Реклама 6 марта 2023

«Достать ножи» и другие фильмы, в которых герои используют рекламные технологии

Детектив Бенуа Блан из «Достать ножи» ищет преступников по тому же принципу, как работает сервис по увеличению продаж. Мистер Андерсон, он же Нео, выходит из «Матрицы» благодаря интернет-следу. А изобретательница Джой Мангано становится главой бизнес-империи с помощью «прозвона» клиентов. Все эти герои, сами того не ведая, используют AdTech, чтобы достичь своих целей. Вместе с Calltouch Лидс собрали для вас фильмы, в которых рекламные технологии играют ключевую роль.

Кажется, что рекламные технологии и маркетинг исключительно связаны с продажами и существуют отдельно. В мире, где интернет «умеет» следить за вами, — предлагая вам во всех баннерах товар, который вы искали перед сном. Где важно знать, зачем вы нажимаете «Принять все cookies». А также где вам может позвонить чат-бот из стоматологии и предложить сходить на чистку, потому что вы ее давно не делали.

Но рекламные технологии не только проникают в нашу жизнь, но и «рождаются» из нее. Например, первая уличная реклама появилась благодаря глашатаям, которые сначала объявляли содержания указов монархов на улицах средневековых городов, а уже затем стали «обслуживать» интересы купцов и местных лавок. Многие из вас играли в детстве в «жмурки»: когда надо не только с завязанными глазами и в тишине найти спрятавшихся или бегающих от вас друзей, но и тактильно по тем или иным признакам определить, кто перед вами находится. А сегодня благодаря алгоритмам бизнес находит своих клиентов, определяя по интересам, поведению и потребностям их принадлежность к целевой аудитории. По ряду характеристик, даже без обратной связи платформам автоматизации удается найти клиентов, а затем связаться с ними таким образом, чтобы вероятность покупки товара или услуги была выше, чем до этого.

И если вы думаете, что на этом применение рекламных технологий в повседневной жизни заканчивается, то вы ошибаетесь. Приемами из маркетинга пользуются детективы, ИТ-специалисты и хакеры, изобретатели и ученые, а некоторые технологии и вовсе пришли к нам из кино. Поэтому мы собрали для вас подборку фильмов, в которых главные герои используют рекламные технологии.

«Достать ножи»: детектив Бенуа Блан и его метод дедукции, а также Майлз Брон и его рассылки

Во второй части саги о детективе Бенуа Блане — «Достать ножи: Стеклянная луковица» — создатели фильма не изменяют традициям знаменитого романа Агаты Кристи, который теперь называется «И никого не стало». Герои приезжают на остров, чтобы поучаствовать в вечеринке сумасбродного технологического предпринимателя Майлза Брона, списанного с Илона Маска. Брон, чтобы пригласить гостей, использует необычный способ: он рассылает им головоломку, только решив (или разбив!) которую можно получить приглашение с адресом и временем. Интригу добавляет и тот факт, что гостей приглашают поучаствовать в убийстве хозяина вечеринки. 

Кадр из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная луковица»

Рассылка — до сих пор один из самых эффективных инструментов маркетинга, только вместо писем «Ридерз Дайджест» сегодня используется электронная почта. Маркетологи персонализируют содержание рассылок, вовлекают аудиторию и, как следствие, увеличивают лояльность клиентов и вероятность новых и повторных продаж.


Знаменитый по первой части фильма «Достать ножи» детектив Бенуа Блан тоже случайно оказывается среди приглашенных, и на его долю как обычно выпадает участь разгадать, кто же действительно причастен к убийству (без спойлеров: хотите узнать, что же на самом деле произошло, — посмотрите фильм). Для этого у него достаточно исходных данных: он знает биографии всех персонажей, он внимательно следит за ними весь день, он подмечает то, что они говорят, и даже подсылает свою компаньонку порыться в их вещах. Все это дает ему достаточно данных, чтобы определить мотивы каждого из присутствующих на вечеринке, а также построить логическую цепочку, приведшую к вердикту: «Убийца —…».


Платформа по автоматизации маркетинга Calltouch Лидс способна анализировать поведение пользователей (посещение сайта, звонки, заявки, сделки, бездействие) и на основе полученных метрик конвертировать их в доппродажи. 

На основании «невидимых» для самого пользователя характеристик (от социально-демографических до более специализированных метрик) и его интернет-поведения платформа может не только отслеживать события от клиента (вернулся на сайт, позвонил, изменилась сделка), но и вернуть на сайт, отправив СМС или позвонив, даже не имея номера телефона.


«Особое мнение» и персонализация рекламы

Джон Андертон, которого играет Том Круз, оказывается в бегах из-за прогностической аналитики — в 2054 году, по мнению создателей фильма, ИИ сможет предсказывать, как и когда определенный человек убьет кого-то. Свои выводы алгоритмы делают на основе технологий, анализирующих психику человека.

