Снова двигаться: как нейроинтерфейс i-Brain с ИИ и компьютерными играми стал инновацией в реабилитации после инсульта

Реабилитация пациентов после инсульта требует восстановления двигательных функций. Однако у больных не всегда есть возможность выполнять необходимые упражнения. Петербургские ученые разработали программный комплекс, который помогает восстанавливать двигательную активность и управлять вспомогательными устройствами посредством сигналов мозга. Основатель проекта i-Brain (Innovative Brain Technologies) Константин Сонькин рассказал «Хайтеку», как работает система и в чем ее преимущество перед традиционными методами восстановления.

Информатика — средство самовыражения

«Я с детства хотел творить, но к традиционному художественному творчеству у меня склонностей не было, — рассказывает петербуржец Константин Сонькин. — Когда я познакомился с информатикой, то понял: это та сфера, где я смогу реализовать себя. Для меня это были стихи в математической форме».

Константин закончил бакалавриат и магистратуру политехнического университета, но в аспирантуру решил не поступать — его больше привлекала практическая деятельность, чем чистая наука. В поисках опыта он устроился в компанию, занимавшуюся инженерией окружающей среды. Начинал с должности помощника инженера, а впоследствии стал главным инженером и руководил несколькими департаментами. Параллельно он все же закончил аспирантуру политеха, получил степень кандидата наук в области искусственного интеллекта и понял, что готов объединить деловой опыт и научные инновации.

Константин Сонькин

Константина привлекали кибернетика и нейросети. Его захватывала идея переноса принципов работы человеческого мозга на электронные устройства. Поэтому он решил вести разработки в этой сфере. Научным руководителем молодого человека был профессор Лев Александрович Станкевич. В процессе работы над диссертацией Константин обсуждал с ним перспективы нейрокомпьютерных интерфейсов. В начале десятых годов эта ниша была практически пуста, и Сонькин видел в ее освоении коммерческие перспективы. Это привело к идее создания программного комплекса, который считывал бы сигналы головного мозга и переводил их в движение на экране монитора.


Лев Александрович Станкевич — профессор кафедры системного анализа и управления в Санкт-Петербургском Политехническом университете. Закончил Ленинградский авиационный институт по специальности авиационной автоматики.

Основное направление научной деятельности — исследование когнитивных систем и нейроморфных средств, которые обеспечивают интеллектуальным системам возможность накапливать знания о поведении и окружающей обстановке автоматически. Специализируется на разработке роботизированных агентов для приложений игрового и промышленного характера, разработке интеллектуальных систем, исследовании разработки и управления гуманоидными роботами.


«Мы могли бы использовать эту технологию для расширения возможностей геймеров или усовершенствования системы “Умный дом”, — объясняет Константин. — Но сосредоточились на решении более острой проблемы — помощи людям в восстановлении после инсульта и некоторых заболеваний ЦНС. Многие люди после перенесенных инсультов не могут полноценно двигаться и обслуживать себя. При том, что мозг их во многом сохранен, повреждены лишь локальные участки. Традиционная реабилитация направлена в основном на восстановление активности мышц и возвращение способности ходить. Наша технология работает с первопричиной обездвиженности — нарушенными функциями головного мозга. Решение позволяет восстанавливать работу рук, чтобы человек мог как минимум обслуживать себя сам и не зависел от помощи третьих лиц».

Первые исследования начались в 2010 году. Коллектив кибернетиков, нейрофизиологов и программистов сфокусировался на изучении того, как мозг управляет движениями. Сигналы мозга с поверхности головы, от электроэнцефалограммы (ЭЭГ), анализировались комплексом математических алгоритмов ИИ, который становился все сложнее, пока не позволил определять мысленные команды, которые управляют движениями в реальном времени.

Распознанные мысленные команды использовались для управления приложениями для тренировки движений, которые впоследствии были превращены в реабилитационные компьютерные игры. После нескольких лет изучения мозга и тестирования прототипа в январе 2017 году была учреждена компания i-Brain, специализирующаяся на создании программного комплекса для постинсультной реабилитации на основе нейроинтерфейса с ИИ и компьютерными играми.

Само устройство состоит из сетчатой шапочки, которая считывает ЭЭГ, оборудования, переводящего сигналы в цифровую форму, и софта, декодирующего двигательные команды мозга и визуализирующего движения в компьютерной игре. Оборудование неинвазивное, поэтому прямого воздействия на мозг нет.

