16 ноября 2018

Марк Павлюковский, Piper, Inc. — о деревянном компьютере, детях-изобретателях и роли программирования в будущем

Марк Павлюковский — изобретатель и сооснователь компании Piper, Inc., создавшей сборный компьютер Piper для обучения детей программированию через популярную игру Minecraft. Корпус компьютера сделан из дерева, он работает на дешевом процессоре, а кнопки для управления в игре дети должны собирать сами. Проект принес предпринимателю миллионы долларов, признание от одного из создателей Apple Стива Возняка и Илона Маска, а также место в рейтинге самых перспективных предпринимателей в сфере образования до 30 лет журнала Forbes. Марк Павлюковский рассказал «Хайтеку» на конференции Machine Teaching, организованной Sistema_VC, о миссии проекта, проблемах рынка современных образовательных услуг и планах стартапа по расширению.

«Minecraft — удачная платформа, которая позволяет геймифицировать опыт»

Первое, что видят дети, открывая набор Piper, — письмо с просьбой спасти мир. В нем указан телефон поддержки, с которым всегда можно связаться, если возникают какие-то технические проблемы с компьютером. Для взрослых инструкция кажется сложной, но для детей это очень интересно. Они сразу начинают все собирать. На сборку требуется от часа до двух. Чем старше ребенок, тем быстрее это происходит. Мой рекорд — 20 минут на сборку.

Интересно знать, что есть процессор за $5. Если процессоры доходят до таких размеров и цен, то у нас есть возможность делать практически любые продукты. В Piper стоит процессор Raspberry Pie, он стоит $35.

Режим истории — наш самый главный контент. Сразу после включения открывается Minecraft, в нем несколько режимов. Начинают с режима истории. Здесь дети обучаются азам программирования и электроники. Особенно важно для девочек, чтобы на Piper был сюжет, — ведь им было не так интересно собирать. После загрузки уровня нам рассказывают, что астероид ударит Землю, а катастрофу должен предотвратить робот, которым мы управляем. С самого начала нужно научиться управлять мышкой: большинство детей никогда в жизни ей не пользовались, они думают, что это тачскрин.


Minecraft (от англ. mine — «шахта», «добывать» и англ. craft — «ремесло») — компьютерная инди-игра в жанре песочницы с элементами симулятора выживания и открытым миром, разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном, известным как Notch, и позже выпускаемая основанной им компанией Mojang.

Minecraft предоставляет в распоряжение игрока трехмерный мир, полностью состоящий из кубических блоков, и дает возможность свободно перестраивать его, создавая сложные сооружения. Эта особенность игры делает Minecraft схожей с конструктором LEGO. Игра не ставит перед игроком каких-либо однозначных целей, но предлагает ему множество возможностей и занятий: так, игрок может исследовать мир, создавать разнообразные сооружения и предметы, сражаться с различными противниками.

Minecraft является одной из самых продаваемых компьютерных игр в истории, уступающей лишь Tetris: на октябрь 2018 года ее совокупные продажи на всех платформах превысили 154 млн копий.


Мы хотели, чтобы дети не только смотрели на экран и программировали, но и строили что-то в офлайне. И сначала весь Piper состоял просто из схем: соединения проводов, сенсоров и так далее. Самый очевидный путь — просто снять видео о том, как надо соединять провода, загрузить его на компьютер и показывать детям. Но мы сделали по-другому: инструкции находятся прямо в игре. Их показывают в мире Minecraft: например, через «верстак» (crafting table — блок в Minecraft, на котором собирается большая часть предметов игрока — «Хайтек»). И эта идея повторяется на всех уровнях — мы начинаем ассоциировать виртуальный «верстак» с физическим крафтингом. На каждом уровне игрок строит разный hardware: фотодиоды, баззеры, кнопки. Если смотреть обучающие видео в YouTube, бывает сложно понять, что и как нужно делать. С этой точки зрения Minecraft очень удачная платформа, которая позволяет геймифицировать опыт.


Как климатологи стали геймерами, чтобы убедить американцев в глобальном потеплении


Нам было важно, чтобы дети видели: все, что они сделали, написано на настоящем коде. После того, как мы доиграли в режиме истории, все те же уровни можно перепройти в творческом режиме, где придется строить разные hardware-фичи, которым научились на других уровнях, и их используем. Здесь есть переключатель на Python, чтобы дети видели: все, что они сделали, на самом деле написано на нем. Это называется Piper Code. Смысл в том, что это более обширный курс программирования, чем сюжетная история.

