Мудрецы из толпы: как работает сервис общественного мнения Opinion и почему фабрика троллей ему не грозит

Еще Аристотель говорил, что толпа о многих вещах судит лучше, чем один человек, кем бы он ни был. На этом принципе построены многочисленные опросы общественного мнения. Однако часто их механизм несовершенен: на вопросы отвечают люди, далекие от темы, или ответы респондентов не совсем искренние. Результаты могут подтасовать заинтересованные лица, а при опросах в интернете нередко происходит накрутка голосов. Эти недостатки решили минимизировать создатели сервиса Opinion — платформы Crowd Wisdom с использованием технологии блокчейн. Сооснователь проекта Алексей Селиверстов, сооснователь и СЕО Роман Нелюбин, руководитель проекта Антон Никитин и СТО Александр Трощенко рассказали «Хайтеку» о принципах работы системы и о том, как им удается заинтересовывать пользователей.

Друзья детства

После окончания вуза Роман открыл свой бизнес — биллинговую компанию. «Суть ее деятельности заключалась в печати документов и доставке их жителям Москвы. Там я сталкивался с передачей большого количества личных данных людей по защищенным каналам», — объясняет Роман.


Роман Нелюбин — CEO, cооснователь Opinion. Закончил РХТУ имени Д. И.Менделеева (кибернетика) и Финансовый университет при Правительстве РФ (финансовый менеджмент). Более семи лет занимается бизнесом и руководит собственной биллинговой компанией. Разрабатывает стратегию развития проекта, контролирует выполнение задач по созданию Opinion, определяет финансовую политику компании, следит за соблюдением изначальной концепции при разработке проекта.

Алексей Селиверстов — сооснователь Opinion, закончил Финансовый университет при Правительстве РФ (финансы и кредит). Более десяти лет управляет Family Office. Определяет стратегию развития Opinion, выбирает оптимальные пути реализации проекта и занимается продвижением Opinion. Популяризатор Сrowd Wisdom. Автор идеи и изначальной концепции Opinion.


Роман Нелюбин

С Алексеем Роман знаком еще со школы. В конце 2017 года именно Селиверстов предложил ему идею проводить опросы по принципу коллективного разума (на англ. crowd wisdom — «Хайтек»). Несмотря на то, что проект увлек обоих приятелей, долгое время они не понимали, как можно воплотить их идею в жизнь. От первых мыслей о создании интернет-опросников до появления платформы прошло почти полтора года. Проект назвали Opinion, что буквально переводится как «мнение».

Поиск наощупь

В основе разработок лежала аксиома о том, что мнение большого количества человек чаще всего оказывается ближе к истине, чем мнение любого, даже самого компетентного эксперта. Разумеется, при соблюдении определенных условий проведения опроса: обеспечены многообразие и независимость мнений, децентрализация (территориальный разброс участников), агрегирование мнений ( выработано коллективное решение). Будущие основатели стартапа стали думать, как реализовать эту идею.

Литературы по этому вопросу оказалось не так много, как и специалистов, которые бы в этом хорошо разбирались. Попытки создать похожие проекты были, но все они по той или иной причине заканчивались неудачами. Молодые люди проанализировали причины провалов и пришли к выводу, что другие разработчики не понимали применение методики и не учитывали интерес пользователей. Среди аналогов Opinion можно выделить проекты ClearPoll, payMHO. Создатели похожих проектов ставили перед собой разные цели: кто-то хотел изначально собрать средства, кто-то успел и закрыл проект, кто-то не успел.

«Но основной причиной неудач этих проектов мы считаем негативное отношение людей к опросам в целом. Это происходит из-за того, что в них обычно неинтересно участвовать, ваше мнение никому не важно. Вы являетесь маленькой песчинкой в большом мешке, а результаты продаются только мешками. Именно это отношение мы и хотим изменить, хотим показать каждому пользователю, как важно и ценно может быть его отдельное мнение», — рассказывает Роман.

«Тему опросов и прогнозов приходилось разрабатывать с нуля, — объясняет Антон. — На рынке нет людей, которые были бы специалистами по прогнозам и опросам».

Алексей Селиверстов

В результате вопросы пришлось придумывать самим и тестировать их на знакомых. Прежде всего разработчиков интересовало качество контента и желание людей отвечать на вопросы.

