Томас Краупе: «Планетарий — театр разума, где создаётся мысль о людях и Вселенной»

Над идеей создания реалистичного изображения звездного неба задумывались с древних времен. Первый планетарий был создан Архимедом во II веке до нашей эры. Согласно данным МИД Германии, в стране насчитывается около 100 планетариев. Первый планетарий был открыт 18 июля 1926 года. В числе неизменно лучших следует назвать планетарий Гамбурга. Жители Германии прекрасно знают, что смотреть на звезды — это намного лучше, чем изучать их в атласе. Поэтому они так любят посещать планетарии. Директор планетария Гамбурга Томас Краупе рассказал «Хайтеку», что представляет собой современный планетарий, о возрастных аудиториях и программах, а также технологиях, благодаря которым планетарии будут развиваться в будущем.

Томас Краупе — с 2000 года директор планетария Гамбурга, астрофизик, дважды президент Международного союза планетариев (IPS, International Planetarium Society), консультант по иммерсивным представлениям.

Планетарий Гамбурга — туристическая достопримечательность в Гамбурге, функционирующая с 1930 года. Благодаря проектору Zeiss Universarium 9 посетители планетария могут видеть 9 тыс. звезд. Ежегодно его посещают свыше 300 тыс. зрителей разного возраста. Для них предусмотрены различные образовательные программы.


Планетарий: модель Вселенной или шоу?

— Современный планетарий может быть иммерсивным шоу, похожим на театр? Как сочетаются эти противоположности?

— Планетарий всегда был несколько театральным, ведь он представляет собой комнату без стен. Стоит свету погаснуть, как исчезает мебель и появляется «комната бесконечности». Первые планетарии были не просто музеями ночного звездного неба, а имели более глубокий замысел. Фон Миллер, основатель Немецкого музея в Мюнхене, планировал создать комнаты для зрителей, чтобы продемонстрировать не просто модели космоса и мира, а именно геоцентрическую и гелиоцентрическую модель Вселенной.

Развитие цифровых технологий позволяет в данный момент разрешить задачу при помощи всего одной комнаты. Наземные ракурсы без резких переходов сменяются космическими. Планетарий — театр разума, где создается мысль о людях и Вселенной. Мы словно рассказываем истории и размышляем над вопросами бытия: это могут быть люди, Вселенная, мифология или современная наука.

— В вашем планетарии впервые стали применять стереоскопическое изображение с разрешением 8K и 3D-звучанием. Во сколько обошлась подобная идея и кто финансировал модернизацию?

— Оборудование, установленное в планетарии, включая механический звездный проектор, стоит приблизительно 8 млн евро. Частично затраты компенсируются посетителями. Другую часть оплачивает городской департамент культуры.

— Какие технические новшества появились в планетарии?

— Нам пришлось перейти на современную цифровую систему. Установлены мощные компьютеры повышенной производительности с графическим устройством вывода. Мы получили доступ к крупнейшему цифровому 3D-атласу и базам данных о Вселенной в режиме реального времени. Возможности цифровой технологии, которая позволяет охватить изображением пространство всего купола, настолько велики, что атмосфера Вселенной, в которую погружаются посетители, максимально приближена к реальной.

— Раньше в центре зала в Московском планетарии находился странный агрегат с многочисленными отверстиями и деталями, вращающийся по множеству осей. В современных планетариях уже везде используется цифровая проекция?

— Несмотря на то, что многое изменилось, подобная картина встречается до сих пор. В ряде планетариев, наподобие Гамбургского, мы видим «гибриды», объединяющие классические механические звездные проекторы и цифровую на полном куполе.


В музее Урании (Московский планетарий) выставлены фрагменты проекционных аппаратов предыдущих поколений. Первый из них имел заводской номер 13 (1929 год). Второй — 313 (1977-й). Новый аппарат — Universarium 9 — получил номер 613. Все три произвела компания Carl Zeiss.

В старых оптико-механических аппаратах свет проекционной лампы использовался неэффективно. Изображение звезд формировалось при прохождении света через маску — кусочек фольги с мелкими отверстиями.

В Universarium 9 маска имеет вид непрозрачного покрытия на тыльной стороне проекционной линзы. В покрытии лазером сделаны отверстия, соответствующие звездам, и к каждому отверстию припаяна нить оптоволокна.

Волокна собираются в пучок и подсвечиваются проекционной лампой, свет которой используется полностью. В результате на куполе появляются яркие и четкие изображения 9 тыс. звезд — такое небо видно лишь из высокогорья.


Благодаря такому объединению получаются реалистичные образы ночного неба с мощной имитацией космоса. В течение следующих лет из-за активных самосветящихся LED-куполов нынешние проекторы попросту устареют. Машины и проекторы могут быть довольно популярными и культовыми, но, в конце концов, когда в комнате становится темно, значение имеют уже не технологии, а реалистичность и качество иллюзии аудиовизуального погружения, поскольку именно это вовлекает публику в рассказываемую историю.

Почему возраст не важен, а шоу может чему-то научить

— В планетариях свыше 50% посетителей до 18 лет. Чем вызвано возрастное ограничение в 12 лет, которое у вас существует?

— В нашем планетарии предусмотрено около 30 программ для разных возрастов и даже для малышей от 3 лет. Самое большое количество программ для детей пяти-шести лет. Более сложные программы с терминами и специальным сюжетом предлагаются подросткам старше 12 лет. В общем, у нас найдутся программы для любого возраста. По выходным предпочитают приходить семьями, состоящими из людей различных возрастных категорий. Для тех, кто перешагнул 12–16-летний рубеж, предлагаются захватывающие ночные шоу.