Устройство i-Brain

После того, как пациент наденет шлем, на экране появится изображение рук — вид от первого лица. Человека просят мысленно управлять ими, например, сорвать плод с дерева. Мысленные команды вызывают активность определенных участков мозга, которые считывает нейроинтерфейси переводит в цифровую форму — человек не может двигать своей рукой, но может управлять своим аватаром на экране. Многократное воображение движения со временем восстанавливает нейронные цепочки, и двигательные функции рук восстанавливаются.

Воображаемые движения как тренировка мышц

По данным ВОЗ, около 200 млн человек в мире страдают из-за нарушений двигательной активности после инсультов и заболеваний ЦНС. Традиционная реабилитация направлена главным образом на поддержание функций мышц, но не решает причину проблемы. Она состоит в том, что от инсультов страдают участки мозга, отвечающие за моторные функции. Мысленно человек может совершать движения, однако сигналы от мозга к мышцам не поступают. При этом сама по себе способность двигаться сохранна, проблема лишь в восстановлении нарушенной цепочки мозг-мышцы.

Известно, что человеческий организм обладает большим запасом прочности и способностью к компенсации. С помощью программного интерфейса создатели i-Brain переводят сигналы мозга в движения компьютерного персонажа. Таким образом решаются сразу несколько задач. Прежде всего, при работе с нейроинтерфейсом человек управляет аватаром в компьютерной реабилитационной игре посредством воображения движений — происходит стимулирование участков коры, отвечающих за определенные движения. Благодаря этому восстанавливаются нарушенные нейронные связи и сигналы снова начинают поступать к мышцам. Вернуть способность двигаться как до болезни невозможно, но состояние пациентов улучшается, человек возвращает возможность управлять своим телом.

Константин Сонькин

«Здесь описываются принципы работы. Ведутся клинические испытания, материалы готовятся для публикации в научных журналах», — поясняет Константин Сонькин.

Кроме того, срабатывает важный психологический момент. Пациент наглядно видит, что его мысленные команды переводятся в движение на экране компьютера, и начинает верить, что и в реальной жизни восстановить двигательную активность реально. Главное — поддерживать тонус мышц и заниматься тренировками. Еще одно преимущество новинки — технология позволяет восстанавливать моторные функции в комфортной домашней обстановке, перед экраном персонального компьютера. При этом устройство абсолютно безопасно для пациента.

Разработчики подчеркивают, что их технология не заменяет традиционные методы (физиотерапию и массаж), а дополняет их и расширяет возможности реабилитации. Также создатели предупреждают, что платформа — не панацея и подходит не всем. Примерно 15–20% людей не могут управлять виртуальными движениями посредством мысленных команд, и для них такой способ реабилитации неэффективен. Однако большинству пациентов методика помогает. По данным исследований, улучшение наступает примерно через один-три месяца, в зависимости от тяжести состояния и индивидуальных особенностей.

Союз нейробиологов и кибернетиков

«Команда, которую мне удалось собрать, — моя гордость как руководителя, — делится Константин Сонькин. — Чтобы технология работала и была эффективной, требовалось объединить усилия врачей, нейрофизиологов и программистов, специализирующихся на искусственном интеллекте».

За нейрофизиологию в i-Brain отвечают кандидаты биологических наук Наталья Шемякина, сооснователь компании, и Жанна Нагорнова. Техническая часть — зона ответственности Льва Александровича Станкевича, который стал полноправным участником проекта. Также в команду входят врачи, программисты, менеджеры и финансисты. Сам Константин занимается решением стратегических задач и непосредственно в технических разработках принимает все меньшее участие.

На отдельных этапах работы компания привлекает третьих лиц, причем некоторые профессионалы сами выходят с предложением о сотрудничестве. В написании программ участвуют выпускники технических ВУЗов. Компании, специализирующиеся в игровой индустрии, предлагают написать более интересные и качественные программы для реальности, в которой будет существовать виртуальный двойник пациента.