«Мы брали хайповые темы, по которым нам самим интересно выразить мнение, создавали на этой базе вопрос. Сейчас у нас уже есть отдел контента, этот процесс больше напоминает редакционную подготовку журнала с планерками, дедлайнами и прочими атрибутами отрасли», — поясняет Роман.


Антон Никитин —руководитель проекта. Закончил РХТУ имени Д. И.Менделеева (кибернетика) и Московский международный университет (юриспруденция). На протяжении четырех лет занимает руководящую должность в биллинговом проекте. Более шести лет опыта работы на административных должностях, опыт в развитии сети банковских отделений на федеральном уровне. Обеспечивает функционирование деятельности Opinion: планирование, исполнение и контроль выполнения проектных задач, подбор участников команды.


Главной задачей было набрать критическую массу респондентов для того, чтобы полученные результаты были достоверными. Разработчики пришли к выводу, что оптимальным будет формат соцсети. К проекту присоединился Антон Никитин, с которым Роман познакомился во время учебы в Менделеевке — он стал руководителем проекта. В проект вложили собственные средства — 15 млн рублей. Друзья начали собирать команду.

«Было сложно — никто из опытных специалистов не хотел присоединяться к стартапу, — вспоминает Антон. — Тогда мы переключились на молодых ребят, у которых горели глаза и которые были согласны заниматься новой интересной идеей. Некоторые из них приехали из регионов».

В результате собралась команда из 12 человек, которых поделили на две группы. Отдел разработки, куда входят программисты, занимается написанием кодов, дизайном и другими техническими вопросами. Возглавил этот отдел Александр Трощенко, который до этого работал в США, в компании Microsoft. Контент-отдел придумывает опросы. Руководит им Алексей Токарев — кандидат филологических наук МГУ, преподаватель.

Все сотрудники, кроме двух контент-менеджеров, работают в офисе. Контент-менеджерам там находиться необходимости нет, они работают на аутсорсе, присылают материалы основному менеджеру, который находится в офисе постоянно. Создатели убеждены, что только личное присутствие ключевых разработчиков команды и постоянный контакт между ними обеспечат эффективную работу над проектом.

Вовлечение и разделение

«Наша платформа — не просто место, где люди отвечают на вопросы или делают прогнозы. Мы стремимся создать полноценную социальную сеть на технологии блокчейн, — подчеркивает Роман. — В ней пользователи делятся своим мнением, предсказывают исход событий, принимают участие в опросах». Например, опрос выглядит так:

Чтобы мотивировать пользователей проводить время на сайте и отвечать на вопросы, создатели разработали систему рейтингов.

«Статистика пользователей демонстрирует, на каком месте находится пользователь по сравнению с другими участниками в определенной категории и в системе в целом, — объясняет Антон. — На сегодняшний день мы интегрируем рейтинги в систему, где можно будет посмотреть, на каком месте среди всех ты находишься по критериям правильности/неправильности в различных категориях».

При формировании рейтингов разработчики решили применить собственную систему. Например, в другом сервисе опросов Qualin эксперты пишут свое мнение, а остальные пользователи голосуют, ставя лайки и дизлайки. Таким образом формируется рейтинг экспертов.

В Opinion разработчики постарались сделать так, чтобы рейтинг был максимально объективным.

«У нас есть вопрос — контент первого уровня, который создается системой либо пользователями. На втором уровне есть контентмейкер — человек, который отвечает на вопросы, — объясняет Роман. — Условно говоря: я отвечаю на вопрос, созданный вами, и являюсь контентмейкером, в чем отличие от других соцсетей. И на меня могут подписываться люди, которые верят в экспертность. К примеру, у вас экспертность в хайтеке, вы знаете о последних нововведениях и можете отвечать на вопросы, связанные с этим. Люди подписываются, потому что им интересно мнение такого человека. Качество его работы выявляется из ответов. В действительности, когда настает событие, человек, правильно отвечая, получает баллы и более высокой рейтинг. А в конце определенного периода, в данном случае это месяц, у нас эксперты выносятся в топ, нахождение в котором будет также неким уровнем. На такого человека, естественно, будут больше подписываться, пользователи начнут интересоваться тем, что он делает и так далее».

