Говорящий пушистый робот Фёрби, напоминающий живого тамагочи, или пупс Baby Born, которого можно кормить и который плачет «настоящими» слезами — технологии, удивлявшие детей и их родителей 20-30 лет назад. Сегодня они уже могут показаться устаревшими. Их заменяют мягкие звери, рассказывающие сказки, гоночные машинки с ИИ, конструкторы с сенсорами. Что происходит в игрушечной индустрии сегодня, как она будет развиваться и нужен ли ребенку плюшевый медведь с вшитым ИИ, рассказал вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group (дистрибутор Inventive Toys) Илья Лавренов.
Какие они — современные игрушки
Игрушек с различными сенсорами и функциями на глобальном рынке и на нашем довольно много. Сейчас вся электроника, которая в них используется, дешевая, особенно в массовом производстве, поэтому разные технологичные решения появляются даже в недорогих продуктах.
Например, есть плюшевая кошка, у которой внизу стоит сенсор, определяющий цвет поверхности и подстраивающий под него цвет самой игрушки. Есть интерактивная мягкая игрушка, которую надо похлопать по голове, чтобы она замяукала. Самые простые варианты — когда надо нажать на кнопку, чтобы игрушка запела или заговорила: то есть, воспроизвелась какая-то запись.
Существуют более сложные продукты. Например, у российского производителя есть «Умный Мишка», который рассказывает сказки и помогает развивать эмоциональный интеллект. Ребенок прикладывает лапу плюшевого мишки к NFC-карточке, и игрушка рассказывает об изображенной эмоции или ситуации. А Mattel Hot Wheels выпустил умные машинки Ai Intelligent Race System Starter Kit: датчики и ИИ позволяют детям направлять автомобиль по гоночной трассе, развивать скорость до 180 км/ч, проходить через виртуальные опасности вроде отказа двигателя.
Но сами категории игрушек неизменны уже много десятков лет. Это оружие, мягкая игрушка, куклы, конструкторы (самая большая категория из всех). Здесь ничего глобально не меняется. За последние 50 лет у нас добавились только игрушки на радиоуправлении, и то — они возникли очень давно. Сейчас они лишь немного изменились: луноход из моего детства был на проводе, а сегодня дрон летает без провода. Но суть не изменилась: есть объект, которым ребенок управляет с пульта. Как передается сигнал — большой роли не играет.
Здесь нет серьезных технологических изменений. На стыке категорий могут появляться маленькие вещи: как интерактивные плюшевые игрушки. Но маловероятно, что они превратятся в самостоятельную крупную категорию.
Технологии под капотом игрушечной машинки
На рынке игрушек лидирует Китай — здесь делают все на свете. Но это не означает, что в Китае самые совершенные технологии или китайцы знают то, чего не знает больше никто. Просто страна уже около 50 лет вкладывает огромные ресурсы в то, чтобы в ней производилось много всего интересного и сложного. В частности, китайцы много инвестируют в производственное оборудование.
На их фабриках там высокий уровень роботизации и механизации, ручная работа — большая редкость, в основном по необходимости. И эта тенденция к применению все большего количества технологий в Китае будет продолжаться, они будут вкладывать в автоматизацию все больше и больше ресурсов.
Но при этом все основные способы обработки материалов, которые используются при изготовлении игрушек, придуманы столетия назад. Только пластмасса появилась относительно недавно, а с деревом, тканью, металлом работают веками. Здесь нет ничего нового. И ни Китай, ни другие страны в ближайшем будущем не будут как-то иначе шить плюшевые фигурки или гнуть металл. Здесь нет никаких технологических прорывов.
Более значимо сейчас развитие в области моделирования и протипирования изделий. Благодаря существующим технологиям первый пилотный проект можно сделать очень быстро. Сегодня китайцы приезжают на крупную выставку в Китае, видят хорошую игрушку у конкурента, фотографируют ее и уже через день она стоит у них на стенде. Да, она выглядит не идеально, ее еще надо шлифовать, но это уже рабочая игрушка.
Все эти современные методы моделирования позволяют на старте проработать больше вариантов внутри компьютера, не вложив в это ничего, кроме времени, и виртуально посмотреть, как продукт будет выглядеть. Моделирование сильно снижает количество ошибок в производстве, потому что все коллизии отсмотрены на 3D-модели. Благодаря этому растет качество и проработанность конструкции.
Но главная сложность и ключевой вопрос на рынке игрушек — не в том, как быстрее производить изделия, как удешевить технологически сложные модели, как добавить больше инноваций. Главный вопрос — как найти ту самую идею, какой новый сценарий придумать, чтобы развеселить ребенка.
Сегодня основная конкуренция между странами и производителями — это конкуренция идей. В мире кризис перепроизводства. Загружены далеко не все автомобильные заводы, не все мощности по изготовлению одежды, еды. Нет проблемы что-то сделать — есть проблема придумать то, что завладело бы умами детей или взрослых. Поэтому мне скорее хотелось бы, чтобы в России было не множество термопласт-автоматов, которые льют кубики для конструкторов, а самое крутое дизайн-бюро, которое проектировало бы наборы, а они бы продавались по всему миру.
Как сильно игрушки будущего «поумнеют»
Технологический прогресс не остановить, поэтому хотим мы или нет, но разные новинки в игрушках будут появляться — просто потому, что это возможно. Технологии становятся массовыми, и это подталкивает попробовать ввести их в самые разные продукты. Производители игрушек постоянно ищут способы для конкурентной отстройки друг от друга, и здесь сенсоры, датчики, ИИ и другие «фишки» отлично работают.
В дорогих игрушках все это уже есть, в дешевых — только появляется. Технологические элементы увеличивают количество игровых сценариев, которые становятся доступны ребенку, повышают привлекательность товара, и, в итоге, цена уже не становится препятствием, чтобы порадовать ребенка. Поэтому появляться новые технологии будут во всех категориях: в игрушечном оружии, куклах, машинках.
Но при этом проникновение технологий не может быть бесконечным. В массовых игрушках есть сильные ограничения по себестоимости продукта. Если игрушка должна продаваться на полке, например, по цене до 1500 рублей, много технических наворотов в нее не добавить. В игрушках стоимостью до 10 000 рублей больше свободы действий, но и здесь есть ограничения: ИИ вроде «Алисы» так просто не добавить — она сама по себе стоит около 7000 рублей. То есть, «умные» функции под большим вопросом.
А дорогие игрушки — зачастую коллекционные, и для них разные инновации большой роли не играют. Они ведь просто стоят на полке и радуют глаз, украшают интерьер. Здесь важно, чтобы изделие было уникальным или как-то отражало сегодняшнюю действительность, напоминало о ней спустя десятилетия. Вдобавок, электроника быстро устаревает.
Какое-то время я размышлял над тем, чтобы сделать технологичный набор. Например, у Бабы-Яги в нашем конструкторе от Brick Labs могла бы быть кнопка, по нажатию которой запускается песенка Бабы-Яги или персонаж начинает говорить с избушкой: «Встань к лесу задом, ко мне — передом». Но для ценовой категории Бабы Яги это устройство дороговато, игрушка выйдет за пределы того, что массовый покупатель считает приемлемым. Поэтому мы не внедрили никакую электронику. Хотя речь шла про обычную кнопку и сценарии — не про «умные» функции.
Нужны ли детям технологии и инновации в плюшевых мишках
Игрушка, которую люди покупают детям, а не себе на полку, это, по сути, одноразовая вещь. Цикл жизни игрушек, если это не любимый медвежонок, очень короткий. Их роняют, у них отрывают лапы, их меняют на более интересные в конкретный момент, их теряют. С какими-то играют неделю, с какими-то месяц, но в целом — недолго. Ребенок растет и его интересы и пристрастия меняются. И даже любимый медвежонок не будет сопровождать ребенка десятилетиями, даже если в него вшить ИИ. Потому игрушка — это не тот продукт, в котором должны появляться высокие технологии.
Кроме того, как минимум родители выбирают большинство игрушек не по тому, есть ли в них лазерный сенсор, интернет, голосовой ассистент. Мама или папа идут с работы домой и думают: «Чем бы ребенка порадовать? О, интересная игрушка, куплю» — и все. Иногда встает вопрос надежности: задача для условной машинки — чтобы ребенок ее в первые 15 минут не разбил, когда столкнет две машинки друг с другом во время игры. Поэтому маловероятно, что в игрушках появятся какие-то фантастические технические новинки, по крайней мере в массовом сегменте — стоимостью до 10 000 рублей.
Другой важный момент — это предназначение игрушки. В глобальном смысле она должна помогать в развитии физических навыков и социализации: то есть в проигрывании сценариев поведения в жизни. Например, любая русская сказка — это то, как себя надо вести в крестьянском хозяйстве: не лениться, помогать, быть добрым, смелым, отзывчивым и так далее. Наличие какого-то интерактива здесь ценности не добавит. Если та же Репка будет кричать нечеловеческим голосом, когда ее потащат из земли, это, на мой взгляд, скорее отпугнет родителя и ребенка, чем привлечет.
Кроме этого игрушки развивают воображение. Когда ребенок взаимодействует с игрушкой, он создает сюжетные линии, персонажей, звуковые эффекты, он рассказывает истории, может взять один предмет и представить его чем-то иным. В нашем детстве, чтобы создать танк, были нужны только подушки и швабра — хотя это не то, что похоже на реальные детали танка. И чем меньше ребенок будет получать подсказок во время такой игры, тем лучше для его творческих способностей.
Игрушка, которая подсказывает — нажми на кнопку и получишь результат, не развивает воображение, не заставляет в уме выстраивать новые сценарии или продумывать миры. На мой взгляд, любая интерактивная игрушка, «умная», с ИИ, приводит к резкому снижению фантазии у ребенка. Потому что играть приходится в то, что уже за него придумали взрослые.
Когда мы даем ребенку обычную игрушку, он порой начинает в нее играть каким-то совершенно фантастическим образом. Мы давали детям наши наборы по «Сказкам». Кто-то из них знает эти сказки, кто-то нет, но у них уже через полчаса начинаются свои сюжеты — Баба-Яга сражается с Кощеем. А если бы мы создали какой-то строгий сценарий на эту игрушку, чтобы она подсказывала: играй в меня так, давай мы сюда пойдем, ребенку было бы негде развивать фантазию.
Рынок детских игрушек будет развиваться с точки зрения технологий: как по производству, так и по возможностям самих продуктов. Но не думаю, что игрушек с «умными» элементами станет слишком много. Они будут появляться, просто потому что такое сделать реально, можно придумать разные сценарии использования, и фантазия дизайнера бесконечна. Но вряд ли в каждой игрушке будут такие сложные технологии. Наши дети и наши внуки в общих чертах будут играть в те же игрушки, что играли мы, просто чуть более современные.
Читать далее:
Тектоническая плита под Тибетом расслаивается на части, предполагают ученые
На CES 2024 показали гаджет «из будущего»: он все делает сам
Найдена галактика, которая просто не может существовать
Фото на обложке: Изображение от Freepik