«Занизить планку входа в технологическую сферу»

Очень важно дать уверенность детям-изобретателям, чтобы они стали не только потребителями технологий и контента, но и его создателями. Поэтому Piper не просто учит концептам программирования. Ребенок, играя в Minecraft и собирая что-то в офлайне, проникается чувством, что он сможет делать очень трудные, связанные с технологиями вещи. После этого в любой обстановке он будет думать про себя: «я умею», «я это попробую». И родители в принципе этого же хотят. Для детей софт на Minecraft становится «крючком», который их цепляет и может гарантировать, что весь продукт им понравится.

Необходимо сократить дистанцию в обучении между идеей и прототипом. Об этом писал в своей диссертации сооснователь Piper Джоэль Садлер. Как я понимаю, весь проект Piper основан на этом. Еще более широкая идея, чем просто обучение программированию, — создание продукта, который дает детям возможность изобретать в hardware, или software, или в комбинации. Сейчас очень маленький процент населения может программировать или что-то строить. А мы хотим сделать так, чтобы изобретать в технологической сфере было так же легко, как строить в Minecraft из лего. Занизить планку входа.

Родители хотят, чтобы их дети программировали и могли контролировать свой мир и свое будущее. Чаще всего покупатели Piper не программисты, и не очень понимают, как это делается, но они видят, как это важно. Это люди, которые сами узнали про программирование и компьютеры. Это те, кто взламывал игры в детстве или разбирал компьютеры. Они хотят, чтобы у их детей был похожий опыт, релевантный для их возраста. Детям будет не очень интересно разбирать Commodore 64 (один из первых персональных компьютеров, выпущен в 1982 году — «Хайтек»), но разбирать компьютер, который основан на Minecraft, им интереснее. Еще есть родители, которые очень сильно волнуются за будущее детей. В Америке это называется tiger parents — родители-тигры. Они посылают детей в разные лагеря, нанимают репетиторов с раннего возраста. И, конечно же, учителя. Сначала это были учителя-энтузиасты, которые что-то знают про технологии и понимают, что существующие инструменты обучения не очень интересны и не захватывают детей.


Александр Тормасов, Университет Иннополис: мозги людей могут быть совершенно не готовы к восприятию новых идей


Китайцы тратят на обучение детей в пять-шесть раз больше, чем американские родители. Поэтому мы пытаемся понять, как лучше войти на этот рынок и как лучше всего реализовать спрос. Но там очень конкурентная атмосфера, и все очень быстро копируют, а местные компании похожие продукты выставляют на рынок. Piper сегодня переведен на японский, испанский, французский, перевод на китайский в процессе. В Японии на Piper большой спрос, во всех странах Европы и англоязычных странах.

Самый большой барьер — когда учителя боятся новых продуктов, особенно связанных с технологиями, потому что они не эксперты в этом. Нужно сначала их вдохновить на то, что они могут, что это не трудно. Сейчас в государственных школах в разных американских штатах принимают законы об обязательном обучении программированию в средней школе. Еще не по всем штатам это распространено, но скоро точно будет, например, в Калифорнии. Мы работаем с теми штатами, где уже принят этот закон. Уже сегодня есть пять округов в США, где во всех школах обучают программированию, используя Piper. В таких округах мы продаем несколько сотен наборов. Причем не просто как hardware-продукт, где все, что мы получаем, это сам набор и его программное обеспечение. Для школ у нас немного другой продукт — книжечка, объясняющая учителю, как обучать через Piper, много видео, помогающего учителю понять его более визуально и интерактивно. Мы также представляем сервис, где можно обучать по скайпу. Иногда — возможность направить кого-то из Piper для обучения педагогов напрямую.

«Дети Илона Маска стали суперюзерами Piper»

Стив Возняк сам написал нам на почту. Ему друг послал ссылку на Piper, еще раньше я сам ему писал. У одного из инвесторов была конференция, туда пригласили Стива, я с ним встретился. Возняк там рассказал, как ему нравится проект. Еще я был знаком с биографом Илона Маска, тот порекомендовал Piper, они купили восемь наборов для своих пятерых детей. Мы звонили учителю их школы. Дети стали суперюзерами Piper, делают на нем домашние задания.

