Мнения 22 марта 2023

Стартапы, которые «залезли» в мозг: от имплантов против депрессии до нейрогейминга

Далее

В последние годы наблюдается лавинообразное увеличение потока инвестиций в нейротехнологии. В эту сферу вкладываются Илон Маск, Билл Гейтс, Джефф Безос, Марк Цукерберг и другие известные (и не очень) богатейшие люди планеты. Основатель компании Neiry Александр Панов разбирает тренды в развитии нейротехнологий, которые привлекают инвесторов.

Нейродоктор 

Медицина — одна из ключевых областей применения нейротехнологий, и первое, что мы наблюдаем, — тренд на вложение денежных средств в эту сферу. Человеческая популяция стареет, и множество медицинских потребностей пока не удовлетворено. Прежде всего, речь идет о людях с нарушениями двигательных функций. Это и механические повреждения спинного мозга, и заболевания центральной нервной системы, приводящие к потере подвижности, как, например, болезнь Стивена Хокинга. Соответственно, нужно искать какие-то способы, чтобы люди сохраняли контакт с окружающим миром. Илон Маск с этой целью создал проект Neuralink. Компания занимается выпуском микрочипов, которые крепятся в череп, получают мозговые импульсы и преобразовывают их в сигнал управления компьютером или смартфоном.

Есть еще несколько стартапов с похожими функциями. Один из них, Synchron, разрабатывает чип с электродами, которые при имплантации проходят через сосуды в мозг, и привлек $75 млн инвестиций, в том числе от Билла Гейтса и Джеффа Безоса. В другом проекте принял участие Питер Тиль, известный как один из основателей системы PayPal. Он вложил $10 млн в компанию Blackrock Neurotech, которая выпустила имплант, уже хорошо зарекомендовавший себя и проверенный годами. Он размером с небольшую монетку, крепится на моторной коре головного мозга. В эксперименте по его применению участвовала пациентка с нарушением речи. Она издавала нечленораздельные звуки, которые не могли понять ни один микрофон, ни Siri, ни Google. В ее случае активность снималась непосредственно из мозга, а нейроинтерфейс переводил все это в печатный текст. 

Фитнес для мозга

Второй тренд произрастает из современного ритма жизни, который заставляет нас брать на себя все больше рисков и ответственности и находиться в постоянном стрессе. Это создает потребность в трекерах для мозга, которые помогают расслабиться, познать себя и следить за психоэмоциональным состоянием. У всех уже есть умные часы, которые отслеживают уровень физической активности, сердцебиение, давление и другие показатели, но ни у кого нет устройства для мониторинга уровня усталости мозга. Компания Neiry выпустила на рынок майнд-трекер, который позволяет прокачать свою стрессоустойчивость.

Майнд-трекер

Майнд-трекер — это как фитнес-браслет, только для мозга. Повязка на голову или наушники с мягкими подвижными позолоченными электродами плотно прилегают к коже головы и снимают энцефалограмму, а специальное приложение на основании полученных данных определяет, в каком состоянии находится пользователь: чувствует ли он расслабленность, вовлеченность, усталость, волнение или стресс. Если самочувствие человека определено программой как некомфортное, она рекомендует пройти специальные тренинги по борьбе со стрессом. В рамках такого занятия пользователь слушает звуки: чем лучше человек расслабляется, тем отчетливее сигнал. Есть и такая опция, как поддержание внимания на уровне, необходимом для решения сложных задач.

Методы нейростимуляции позволяют также бороться и с такими расстройствами, как тревожность и депрессия. Не для всех эффективно медикаментозное лечение, не всем доступна психотерапия. В этом направлении, в частности, успешно работает и привлекает инвестиции стартап Inner Сosmos. Добровольцу вживили в голову имплантат с электродами, которые раз в день посылают импульсы в определенную часть мозга. Если в течение года исследование даст хорошие результаты, метод могут начать использовать для лечения резистентной депрессии.

Сила мысли

Третий тренд, привлекший внимание инвесторов, — преобразование сигналов мозга в ту или иную активность. Возьмем, например, браслет Цукерберга от CTRL-Labs. Он уже может считывать активность моторных нейронов с мышц запястья. В перспективе чисто технически это позволит приводить в действие кнопки на клавиатуре быстрее, чем нажатием пальца, потому что физическое движение всех мышц и костей заменяется нейроактивностью. И пусть каждое нажатие экономит всего около 100 мс, но их много, поэтому в целом набор текста идет значительно быстрее, уверяют разработчики. 

К этой же группе можно отнести «считывание» реакции мозга на заранее заданный раздражитель. Есть, например, технология, которая называется П300. Это сигнал, который срабатывает через 300 мс после того, как человек увидел что-то знакомое. Такой проект хорош для аэропортов, для служб проверки багажа. Суть в том, что человеку, профессионалу в этой сфере, на экран с достаточно высокой скоростью, 8–10 кадров в секунду, поступают данные сети аэропортов. И когда его натренированный мозг замечает что-то подозрительное, потенциал П300 срабатывает — и отмеченная картинка отсылается в службу безопасности аэропорта. 

Рекламная пауза 

Четвертый тренд — использование нейротехнологий в сфере маркетинга и рекламы. Можно с уверенностью сказать, что многие фильмы, в том числе российские, прошли через нейромаркетинговые исследования. Человеку показывают фильм или рекламный ролик либо он пользуется приложением, сайтом. Во время просмотра фиксируется активность его мозга: нравится подопытному увиденное или не нравится, насколько он стремится к тому, чтобы получить рекламируемый продукт, или, напротив, он хочет избежать того, что ему показывают. Одновременно с помощью айтрекера отслеживается, в какую экранную область он чаще смотрит: это особенно важно для сайтов. На основании полученных данных принимаются решения, что оставить в фильме, а что из него убрать, выявляется, на что люди не реагируют, а что их раздражает. 

Самосовершенствующийся гейминг

Нейроинтерфейсы не менее активно внедряются в сфере развлечений. Детекция состояния прекрасно может использоваться и в контексте гейминга. Так, компания Valve, которая владеет игровым магазином Steam, во время тестирования использует специальную аппаратуру, для того чтобы понять, что в игре хорошо, а что не очень. И это тоже, с одной стороны, нейромаркетинг, а с другой, — путь к созданию в будущем адаптированных по сложности игр. Например, если нейроустройство фиксирует, что игрок заскучал, ему подкидывают очередную волну зомби. И, кстати, благодаря развитию технологий нейроуправления в будущем игры могут стать намного быстрее и интереснее.


Читать далее:

Физики нашли способ преодолеть ограничение на размер полупроводников

Найден клад, который спрятали во время войны почти 1 000 лет назад

Раскрыт секрет долголетия: ученые поняли, как запустить нужный механизм в теле человека