Чтобы сделать выборку более репрезентативной, разработчики настраивают таргет внутри сети. Таким образом, вопросы видят люди, хорошо разбирающиеся в той или иной теме. Например, опрос «Будет ли популярна новая модель Мерседеса?» покажут преимущественно автолюбителям, а не специалистам по выращиванию комнатных растений. Такой подход, помимо прочего, обеспечивает высокую конверсию — люди охотнее участвуют в опросах на тему, которая им близка и понятна.

Чтобы вовлечь как можно большее число пользователей, создатели платформы стараются сделать ее интересной для всех. «У каждой соцсети своя задача. У YouTube это размещение видеоконтента, у Instagram — фотографий. Мы делаем акцент на опросах и прогнозах, но при этом хотим, чтобы каждый мог найти у нас что-то интересное для себя. Кому-то важно узнать новости, кто-то хочет услышать чужое мнение, кому-то нравится отвечать на вопросы», — объясняет Алексей.

Антон Никитин

Сейчас главная задача — набрать критическую массу пользователей, чтобы на результаты опросов стал влиять принцип «мудрость толпы». Для этого требуется не только привлечь их на сайт, но и замотивировать остаться там. Кроме системы рейтингов, создатели работают над техническими моментами. «Все привыкли к комфорту, — констатирует Роман. — Поэтому мы уделяем много внимания дизайну. Пользователю должно быть не только интересно, но и удобно, только тогда он будет проводить на сайте длительное время».

Пока людей на сайте немного — несколько тысяч . Для привлечения новых пользователей разработчики запустили маркетинговую кампанию в соцсетях — рекламу в YouTube, ВКонтакте, Instagram. От других видов рекламы решили отказаться — это требует слишком большого бюджета, которым основатели пока не располагают. Основатели стартапа стараются обходиться собственными средствами, а привлечение инвесторов отложили до того момента, когда смогут продемонстрировать работоспособность проекта.

Технические решения

Чтобы свести к минимуму постороннее влияние на результаты опросов, создатели решили использовать технологию блокчейн. Только так можно было гарантировать, что результаты не будут подтасовываться, и все сведения об ответах, включая рейтинг, станут независимы от серверов разработчиков. Свои серверы используются для вспомогательных инструментов, например, картинок.

«Такие проблемы возникают у любой соцсети, мы пользуемся всеми обычными способами борьбы с троллингом: от ручной модерации до алгоритмов, заточенных на выявление подобных аккаунтов. Блокчейн позволяет эффективнее выявлять такие аккаунты, поскольку данные об их активности стереть невозможно», — рассказывает Роман.

При выборе способа технической реализации проекта разработчики остановились на EOS. Основным аргументом была стоимость — поскольку все опросы проводятся за счет владельцев ресурса, требовалось снизить цену транзакций.

Другой вариант — Эфириум — не подошел для решения поставленных задач: обеспечения большой пропускной способности (транзакций в секунду) и невысокой стоимости транзакций.


Фронтенд — информация, которую выводит на экран и запускает браузер. Сюда относится содержание интернет-страницы и ее оформление, размещение рекламы и адаптация изображения под разные устройства.

Бэкенд — все, что работает на сервере, без подключения к интернету. Отвечает за сохранение и защиту полученных данных, создание резервных копий и, при необходимости, передачу их на фронтенд.


«У нас бэкенд на Java, база данных на PostgreSQL. Выбрано это по очевидным причинам. Java-программистов много, это хороший язык, почти все его знают. Бэкенд можно строить без особых сюрпризов. Проблемы, которые возникают, всегда можно решить гуглом. Требования и понимания меняются, это нормально для стартапов: сегодня мы желаем одно, а завтра у нас какие-то вещи поменялись, нужно что-то срочно переделать. И когда это в Vue.js, это оптимизировано и делается достаточно просто. У нас часто возникают ситуации, когда просят переделать что-то с точки зрения бизнес-идеи, и нам трудно это сделать, нужно перерабатывать половину фронтенда», — рассказывает Александр.


Александр Трощенко — СТО Opinion. Закончил Florida Institute of Technology. Более пяти лет работает на ключевых позициях в отделах разработки (Comply S.R.l., Thales USA, Microsoft). Организовывает процесс разработки Opinion на всех этапах: построение архитектуры, формирование технических заданий для разработчиков, контроль исполнения поставленных задач, тестирование и запуск проекта.