Кадр из фильма «Особое мнение»

В процессе частичной смены биометрии — Джон меняет себе глаза — герой Тома Круза понимает, что от системы очень трудно убежать и она буквально следит за ним на каждом повороте. Особенно его удивляет реклама, которая по ходу его перемещения по городу будущего подстраивается под его личность, а изображения на экранах и голограммах обращаются к Джону с персонализированными предложениями. 

Фильм вышел в 2002 году, и тогда его сценаристам это казалось фантастикой, но спустя 20 лет этим уже никого не удивить: в сети реклама не только персонализируется под пользователя, но и выдает ему предложения, основанные на прогнозах его предпочтений — на сайте супермаркета уже знают, что вы не едите мясо, и предлагают вам заменители, а банки формируют ипотечные предложения, поскольку узнали, что вы вступили в брак.


Персонализация — уже давно не ноу-хау: доказано, что 80% потребителей, скорее всего, совершат покупку в компании, которая использует персонализацию. Кроме того, это помогает сконцентрировать внимание клиента. Если вы смотрели раздел с молоком, а потом отвлеклись, вам напомнят. Персонализироваться может не только рассылка, но и весь сайт: многие ритейл-компании сегодня подстраивают свои ленты с товарами под категории пользователей и существенно увеличивают продажи.


«Generation П» и адаптация к локальным рынкам

Герой одноименного романа Виктора Пелевина Вавилен Татарский работает над адаптацией западных продуктов для открывшейся внешним рынкам России. Он как «криэйтор» понимает, что в том виде, в котором рекламируются продукты на Западе, в России они просто не зайдут, поэтому придумывает такие рекламные кампании, которые бы соответствовали и обыгрывали российские реалии. 

Кадр из фильма «Generation П»

По сути, он так имплементировал продукты в медиасреду, чтобы у потребителя возникало ощущение, что это не только всегда было здесь, но и вообще было создано в России. Чего стоит только его культовый слоган для знаменитой марки сигарет «И дым отечества нам сладок и приятен». Казалось бы, причем тут Тютчев, но в одной строчке возникает аллюзия к обстрелу парламента в 1993 году и неймингу тех самых сигарет. 


Локальный брендинг — важная составляющая маркетинга, поскольку напрямую влияет на продажи. Один знаменитый случай, произошедший в Африке с компанией Gerber, производящей детское питание, отлично демонстрирует это влияние. Они пытались понять, почему их продукт непопулярен и компания терпит убытки, но оказалось, что классическая упаковка с милым личиком ребенка не подходила для рынка Африки. Там обычно на упаковке изображали ингредиенты, потому что большинство людей попросту не умело читать.


«Матрица» и интернет-след

Главного героя киносаги Нео, он же мистер Андерсон, находит его будущий гуру и проводник в реальный мир — Морфиус — по коду, оставленному в сети. Причем тот даже пишет ему на его компьютер, чтобы выйти на связь. Тогда, в далеком 1999 году, это выглядело как нечто фантастическое и похожее на действия зловещих хакеров. Но сегодня уже никого не удивить тем фактом, что если накануне вы смотрели в интернет-магазине что-то про зимнее спортивное снаряжение, то на завтра все сайты, какие бы вы ни открыли, будут пестреть предложениями купить лыжи или сноуборд. 

Кадр из фильма «Матрица»

В «Матрице» создатели фильма, сестры Вачовски, фактически предсказали то, как современные маркетинговые системы могут по рекламному следу найти пользователя и предложить ему услуги и продукты, персонализированные предложения и т. д. 


Сегодня алгоритмы могут собирать наш интернет-след и анализировать поведение, чтобы в конечном итоге предложить нам подходящий продукт. Этим занимаются платформы по автоматизации, которые следят за тем, по каким ссылкам на сайте переходил пользователь, что еще смотрел, а на основе данных, которые можно приобрести у других компаний, можно создать цифровой портрет потенциального клиента, чтобы предлагать продукт или услугу, соответствующие его потребностями, или устанавливать коммуникацию для вовлечения и увеличения лояльности.  


«Джой» и «прозвон» клиентов

Главная героиня Джой в исполнении Дженнифер Лоуренс придумывает инновационную супершвабру, но не знает, как ее продать. В этом ей помогает классический «прозвон» клиентов, что сегодня заменяют собой алгоритмы, отслеживающие интересы человека и совершающие обратный звонок, чтобы предложить услуги. 

Кадры из фильма «Джой»

Но в 90-х годах, когда происходит действие фильма, основанного на реальных событиях, никаких алгоритмов еще не было, а пресловутые колл-центры только вступили в свою эпоху расцвета, поэтому Джой Мангано использовала «желтые страницы» для поиска первых инвесторов и клиентов. И, надо сказать, успешно, иначе бы про это фильм не сняли.