Устройство i-Brain

Кроме того, создателям требовалась обратная связь об эффективности их технологии. Для этого они вышли на ведущих специалистов по реабилитации в России, многие из которых с готовностью согласились протестировать новинку. Сейчас компания сотрудничает с сетью клиник «Медси», реабилитационным центром «7 докторов», институтом имени Сеченова и даже с испанской клиникой. Нейроинтерфейс предназначен для реабилитационных учреждений и специалистов, занимающихся восстановлением людей после инсульта и травм мозга. В целом, нейроинтерфейс направлен на восстановления и совершенствование движений, поэтому область его применения будет включать в себя не только людей с нарушениями движений, но и спортсменов, в том числе высоких достижений, стремящихся повысить эффективность своих тренировок.

Денежный вопрос

Первоначальные вложения составили около $300 тыс. Деньги тратились на разработку софта и оборудования, привлечение специалистов и оформление патента. В проект были вложены собственные средства создателей, также они получили гранты от научных фондов.

Константин готов рассмотреть предложения инвесторов. Но полностью продавать бизнес не собирается. И дело не только в возможной прибыли, которую технология может принести в будущем. Рынок нейроинтерфейсов сейчас переживает бурный рост. По данным MarketWatch, рынок нейроинтерфейсов, оцененный в $980 млн в 2018 году, достигнет $2,31 млрд к 2025, демонстрируя рост в 11% в течение 2019–2025 годов.

Но Сонькин говорит: «Прежде всего я ищу партнера, чтобы преодолеть большое количество барьеров на рынке, который я собираюсь осваивать. Любой человек из нашей команды легко может найти работу с гораздо большим доходом, чем мы имеем сейчас. Но i-Brain для нас не просто бизнес. Это — дело жизненного этапа. Мы видим свою миссию в том, чтобы помочь людям, перенесшим инсульт, вернуться к полноценной жизни», — уточняет Константин.

Константин Сонькин

При этом он не скрывает, что его компания — проект социальный, но не благотворительный, и получение прибыли — одна из задач. Константин признает, что пока нет возможности сделать технологию массово доступной — покупка оборудования обойдется в полмиллиона рублей. Еще миллион — стоимость лицензии на программный продукт. Поэтому в компании разработали предложение по аренде.

Сюда входит первичная консультация нейрофизиолога и предоставление оборудования. Стоимость аренды оборудования для часового сеанса составляет 2-3 тыс. рублей. При этом Константин подчеркивает: если окажется, что для пациента методика оказалась неэффективной, они готовы брать оплату, исходя из достигнутого результата. Размер скидки обговаривается индивидуально.

В 2018 году компания i-Brain попала в финал Премии РБК Санкт-Петербург в номинации «Инноватор». Эксперты отметили социальную значимость разработки и признали коллектив инноваторами года.

«В феврале 2019 года компания на демодне, организованном Сбербанком, завоевала право пройти акселерацию непосредственно в Кремниевой долине, в знаменитом глобальном акселераторе 500. Там мы готовим продукт для выхода на рынок США и ведем переговоры со стратегическими инвесторами, которые разделяют стратегию i-Brain по использованию нейротехнологий в здравоохранении», — делится Константин Сонькин.

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Ученые впервые наблюдали, как орангутанг занимается самолечением
Наука
SpaceX не смогла скрыть полет ракеты над Россией: в сети публикуют фото
Космос
Зонд «Эйнштейн» показал первую партию редких космических фото
Космос
Миссию по доставке образцов с загадочной стороны Луны запустили в Китае
Наука
Ученые подтвердили ключевые события из Библии
Наука
Недалеко от нас есть планета, где ветер дует быстрее пули
Космос
Найден необычный способ бороться с хроническим стрессом
Наука
Посмотрите на самый редкий торнадо, который пронесся над США
Наука
Над Землей пролетел астероид, который вращался быстрее всех остальных
Космос
Ученые показали лицо женщины, которая жила 75 000 лет назад
Наука
Анализ генов показал, как древние водоросли вышли на поверхность планеты
Наука
Древняя технология поможет вырастить растения на Марсе, считают ученые
Космос
Физики из MIT добились рекордной близости между атомами для квантовых исследований
Наука
В Германии на ветряную электростанцию впервые установили деревянные лопасти
Новости
Инженеры разработали искусственную пиявку для безболезненного забора крови у детей
Наука
Solar Orbiter запечатлел «пушистую» корону Солнца в завораживающих деталях
Космос
Китай отправляет миссию на обратную сторону Луны: как смотреть онлайн
Космос
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости