2 ноября 2018

Музеи цифрового века: как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

Индивидуальный маршрут

Пожалуй, самый простой и наиболее востребованный вариант использования возможностей современных технологий визуализации — это навигация. Сегодня многие серьезные музеи и галереи уже установили сенсорные терминалы и мультимедийные экраны, разместили в залах QR-коды и маячки-метки, работающие по протоколу iBeacon, организовали прокат многозадачных гаджетов или возможность скачивания собственных мобильных приложений для более детального знакомства с коллекциями.
Так, Лувр предлагает аудиовизуальный гид от разработчиков Nintendo с 3D-изображениями, рассказом об экспонатах и истории музея, а также интерактивной картой, которая поможет не заблудиться в лабиринте залов и проложить самый интересный маршрут от Венеры Милосской до Моны Лизы. Причем программа настраивается под индивидуальные вкусы и предпочтения гостей. На 12-метровой сенсорной стене Gallery One Кливлендского художественного музея можно предварительно познакомиться с тысячами экспонатов коллекции, выбрав наиболее любопытные и составив персональный маршрут. А интерактивный экран, размещенный в зале петербургского Русского музея, где демонстрируется полотно И. Е. Репина «Заседание Государственного совета», позволяет поближе познакомиться с любым из героев картины.
 

Шедевры за биткоины: Как криптовалюта меняет рынок искусства

 

Путешествие во времени

Действительно незабываемое впечатление производит знакомство с иммерсивными технологиями, создающими эффект присутствия и погружения. Если говорить о художественных собраниях, то, как и следовало ожидать, наиболее охотно этот инструмент взяли на вооружение галереи современного искусства. В конце 2017 года лондонская Tate Modern представила VR-выставку, посвященную творчеству Амедео Модильяни. Ее создателям понадобились месяцы кропотливой работы, чтобы посетители смогли перенестись в Париж вековой давности, посетить воссозданную в виртуальной реальности мастерскую художника и даже «прикоснуться» к находящимся в ней предметам. В начале 2018 года московский музей современного искусства «Гараж» организовал выставку «Ставки на гласность», которая рассказывала о единственном в СССР аукционе «Сотбис», состоявшемся в 1988 году. Помимо отдельных работ, проданных на этих торгах, архивных фотографий и видеозаписей, важной составляющей экспозиции стала VR-реконструкция, которая позволила отправиться на 30 лет назад и лично побывать в аукционном зале во время знаменательного события.
Впрочем, сегодня средства виртуальной и дополненной реальности начинают применять даже очень консервативные художественные музеи. Так, на подобный опыт недавно решилась Третьяковская галерея: теперь с помощью VR-гарнитуры можно отправиться в мастерские Натальи Гончаровой и Казимира Малевича, воссозданные по фотографиям и архивным описаниям. Виртуальные пространства интерактивны, так что посетители могут не просто увидеть интерьер рабочих комнат, но и передвинуть вещи на столе или выбрать VR-кисть в мастерской Гончаровой или почувствовать себя соавтором Малевича, «бросая» на холст различные предметы. Для технических и естественно-научных собраний иммерсивность и вовсе стала хорошим тоном. Музей естественных наук MUSE в итальянском Тренто предлагает «полетать» над Альпами и «спуститься» по горнолыжной трассе. Панорамная проекция в Датском национальном морском музее в Хельсингере позволяет «нырнуть» в океанские глубины. В стокгольмском музее Средиземноморья с помощью 3D-технологий послойно отсканировали саркофаг с древней мумией, а в Музее природы и науки Perot в Далласе этим летом «воскресили» редких динозавров.
Российские музеи также идут в ногу со временем. Например, в Дарвиновском музее в Москве можно сделать селфи с виртуальными зверями. А в петербургском Музее железных дорог России, открывшемся в прошлом году, технологии дополненной реальности демонстрируют процесс заправки паровоза водой и оживляют макет старинного депо, перенося зрителей в прошлое. Кстати, помимо развлекательной функции, инновации вполне могут выполнять и социальную миссию, делая экспонаты доступными для людей с ограниченными возможностями. Показательный пример — весенняя выставка «Прикасаясь к шедеврам» в Национальной галерее в Праге. Здесь слепые и слабовидящие люди могли «ощупать» 3D-модели Венеры Милосской и бюста Нефертити с помощью специальных перчаток.