Платформы по автоматизации маркетинга и увеличению продаж сегодня способны автоматизированно рассылать СМС, письма по электронной почте и звонить потенциальным клиентам, даже если у бизнеса нет их контактов. Для этого они обращаются к мобильным операторам, поэтому такие рассылки законны. Calltouch Лидс позволяет использовать новые каналы коммуникации, а также возвращать клиентов к повторным покупкам или же мотивировать на совершение новых приобретений.


«Нет» и влияние образов и омниканальности

Чили, 1988 год. В стране проходят выборы, устроенные местным диктатором Пиночетом. Разумеется, он должен был победить, а сами выборы сделать его законным главой государства. Однако все пошло не по плану из-за рекламного специалиста. Он решает помочь оппозиции и снимает совершенно непредвыборные ролики (а наоборот, рекламные, словно это промо для нового продукта питания) с простым слоганом «Нет». Слоган становится символом протеста, а приторно счастливые люди со свежими багетами на экране — той самой мечтой, к которой стремятся избиратели. 

Кадр из фильма «Нет»

В фильме подробно рассказывают, как один канал коммуникации (ТВ) переходит в другие каналы — офлайн. По сути, герой Берналя предсказал омниканальность, а также показал, как с помощью культурного кода и простых формулировок можно убедить зрителя сделать то, что может изменить жизнь целой страны.


Омникальность сегодня является признаком цифровой гигиены бизнеса. Пользователи, а особенно «цифровые аборигены» — представители поколения, «родившегося» со смартфоном в руках, привыкли, что они могут обратиться в компанию по любому из каналов коммуникации, а также отказываются от классического звонка. Поэтому бизнес не только активно цифровизирует коммуникацию, но и автоматизирует ее, а также делает ее бесшовной.


«Превосходство» и алгоритмы ИИ

Персонаж Джонни Деппа — ученый Уилл Кастер — вселяет свое сознание в ИИ, чтобы спасти себя — его противники ликвидируют его посредством полония. Причиной тому — создание такого компьютера, который бы смог объединить все знания мира. 

Кадр из фильма «Превосходство»

Его сознание в ИИ становится не просто алгоритмом, оно начинает вовлекать последователей и расширяться — формировать сообщество полурелигиозного характера, что позволяет менять мировые парадигмы и действовать в совершенно других условиях, где технологии и знания играют первостепенную роль. 

Фильм рассказывает про возможности технологий в реальной жизни, как цифровой алгоритм может купить город, стать богом и наращивать мощности за счет своих последователей.


ChatGPT — яркий пример того, как ИИ может в одночасье изменить жизнь: он уже пишет дипломы за студентов, заменяет собой сотрудников и даже способен написать речь президента. Безусловно, его используют и для маркетинга. Бизнес просит ChatGPT написать гостевые колонки по SEO, посты для SMМ-продвижения и даже презентацию для питчинга.


AdTech все масштабнее проникает в нашу жизнь: причем многие технологии приходят к нам из фильмов, создатели которых предсказали потребности отрасли, другие, напротив, вдохновляют сценаристов на сюжетные ходы. 

Детектив Блан, мистер Андерсон из «Матрицы» и другие герои фильмов — использовали рекламные технологии вряд ли осознавая это. Они искали убийц, правду, расширяли свои знания и участвовали в судьбоносных изменениях. У бизнеса же главная цель: привлечь потенциальных клиентов, вовлечь их в коммуникацию, оказать услугу или предложить товар и безусловно получить прибыль. Хотя способ их поиска весьма похож на детективную историю: платформа Calltouch Лидс использует для этого те же приемы, что и главный герой «Достать ножи». Сервис анализирует характеристики пользователей, скрытые в их интернет-поведении, в их метриках, для последующего превращения их в прибыль и вовлечения в омниканальную коммуникацию.

Рекламные технологии и реальная жизнь все больше перемешиваются: все потому, что в основе нашей жизни лежит потребность в коммуникациях, и именно AdTech способен сделать их удобнее, технологичнее, а также оптимизировать общение — как между людьми, так и в цепочке «бизнес — клиент». В профите оказываются все стороны: бизнес получает прибыль, клиент — желанный продукт или услугу, а детектив находит подозреваемых.


Читать далее:

Тайна красных полос на спутнике Юпитера раскрыта

Найдена «невозможная» планета. Она бросает вызов современной науке

Загадочным шестиугольным «сотам» в соляных пустынях нашли объяснение

На обложке кадр из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная луковица»

реклама, ООО «Колтач Солюшнс», ИНН 7703388936, ERID: LdtCJyDq7