— Если все-таки определять планетарий однозначно, — это шоу, научный инструмент или образовательный центр?

— Многое зависит от целей. Планетарий можно воспринимать как виртуальный телескоп, микроскоп или машину времени для погружения в большие данные и большие открытия. Планетарий в целом — нечто большее, «комната бесконечности», уникальное место, где люди собираются, чтобы узнать о взаимоотношениях со Вселенной. Одних цифр и фактов недостаточно. Театр должен иметь отклик в душах и сердцах, затрагивать интеллект и эмоции. Мне не нравится термин «шоу». Планетарий намного глубже: он обучает воображение, дает ощущение масштаба и ответственности, помогая изменить мышление ради лучшего будущего.

— В России в последние годы планетарии массово закрываются, а освобожденные помещения передаются церкви. Как вы к этому относитесь?

— Надеюсь, что произойдут изменения. Есть несколько ярких примеров. Например, «Планетарий № 1» в Петербурге. Цифровые медиатехнологии обеспечивают широкие возможности не только для астрономии, но и для всех отраслей науки и видов искусства. Теперь можно взаимодействовать со зрителями в театрах с эффектом погружения, которые мы назвали планетариями.

Для России характерны не только поразительное наследие и гордая история превосходства во многих областях науки и технологии. Ваша история знает великих героев из космических программ СССР. Я встречал в России множество умных и образованных молодых людей. Я верю, что они создадут новые формы современных планетариев. Помимо фантастических театров оперы, балета и концертных залов, каждому из городов необходим современный планетарий для лучшего будущего. Чтобы претворить идею в жизнь, необходима поддержка на уровне города и правительства.

Главный вызов для планетариев — маркетинг

— Зачем вы применяете реальное музыкальное сопровождение с привлечением известных артистов?

— Да, музыкальная и звуковая среда — это не видеоряд. Они вызывают физический и эмоциональный отклик, определяя место в окружающей среде и в космосе.

Погружение в тщательно подобранный звук и музыку зачастую важнее даже самого качественного видеоряда, поскольку открывает разум. Мы прилагаем все усилия, чтобы уделять внимание качеству звука и звуковому оформлению. Многие музыкальные исполнители в восторге от возможности работать с нами, используя пространственную звуковую систему с 64 динамиками и 3D-изображениями.

Обеспечивается полный творческий контроль при погружении в аудиовизуальные миры. Мы гордимся тем, что работали с мировыми знаменитостями. Одним из них стал прославленный Жан-Мишель Жарр — «крёстный отец» электронной музыки. С нами работали Эния и Майк Бэтт, а также местные диджеи, композиторы и художники.

— Потрясающая идея — использовать планетарий как площадку для выступления артистов. Звезды и зрители остались довольны новым форматом?

— Разумеется, довольны, ведь посещаемость выросла в три раза. Многие приходили повторно, а фанатов стало еще больше. В планетарий приходило много новых зрителей — взрослых, молодых и студентов. Прежние посетители были в недоумении, поскольку они не видели анонс программ и ожидали увидеть «тот же самый старый планетарий», показывающий планеты и созвездия на сверкающем небе. Зрителям нужно было узнать, что теперь у них есть больший выбор — не просто статичный вид характерных узоров ночного неба, но и разнообразных ракурсов. Это и наука, и искусство, как и многое, связывающее людей со Вселенной.

Маркетинг и донесение художественной программы в новом формате до потенциальных посетителей — главнейший вызов. Есть много людей, которые думают, что планетарий — просто обсерватория, где вы смотрите на звёзды в телескоп.

— Вы хотели бы оставить Землю и устремиться к звездам?

— Безусловно, я бы хотел увидеть Землю красивой, какой видели ее астронавты программы «Аполлон» с Луны. Но я думаю, что наша Земля — лучшее из мест во Вселенной. Я хочу прожить жизнь здесь, на острове Земля, встретить собратьев-землян, пользоваться планетарием для полета к звездам и помогать людям узнавать о драгоценном мире, который мы делим вместе.

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Читайте также

Первая полоса
Ученые впервые наблюдали, как орангутанг занимается самолечением
Наука
SpaceX не смогла скрыть полет ракеты над Россией: в сети публикуют фото
Космос
Зонд «Эйнштейн» показал первую партию редких космических фото
Космос
Миссию по доставке образцов с загадочной стороны Луны запустили в Китае
Наука
Ученые подтвердили ключевые события из Библии
Наука
Недалеко от нас есть планета, где ветер дует быстрее пули
Космос
Найден необычный способ бороться с хроническим стрессом
Наука
Посмотрите на самый редкий торнадо, который пронесся над США
Наука
Над Землей пролетел астероид, который вращался быстрее всех остальных
Космос
Ученые показали лицо женщины, которая жила 75 000 лет назад
Наука
Анализ генов показал, как древние водоросли вышли на поверхность планеты
Наука
Древняя технология поможет вырастить растения на Марсе, считают ученые
Космос
Физики из MIT добились рекордной близости между атомами для квантовых исследований
Наука
В Германии на ветряную электростанцию впервые установили деревянные лопасти
Новости
Инженеры разработали искусственную пиявку для безболезненного забора крови у детей
Наука
Solar Orbiter запечатлел «пушистую» корону Солнца в завораживающих деталях
Космос
Китай отправляет миссию на обратную сторону Луны: как смотреть онлайн
Космос
ИИ нашел асимметрию материи и антиматерии на Большом адронном коллайдере
Наука
TikTok вернулся в Россию? Что известно прямо сейчас
Новости
В Японии разработали устройство 6G, которое передает данные со скоростью 100 Гбит/с
Новости