Сейчас нанимаем больше семи человек, и они сами должны будут для себя собрать команду. Заметили, что это стандартный ход событий. Вначале просто нанимали выпускников колледжей, университетов, которые еще нигде не работали. Но теперь ищем людей уже со своим видением будущего, которые сами бы управляли людьми. Сегодня у нас 25 сотрудников в Сан-Франциско. Больше половины из них, 13-14 человек, — инженеры, дизайнеры и программисты. Они работают над продуктом. Остальные занимаются продажами, операциями, технической поддержкой и маркетингом.


«Хакинтош»: как собрать свой собственный Mac лучше, чем у Apple


Когда спрашивают, откуда я, — отвечаю, что родился на Украине, вырос в Америке. Я, конечно, давно уже уехал из Украины — в девять лет, поэтому с точки зрения культуры и склада ума мыслю как американец — или смесь двух культур. Но в российских и украинских медиа Piper называют стартапом украинского эмигранта в США.

Мы очень много тратим на маркетинг. Если бы тратили меньше, были бы прибыльными, но тогда не будет такого быстрого роста. За четыре года подняли  $11 млн. В этом году выручка будет от $7–10 млн.

Софт Piper не должен ассоциироваться с Mojang и Microsoft, как это работает. Мы можем говорить, что это Minecraft, но специфический — Pie Edition. Есть много разных видов Minecraft, на компьютере, на iPhone, на Xbox и PlayStation, но нельзя играть в мультиплеере между ними. В какой-то момент Mojang выпустил очень урезанную версию Minecraft для Raspberry Pie в 2012 году. Здесь почти ничего нет, но есть базовый API. Эта версия распространяется по Creative Commons License. Так что любой человек, который получает Raspberry Pie, получает версию Minecraft.

«Необходимо обучать рынок тому, что программирование — это важно»

Если мы покажем детям, что построить свой компьютер реально, то они смогут делать все, что захотят. Мы в это очень верим и понимаем, что не все могут купить наш продукт. Даже если бы он был бесплатным, не все бы его использовали, потому что не понимали, зачем он. Школы становятся каналами, через которые можно оказать наибольшее воздействие на детей. Если мы сможем вдохновить, показать, что они могут построить свой компьютер, то люди смогут делать все, что захотят.

Piper будет расширяться по двум осям — расширению возрастных категорий и добавлению смежных направлений. Первая — это возрастные категории: делать Piper и для младших, и для старших ребят. В этом году добавляем клавиатуру, больший экран, создаем возможность для более серьезного программирования. Добавим уроки с настоящим кодом. Еще будем не только делать программирование и электронику, а добавлять смежные вещи: дронов и роботов. Строить их в офлайне через Piper. В этом году выпускаем гейм-контроллер. Его нужно будет построить через Piper, запрограммировать и играть с ним, плюс его можно использовать для других игр, подключая через USB в компьютер.

Приходится очень часто обучать рынок: почему вообще важно учить детей программированию и компьютерным наукам. В следующем году будем делать раунд для экспансии на международные рынки. В Азии вообще очень большой спрос на обучающие продукты — в Китае, Японии, Сингапуре и Южной Корее. Мы смотрим на рынки, где большую часть своего дохода люди тратят на обучение детей. В районе 30–40% своего дохода, которые не уходят на жилье и питание, а тратятся на учителей, обучающие центры и разные продукты. Продукт будет там очень хорошо конкурировать. И культура уже есть, есть понимание, почему это важно и почему это надо. Там не нужно обучать рынок, потому что в Америке приходится это делать.

В США существует понимание, что школа должна всему обучать. Ответственность школы — учить ребенка всему, что необходимо. И после этого родители не должны в это ввязываться и играть какую-то роль в этом. Школы достаточно. Решение о зачислении в колледж делается не только на основе оценок, но и на основе других показателей. Так что в Америке принято быть разносторонним. Надо уметь разговаривать, заниматься спортом. В азиатских странах и в Европе университеты смотрят на оценки. В Китае, Южной Корее и Сингапуре очень большой упор на обучение. Многое зависит от его качества. Поэтому родители готовы тратить много денег и ресурсов, чтобы ребенок имел хорошее будущее. Мне кажется, вот на этом базируется эта разница в распределении ресурсов. Конечно, в Китае большинство денег приходится на обучение главным предметам — английскому, китайскому и математике, а программирование — новая тема. Так что нам все равно придется немного обучать рынок. Хотя родители уже начинают понимать, что программирование важно, и методы обучения, разработанные на Западе, тоже работают.