При выборе платформы разработчики остановились на DigitalOcean и «Яндекс.Облаке». Последний проект выбрали из-за того, что для доступа к нему не требуется VPN. Как альтернативу рассматривали Amazon, но в итоге отказались — это было неоправданно дорого. Поскольку все пользователи сервиса пока из России, разработчики отказались от зарубежных серверов. Из-за того, что есть много зависимостей, базу данных сделали реляционной. Если пользователи меняют профили и аватары, во всех постах отображается новая информация.

Александр Трощенко

«Мы стараемся все разворачивать на Docker, хотя из соображений скорости продакшн работает не на нем. Наш бэкенд-разработчик считает, что для дополнительной виртуализации это нам только мешает, я не стал в этом перечить. Он работает с этим каждый день, а я вижу все сразу, очевидно, что с точки зрения перформанса бэка такая ситуация намного лучше. Но наш тестовый стейдж разрабатывается именно на Docker. Просто из-за того, что при нажатии одной кнопки все работает», — объясняет Александр.

Документная база данных используется только для временного хранения информации, когда составляются уникальные ленты для каждого пользователя на основании их предпочтений и активности.

Планы на будущее

За год активной работы над платформой создатели вложили около 15 млн рублей собственных средств. И привлечение сторонних инвестиций в ближайшее время не планируется. Только после того, как аудитория будет набрана, можно продемонстрировать эффективность платформы и привлечь инвесторов для дальнейшего продвижения. Кроме того, большое количество сегментированных по интересам пользователей позволит запустить монетизацию.

«Монетизация всех соцсетей достаточно стандартная. Она идет из расчета на одного пользователя, начиная с определенного уровня. То есть можно монетизировать и 100 тыс. пользователей. Просто нам важно, чтоб была определенная жизнь, движение, для чего необходимо, чтобы люди гармонично общались, отвечали и были сегментированы по интересам. Тогда любой рекламодатель может подать вопрос в ленту таргетированных пользователей не только под определенный возраст, пол, географическое обозначение, но и под то, что пользователь любит, в чем он является экспертом, как отвечает», — объясняет Алексей.

Также планируется расширять функционал платформы. Идет активная работа над совершенствованием дизайна. В более отдаленных планах — внедрение групп по интересам и мобильного приложения. 

Пока Opinion доступен только на русском языке, идет перевод и на другие языки, в планах выход на другие регионы. Приоритетным направлением является Азия, в том числе для поисков инвесторов. «Российский рынок в этом направлении пока слабо развит, на нем крутится мало средств по сравнению с Азией и США», — объясняет Алексей. Но такая экспансия требует серьезного изучения менталитета представителей других национальностей. После Азии планируется выходить на рынки Европы и США.

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Ученые впервые наблюдали, как орангутанг занимается самолечением
Наука
SpaceX не смогла скрыть полет ракеты над Россией: в сети публикуют фото
Космос
Зонд «Эйнштейн» показал первую партию редких космических фото
Космос
Миссию по доставке образцов с загадочной стороны Луны запустили в Китае
Наука
Ученые подтвердили ключевые события из Библии
Наука
Недалеко от нас есть планета, где ветер дует быстрее пули
Космос
Найден необычный способ бороться с хроническим стрессом
Наука
Посмотрите на самый редкий торнадо, который пронесся над США
Наука
Над Землей пролетел астероид, который вращался быстрее всех остальных
Космос
Ученые показали лицо женщины, которая жила 75 000 лет назад
Наука
Анализ генов показал, как древние водоросли вышли на поверхность планеты
Наука
Древняя технология поможет вырастить растения на Марсе, считают ученые
Космос
Физики из MIT добились рекордной близости между атомами для квантовых исследований
Наука
В Германии на ветряную электростанцию впервые установили деревянные лопасти
Новости
Инженеры разработали искусственную пиявку для безболезненного забора крови у детей
Наука
Solar Orbiter запечатлел «пушистую» корону Солнца в завораживающих деталях
Космос
Китай отправляет миссию на обратную сторону Луны: как смотреть онлайн
Космос
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости