Детектив Бенуа Блан из «Достать ножи» ищет преступников по тому же принципу, как работает сервис по увеличению продаж. Мистер Андерсон, он же Нео, выходит из «Матрицы» благодаря интернет-следу. А изобретательница Джой Мангано становится главой бизнес-империи с помощью «прозвона» клиентов. Все эти герои, сами того не ведая, используют AdTech, чтобы достичь своих целей. Вместе с Calltouch Лидс собрали для вас фильмы, в которых рекламные технологии играют ключевую роль.
Кажется, что рекламные технологии и маркетинг исключительно связаны с продажами и существуют отдельно. В мире, где интернет «умеет» следить за вами, — предлагая вам во всех баннерах товар, который вы искали перед сном. Где важно знать, зачем вы нажимаете «Принять все cookies». А также где вам может позвонить чат-бот из стоматологии и предложить сходить на чистку, потому что вы ее давно не делали.
Но рекламные технологии не только проникают в нашу жизнь, но и «рождаются» из нее. Например, первая уличная реклама появилась благодаря глашатаям, которые сначала объявляли содержания указов монархов на улицах средневековых городов, а уже затем стали «обслуживать» интересы купцов и местных лавок. Многие из вас играли в детстве в «жмурки»: когда надо не только с завязанными глазами и в тишине найти спрятавшихся или бегающих от вас друзей, но и тактильно по тем или иным признакам определить, кто перед вами находится. А сегодня благодаря алгоритмам бизнес находит своих клиентов, определяя по интересам, поведению и потребностям их принадлежность к целевой аудитории. По ряду характеристик, даже без обратной связи платформам автоматизации удается найти клиентов, а затем связаться с ними таким образом, чтобы вероятность покупки товара или услуги была выше, чем до этого.
И если вы думаете, что на этом применение рекламных технологий в повседневной жизни заканчивается, то вы ошибаетесь. Приемами из маркетинга пользуются детективы, ИТ-специалисты и хакеры, изобретатели и ученые, а некоторые технологии и вовсе пришли к нам из кино. Поэтому мы собрали для вас подборку фильмов, в которых главные герои используют рекламные технологии.
«Достать ножи»: детектив Бенуа Блан и его метод дедукции, а также Майлз Брон и его рассылки
Во второй части саги о детективе Бенуа Блане — «Достать ножи: Стеклянная луковица» — создатели фильма не изменяют традициям знаменитого романа Агаты Кристи, который теперь называется «И никого не стало». Герои приезжают на остров, чтобы поучаствовать в вечеринке сумасбродного технологического предпринимателя Майлза Брона, списанного с Илона Маска. Брон, чтобы пригласить гостей, использует необычный способ: он рассылает им головоломку, только решив (или разбив!) которую можно получить приглашение с адресом и временем. Интригу добавляет и тот факт, что гостей приглашают поучаствовать в убийстве хозяина вечеринки.
Рассылка — до сих пор один из самых эффективных инструментов маркетинга, только вместо писем «Ридерз Дайджест» сегодня используется электронная почта. Маркетологи персонализируют содержание рассылок, вовлекают аудиторию и, как следствие, увеличивают лояльность клиентов и вероятность новых и повторных продаж.
Знаменитый по первой части фильма «Достать ножи» детектив Бенуа Блан тоже случайно оказывается среди приглашенных, и на его долю как обычно выпадает участь разгадать, кто же действительно причастен к убийству (без спойлеров: хотите узнать, что же на самом деле произошло, — посмотрите фильм). Для этого у него достаточно исходных данных: он знает биографии всех персонажей, он внимательно следит за ними весь день, он подмечает то, что они говорят, и даже подсылает свою компаньонку порыться в их вещах. Все это дает ему достаточно данных, чтобы определить мотивы каждого из присутствующих на вечеринке, а также построить логическую цепочку, приведшую к вердикту: «Убийца —…».
Платформа по автоматизации маркетинга Calltouch Лидс способна анализировать поведение пользователей (посещение сайта, звонки, заявки, сделки, бездействие) и на основе полученных метрик конвертировать их в доппродажи.
На основании «невидимых» для самого пользователя характеристик (от социально-демографических до более специализированных метрик) и его интернет-поведения платформа может не только отслеживать события от клиента (вернулся на сайт, позвонил, изменилась сделка), но и вернуть на сайт, отправив СМС или позвонив, даже не имея номера телефона.
«Особое мнение» и персонализация рекламы
Джон Андертон, которого играет Том Круз, оказывается в бегах из-за прогностической аналитики — в 2054 году, по мнению создателей фильма, ИИ сможет предсказывать, как и когда определенный человек убьет кого-то. Свои выводы алгоритмы делают на основе технологий, анализирующих психику человека.
В процессе частичной смены биометрии — Джон меняет себе глаза — герой Тома Круза понимает, что от системы очень трудно убежать и она буквально следит за ним на каждом повороте. Особенно его удивляет реклама, которая по ходу его перемещения по городу будущего подстраивается под его личность, а изображения на экранах и голограммах обращаются к Джону с персонализированными предложениями.
Фильм вышел в 2002 году, и тогда его сценаристам это казалось фантастикой, но спустя 20 лет этим уже никого не удивить: в сети реклама не только персонализируется под пользователя, но и выдает ему предложения, основанные на прогнозах его предпочтений — на сайте супермаркета уже знают, что вы не едите мясо, и предлагают вам заменители, а банки формируют ипотечные предложения, поскольку узнали, что вы вступили в брак.
Персонализация — уже давно не ноу-хау: доказано, что 80% потребителей, скорее всего, совершат покупку в компании, которая использует персонализацию. Кроме того, это помогает сконцентрировать внимание клиента. Если вы смотрели раздел с молоком, а потом отвлеклись, вам напомнят. Персонализироваться может не только рассылка, но и весь сайт: многие ритейл-компании сегодня подстраивают свои ленты с товарами под категории пользователей и существенно увеличивают продажи.
«Generation П» и адаптация к локальным рынкам
Герой одноименного романа Виктора Пелевина Вавилен Татарский работает над адаптацией западных продуктов для открывшейся внешним рынкам России. Он как «криэйтор» понимает, что в том виде, в котором рекламируются продукты на Западе, в России они просто не зайдут, поэтому придумывает такие рекламные кампании, которые бы соответствовали и обыгрывали российские реалии.
По сути, он так имплементировал продукты в медиасреду, чтобы у потребителя возникало ощущение, что это не только всегда было здесь, но и вообще было создано в России. Чего стоит только его культовый слоган для знаменитой марки сигарет «И дым отечества нам сладок и приятен». Казалось бы, причем тут Тютчев, но в одной строчке возникает аллюзия к обстрелу парламента в 1993 году и неймингу тех самых сигарет.
Локальный брендинг — важная составляющая маркетинга, поскольку напрямую влияет на продажи. Один знаменитый случай, произошедший в Африке с компанией Gerber, производящей детское питание, отлично демонстрирует это влияние. Они пытались понять, почему их продукт непопулярен и компания терпит убытки, но оказалось, что классическая упаковка с милым личиком ребенка не подходила для рынка Африки. Там обычно на упаковке изображали ингредиенты, потому что большинство людей попросту не умело читать.
«Матрица» и интернет-след
Главного героя киносаги Нео, он же мистер Андерсон, находит его будущий гуру и проводник в реальный мир — Морфиус — по коду, оставленному в сети. Причем тот даже пишет ему на его компьютер, чтобы выйти на связь. Тогда, в далеком 1999 году, это выглядело как нечто фантастическое и похожее на действия зловещих хакеров. Но сегодня уже никого не удивить тем фактом, что если накануне вы смотрели в интернет-магазине что-то про зимнее спортивное снаряжение, то на завтра все сайты, какие бы вы ни открыли, будут пестреть предложениями купить лыжи или сноуборд.
В «Матрице» создатели фильма, сестры Вачовски, фактически предсказали то, как современные маркетинговые системы могут по рекламному следу найти пользователя и предложить ему услуги и продукты, персонализированные предложения и т. д.
Сегодня алгоритмы могут собирать наш интернет-след и анализировать поведение, чтобы в конечном итоге предложить нам подходящий продукт. Этим занимаются платформы по автоматизации, которые следят за тем, по каким ссылкам на сайте переходил пользователь, что еще смотрел, а на основе данных, которые можно приобрести у других компаний, можно создать цифровой портрет потенциального клиента, чтобы предлагать продукт или услугу, соответствующие его потребностями, или устанавливать коммуникацию для вовлечения и увеличения лояльности.
«Джой» и «прозвон» клиентов
Главная героиня Джой в исполнении Дженнифер Лоуренс придумывает инновационную супершвабру, но не знает, как ее продать. В этом ей помогает классический «прозвон» клиентов, что сегодня заменяют собой алгоритмы, отслеживающие интересы человека и совершающие обратный звонок, чтобы предложить услуги.
Но в 90-х годах, когда происходит действие фильма, основанного на реальных событиях, никаких алгоритмов еще не было, а пресловутые колл-центры только вступили в свою эпоху расцвета, поэтому Джой Мангано использовала «желтые страницы» для поиска первых инвесторов и клиентов. И, надо сказать, успешно, иначе бы про это фильм не сняли.
Платформы по автоматизации маркетинга и увеличению продаж сегодня способны автоматизированно рассылать СМС, письма по электронной почте и звонить потенциальным клиентам, даже если у бизнеса нет их контактов. Для этого они обращаются к мобильным операторам, поэтому такие рассылки законны. Calltouch Лидс позволяет использовать новые каналы коммуникации, а также возвращать клиентов к повторным покупкам или же мотивировать на совершение новых приобретений.
«Нет» и влияние образов и омниканальности
Чили, 1988 год. В стране проходят выборы, устроенные местным диктатором Пиночетом. Разумеется, он должен был победить, а сами выборы сделать его законным главой государства. Однако все пошло не по плану из-за рекламного специалиста. Он решает помочь оппозиции и снимает совершенно непредвыборные ролики (а наоборот, рекламные, словно это промо для нового продукта питания) с простым слоганом «Нет». Слоган становится символом протеста, а приторно счастливые люди со свежими багетами на экране — той самой мечтой, к которой стремятся избиратели.
В фильме подробно рассказывают, как один канал коммуникации (ТВ) переходит в другие каналы — офлайн. По сути, герой Берналя предсказал омниканальность, а также показал, как с помощью культурного кода и простых формулировок можно убедить зрителя сделать то, что может изменить жизнь целой страны.
Омникальность сегодня является признаком цифровой гигиены бизнеса. Пользователи, а особенно «цифровые аборигены» — представители поколения, «родившегося» со смартфоном в руках, привыкли, что они могут обратиться в компанию по любому из каналов коммуникации, а также отказываются от классического звонка. Поэтому бизнес не только активно цифровизирует коммуникацию, но и автоматизирует ее, а также делает ее бесшовной.
«Превосходство» и алгоритмы ИИ
Персонаж Джонни Деппа — ученый Уилл Кастер — вселяет свое сознание в ИИ, чтобы спасти себя — его противники ликвидируют его посредством полония. Причиной тому — создание такого компьютера, который бы смог объединить все знания мира.
Его сознание в ИИ становится не просто алгоритмом, оно начинает вовлекать последователей и расширяться — формировать сообщество полурелигиозного характера, что позволяет менять мировые парадигмы и действовать в совершенно других условиях, где технологии и знания играют первостепенную роль.
Фильм рассказывает про возможности технологий в реальной жизни, как цифровой алгоритм может купить город, стать богом и наращивать мощности за счет своих последователей.
ChatGPT — яркий пример того, как ИИ может в одночасье изменить жизнь: он уже пишет дипломы за студентов, заменяет собой сотрудников и даже способен написать речь президента. Безусловно, его используют и для маркетинга. Бизнес просит ChatGPT написать гостевые колонки по SEO, посты для SMМ-продвижения и даже презентацию для питчинга.
AdTech все масштабнее проникает в нашу жизнь: причем многие технологии приходят к нам из фильмов, создатели которых предсказали потребности отрасли, другие, напротив, вдохновляют сценаристов на сюжетные ходы.
Детектив Блан, мистер Андерсон из «Матрицы» и другие герои фильмов — использовали рекламные технологии вряд ли осознавая это. Они искали убийц, правду, расширяли свои знания и участвовали в судьбоносных изменениях. У бизнеса же главная цель: привлечь потенциальных клиентов, вовлечь их в коммуникацию, оказать услугу или предложить товар и безусловно получить прибыль. Хотя способ их поиска весьма похож на детективную историю: платформа Calltouch Лидс использует для этого те же приемы, что и главный герой «Достать ножи». Сервис анализирует характеристики пользователей, скрытые в их интернет-поведении, в их метриках, для последующего превращения их в прибыль и вовлечения в омниканальную коммуникацию.
Рекламные технологии и реальная жизнь все больше перемешиваются: все потому, что в основе нашей жизни лежит потребность в коммуникациях, и именно AdTech способен сделать их удобнее, технологичнее, а также оптимизировать общение — как между людьми, так и в цепочке «бизнес — клиент». В профите оказываются все стороны: бизнес получает прибыль, клиент — желанный продукт или услугу, а детектив находит подозреваемых.
Читать далее:
Тайна красных полос на спутнике Юпитера раскрыта
Найдена «невозможная» планета. Она бросает вызов современной науке
Загадочным шестиугольным «сотам» в соляных пустынях нашли объяснение
На обложке кадр из фильма «Достать ножи-2: Стеклянная луковица»
реклама, ООО «Колтач Солюшнс», ИНН 7703388936, ERID: LdtCJyDq7