В своей новой книге «Мир без разума, или Экзистенциальная угроза крупных техкомпаний» Франклин Фоер описывает риски, которые несет человечеству развитие технологий и доминирование ИТ-гигантов. Слияние с технологиями, по мнению автора, лишает человека свободы воли и права на частную жизнь, что приводит к истреблению самого понятия человека.
В интервью The Verge Фоер раскритиковал экспертов, которые верят, что слияние с машинами сделает человека лучше и сильнее. «Они живут в вымышленном мире научной фантастики. Проблема в том, что происходит слияние не только с машинами, но и с компаниями, которые их производят».
Маск заявил, что ИИ станет причиной Третьей мировой войны
Мнения
Контроль над большинством условных машин (программ, соцсетей, приложений) сосредоточен в руках 4-5 компаний. Фоер подразумевает Google, Apple, Facebook и Amazon. По мнению журналиста, корпорации хорошо изучили людей и нашли эффективные инструменты для манипулирования. Попытка создать виртуальных помощников, которые будут сопровождать человека в течение всего дня, — один из таких инструментов.
Когда Фоер называет Кремниевую долину источником угрозы всему человечеству, он имеет в виду не обычных инженеров, а идеологов, таких как Ларри Пейдж и Марк Цукерберг. Изучив их интервью, писатель заметил, что их увлекают общественные идеи. «Я понял, что реальная опасность кроется в коллективизме. Они помешаны на создании некого единого глобального сознания».
Фоер также отметил, что многим ИТ-лидерам претит идея конкуренции — они хотят быть безусловными монополистами. Изначальные контркультурные идеи о коллективизиме, свойственные обитателям Долины, трансформировались в жажду наживы и стремление доминировать.
Нейробиологи обнаружили в мозге оптический волновод
Кейсы
Распространение фальшивых новостей — также вина ИТ-компаний, считает Фоер. Бесконечный поток оповещений, звоночков и кликбейт-информации делает ослабляет скепсис и делает человека более пассивным и доверчивым. Для борьбы с этим явлением Фоер призывает людей стать более избирательными и требовательными к культуре интеллектуального потребления. В этих условиях, считает писатель, допустим даже снобизм — только улучшенный и усовершенствованный.