Кейсы 22 сентября 2020

Edutainment: как с помощью гаджетов обучать детей и не навредить им при этом

Далее

По итогам 2019 года игры стали самыми популярными в сегменте мобильных приложений: на их долю приходится около 72% от общего числа покупок. В эту категорию также попали мобильные обучающие продукты для детей. Однако качество большинства из них ниже, чем у приложений для старшей аудитории. О том, почему к созданию детских приложений важно привлекать психологов, педагогов и специалистов по мышлению, рассказал основатель обучающего мобильного приложения «Сказбука» Кеша Скирневский.

Как развивается мышление ребенка

Пик активного формирования человеческого мозга приходится на период до 12 лет. Все, что ребенок запомнит и чем будет окружен до этого возраста, повлияет на развитие его интеллекта и дальнейшую жизнь.

Мыслительные процессы новорожденного ребенка не развиты. Их появление неразрывно связано с разной практической деятельностью. В элементарной форме мышление формируется ближе к концу первого года жизни. Важнейшие для этого условия –– целенаправленное обучение и воспитание. Решая интересные жизненные задачи, ребенок познает сущность вещей и явлений, учится понимать причины и закономерности их связи.

Психологи выделяют четыре стадии формирования мышления:

  • наглядно-действенное (1–3 года);
  • наглядно-образное (3–5 лет);
  • словесно-логическое (5–7 лет);
  • абстрактно-логическое (с 7 лет).

Все четыре вида тесно связаны между собой и должны быть развиты у ребенка одинаково.

Предрасположенность малыша к увлечениям, его таланты определяются набором генов и передаются от родителей, а их развитие и компенсация отсутствия врожденных уже зависят от опыта, который человек получает в детстве. На то, как мыслит ребенок, влияет ведущий стиль мышления, который также присущ каждому с рождения. Он определяет уровень развития эмпатии, любовь к музыке или искусству, умение невербально считывать эмоциональное состояние окружающих. Специалисты выделяют пять основных типов мышления:

  • Эмпирический — это совокупный набор навыков, которые позволяют воспринимать информацию из окружающего мира.
  • Инженерный — связан с умением ставить перед собой технические и конструкторские задачи и видеть самый короткий путь их решения.
  • Творческий — способность человека переносить данные из нейросети мозга в окружающий мир. Благодаря ему человек осваивает навыки самовыражения.
  • Философский — направлено на понимание мира и осмысление бытия человека. Этот стиль лежит в основе любой аналитики.
  • Научный — способ познания мира через проверку своих гипотез.

Любой из названных стилей может преобладать у ребенка, но это не значит, что нельзя развить остальные. Детство — период самого интенсивного развития мыслительной деятельности. Если не тратить силы на образование в этом возрасте, то в более поздние годы наверстать упущенное будет гораздо сложнее.

Зачем нужны приложения детям

Современные дети сильно отличаются от предыдущих поколений: они рождены в эпоху информационных технологий и активно пользуются цифровыми устройствами. К двум годам 90% из них обладают минимальными навыками использования гаджетов. 42% российских дошкольников в возрасте 3–6 лет уже имеют собственный планшет или смартфон, а время, проведенное за экраном, у 10% детей составляет более трех часов. Сегодня дети обладают большой самостоятельностью в выборе контента для просмотра. В основном они используют мобильные устройства для игр, обучения, просмотров мультфильмов и видеороликов. Причем игры стали самым популярным видом досуга для каждого второго ребенка в возрасте до 12 лет (45%). Остановить этот процесс мы, взрослые, не можем. Однако в наших силах повлиять на качество мобильных продуктов, которые попадают в руки подрастающему поколению.

Исследования показали, что образование и разностороннее развитие детей являются для российских мам приоритетными ценностями. Всего за пару поколений родители значительно увеличили количество времени, внимания и денег, которые они вкладывают в воспитание. По данным New York Times, матери, которые работают вне дома, тратят на уход за своими детьми столько же времени, сколько и домохозяйки в 1970-х годах. Одним из трендов, активно набирающим популярность, стал edutainment — обучение в процессе развлечения.

