Три программиста — Стас (Кирилл Карамов), Юля (Дарья Андреева) и Марат (Амир Садыков) живут в Иннополисе — технологическом городе недалеко от Казани. Они случайно находят полностью развитый искусственный интеллект, спасая его от блэкаута, и начинают обучать — показывая ему терабайты советских фильмов, «Рика и Морти», «Гриффинов», картинок с котиками и песиками. Конечно, в один момент он выходит из-под контроля и пытается улучшить мир — теми способами, которые ему кажутся самыми эффективными, ведь «человек не оптимален».
Главный герой — программист Стас, классический разработчик, у которого ничего не получается. Парня недавно бросила девушка — ушла к более маскулинному коллеге, другие программисты над ним подтрунивают, а начальник давно планирует его уволить из-за какого-то «мертвого» проекта. Сам Стас считает, по всем законам жанра, что его явно недооценивают, но изменить ситуацию сможет только чудо. И оно, как и должно это произойти, случается.
Особенно интересно, как создатели сериала раскрывают классический конфликт «машина против человека». ИИ в «Последней программе» не пытается сразу же уничтожить всё человечество, а, скорее, наоборот, хочет сделать людей счастливыми, используя странное нейролингвистическое приложение. Люди и нейросеть тут явно меняются местами — теперь уже жителям Иннополиса приходится отвечать на вопросы в приложении. А по ходу развития сюжета те и вовсе понимают, что на самом деле быть счастливыми намного лучше, чем недовольными — такой вот упрощенный у создателей сериала подход к психотерапии.
«Последняя программа» — дебют в длинном жанре молодого казанского режиссера и выпускника Высшей школы режиссеров и сценаристов в Петербурге Тимофея Шарагина, известного только благодаря своей короткометражке «Не приводи домой». Шоураннерами проекта выступили казанские блогеры «Громкие рыбы», а основными актерами — молодые ребята из маленьких казанских театров, так называемой Новой казанской волны.
Актерская игра — достаточно частая проблема маленьких инди-проектов, у которых нет возможности привлекать к себе больших актеров, хотя при этом конкурировать за внимание зрителей им как-то приходится. В «Последней программе» молодые актеры постепенно перестают бояться камеры только где-то к середине сериала, но игра Кирилла Карамова вытягивает и первые серии.
Постепенная раскачка, пожалуй, одна из основных проблем «Последней программы». Первые несколько серий приходится заставлять себя смотреть, оправдывая это большой целью. Довольно редко выходят в России такие инди-проекты молодых режиссеров, и абсолютно понятно, что никому не хватает опыта — ни актерам, ни самому режиссеру. Но к середине сериала уже перестаешь замечать небольшую патетичность и неловкость некоторых диалогов, и всё становится гармонично. Особенно когда, помимо диалогов и истории главных героев, возникает сюжетная линия с самим искусственным интеллектом. И вот тут стоит отдать должное Тимофею Шарагину и Иннополису за консультации с разработчиками в области нейросетей — несмотря на явную карикатурность ИИ по имени «Саша», он и процесс его обучения описаны удивительно точно.
Поклонники научной фантастики и мини-антиутопий оценят количество шуток про разработчиков и высокие технологии в сериале — за это сценаристов «Последней программы» стоит, пожалуй, отдельно упомянуть. Тут и классические в этой сфере, по-хорошему заумные шутки и про биометрическую идентификацию, и про дружбу с роботом, и про женщин в среде разработчиков, и про отношение мужчин друг к другу (и к внешнему миру). Тимофей Шарагин в одном из интервью рассказывал, что когда-то играл в КВН (ну а кто же не играл) и писал СТЭМы (студенческий театр эстрадных миниатюр — «Хайтек») — их влияние довольно сильно прослеживается.
На сценарий сериала повлияли материалы с Асиломарской конференции 2017 года по вопросам ИИ, в которой принимали участие Демис Хассабис, Ян Лекун, Илон Маск и многие другие. При создании проекта «Громкие рыбы» ориентировались на «Черное зеркало» и «Кремниевую долину» — абсолютно разные сериалы: первый перечисляет бесконечные способы уничтожить человечество с помощью разных типов технологий, а второй рассказывает, как живут программисты и стартаперы, показывает эту кухню изнутри. Создателям сериала, в общем-то, удалось объединить в «Последней программе» два этих концепта, добавив к этому небольшой юношеский максимализм и сверхидею — не нужно бояться ИИ, он не будет нас уничтожать. Спорно, конечно, но вряд ли разработчики искусственного интеллекта стали бы утверждать обратное.