Художник-граффитист Миша Most: технология — это кисть, которая создает будущее

Диджитализация искусства

Еще один тренд, связанный с развитием компьютерной мысли, — сохранение шедевров искусства в виде цифровых объектов и перенесение их в виртуальный мир, доступный любому человеку. Таким образом те, кто физически не может попасть в тот или иной музей, отправляются в виртуальный тур, чтобы во всех подробностях рассмотреть на сайте оцифрованные экспонаты коллекций. Самым масштабным проектом подобного рода стал Google Arts & Culture, объединивший более тысячи музеев и галерей со всего света. В нашей стране похожую инициативу по размещению в сети музейных коллекций реализуют Департамент культуры Москвы и Московский департамент информационных технологий. К середине сентября 2018 года на сайте union.catalog.mos.ru было представлено уже около 25 тыс. экспонатов из двух десятков столичных музеев, среди которых Музей моды, Мемориальный музей космонавтики, музей-панорама «Бородинская битва» и Биологический музей имени Тимирязева. Поиск предметов искусства осуществляется по запросам, которые могут включать имя автора, материал, страну и дату создания.
Виртуальную жизнь обретают не только музейные собрания, но и памятники архитектуры, в том числе утраченные или труднодоступные, а также знаковые события человеческой истории. К примеру, организация The Arc/k Project запустила проект по созданию цифровой копии сирийской Пальмиры, уничтоженной ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). Строительство VR-версии древнего города может занять до двух лет. Ученые из Пенсильвании реконструируют другое разрушенное поселение, на этот раз относящееся к цивилизации майя, — город Кахаль-Печ. А вот гробницу древнеегипетской царицы Нефертари можно виртуально посетить уже сегодня благодаря проекту Nefertari: Journey to Eternity от Experius VR. Для полного погружения сквозь время потребуется шлем HTC Vive. Доступны для виртуальных путешественников и археологические объекты приложения MasterWorks: Journey Through History. Совместный продукт компаний CyArk и Oculus детально воспроизводит четыре исторических памятника трех континентов: пещерное поселение в Колорадо и монументальную резьбу по камню на горе Рашмор в Южной Дакоте (США), храм древней индейской цивилизации Чавин-де-Уантар (Перу) и столицу древнего Сиама Аюттхаю (Таиланд). Перспективы тренда по переносу реальных объектов и событий в цифровой мир практически не ограничены, так как реализовывать подобные проекты может самый широкий круг людей. Наглядным примером служит опыт японских школьников, которые создали подробную реконструкцию одного из самых трагических событий ХХ века — сброса атомной бомбы на Хиросиму. VR-пользователи оказываются в городе перед самым авианалетом и успевают увидеть еще мирные улицы, куда в следующую минуту приходит смерть. Эта экскурсия в страшные мгновения истории стала данью памяти всем погибшим при ядерных бомбардировках и предупреждением живущим.

Улицы как новые музеи

Самая захватывающая новация последнего года, которая может перевернуть мир искусства, — это возможность создавать абсолютно новые цифровые произведения и даже целые музеи, чтобы размещать их реальном мире с помощью технологии дополненной реальности. И люди, прогуливаясь, например, по историческому центру Рима или Парижа, смогут не только любоваться красотами архитектуры, но и заглядывать в виртуальные галереи, просто скачав приложение или отсканировав маркер.
Первые вполне удобные инструменты для запуска подобных проектов были представлены летом: это ARCore от Google и ARKit от Apple. Пока еще это достаточно сложные программы, справиться с которыми могут только профессиональные разработчики. Но AR-технология развивается стремительно, и совсем скоро на рынке появятся конструкторы, доступные любому художнику, желающему перенести свои произведения в цифровое пространство. Петербургская компания Piligrim XXI работает над платформой Arcona, которая создает целый слой дополненной реальности на поверхности планеты — Цифровую землю. Это будет глобальная площадка, полностью подготовленная для размещения, причем удаленного, различных виртуальных объектов. То есть находясь в Мурманске, человек может организовать авторскую AR-выставку в Токио или Нью-Йорке.

БиСи Бирман, Heavy Projects: ИИ должен иметь несовершенства — это элемент случая

Такие технологические решения делают мир искусства гораздо более открытым и общедоступным. Теперь людям творчества не нужно будет договариваться с галереями, арендовать помещения и зазывать публику в какое-то конкретное место. Достаточно создать контент и поместить его в достойные декорации, просто выбрав точку на карте.