложениях Republic, тестирую решения, исследую рынок, внедряю разные продукты.


Читать далее:

Главную теорию происхождения человека опровергли: откуда мы появились

Первая в мире таблетка для «пересадки» кала одобрена в Австралии

Найдена первая в мире «кухня»: там жарили рыбу 780 000 лет назад