Область применения эдьютейнмента широка: от творческих мастер-классов до интерактивных игр. Так как гаджеты пользуются большим спросом у подрастающего поколения, у родителей возникает резонный вопрос –– как выбрать подходящий образовательный продукт?

Приобретение мобильного приложения по сути ничем не отличается от покупки книги или игрушки. Во всех случаях правильное содержание будет оказывать на ребенка положительное влияние, способствовать его обучению и развитию. Родителям нужно не только следить за временем, проведенным за экраном гаджета, но и тщательно подходить к процессу выбора соответствующего обучающего приложения.

Заботливый родитель никогда не купит ребенку игрушку, издающую противный писк или неестественное мычание. Он точно не возьмет с прилавка книгу со страшными иллюстрациями и бессмысленным текстом. И, конечно, не станет приобретать мобильную игру с низким качеством графики, контента и музыкального сопровождения. Создавая приложение «Сказбука», мы сделали акцент на профессиональную озвучку, симфоническую музыку британского оркестра, сказки Леонардо да Винчи и очень качественную графику, потому что формирование правильного вкуса у ребенка — одна из первостепенных задач родителей. Ведь если человек в детстве сталкивается с качественным контентом, то и в будущем он будет стараться окружить себя им.

Как выбрать для ребенка хорошее обучающее приложение

Познакомить ребенка с миром музыки, существующими инструментами можно с помощью развивающей игры Tiny Orchestra, одобренной независимыми психологами. Здесь малыш не только узнает новую для себя информацию, но и раскроет свой творческий потенциал: почувствует себя дирижером, создав собственный оркестр. Отличной площадкой для развития художественных навыков может стать приложение MoMA Art Lab от Нью-Йоркского музея современного искусства. А в NGAkids Art Zone, помимо интерактивных обучающих занятий, вдохновленных работами из коллекции Национальной галереи искусств, есть цифровое пространство для проведения персональной выставки.

Как и любое развивающее пособие, приложение должно соответствовать возрасту ребенка и учитывать ведущий вид деятельности на данном этапе жизни. Только в этом случае мобильная игра может стать инструментом для развития речи, мышления, логики, внимания и других психических процессов. Это правило отлично реализовано в головоломках Thinkrolls: Kings & Queens, где ребенок в привычной для себя игровой форме познает сложные законы физики, учится последовательно мыслить, быть настойчивым и решать проблемы.

Игровой сюжет, лежащий в основе обучающего приложения, существенно повышает эффективность образовательного процесса. Детям особенно нравится познавать новое вместе с любимыми героями мультфильмов. Так, в приложении «Школа Аркадия Паровозова» сказочный спасатель обучает дошкольников основам безопасности в повседневной жизни и действиям в непредвиденных ситуациях. А в «Kids’Corner — сказки для детей» вообще собрано несколько десятков мультперсонажей: от фиксиков до ми-ми-мишек. В обучающем интерактивном квесте «Учимся читать, спасаем зверей», путешествуя по 16 уровням и вызволяя животных из ледяного плена, дети познают азы чтения и расширяют словарный запас. В игре «Динозаврик Тим» ребенок должен стать супергероем и помочь главному персонажу спасти семью из рук злодеев.

Сенсорные экраны устройств позволяют приложениям «знать», точно ли малыш отвечает, адаптировать ответы и предложить следующие шаги к действиям. Теоретически, это может повысить образовательный потенциал. Правильное приложение должно быть устроено так, чтобы ребенок имел возможность думать и самостоятельно принимать решения, а не бездумно тыкать пальцами по экрану.

Как родитель поймет, что игра хороша? По возможности протестируйте игру сами. Обратите внимание, нет ли в ней отвлекающих факторов (звуков, деталей), которые будут мешать ребенку концентрироваться на выполнении игровой задачи. Для самых юных пользователей подойдут игры без огромного текстового сопровождения, с простым, интуитивно понятным интерфейсом (например, Puzzle Shapes или «”Рисовалка!” Рисование для детей»).

Исследования показали, что в 95% игр для дошкольников содержится реклама, которую дети в силу возраста не отличают от медиаконтента. Игра должна быть безопасной, не содержать элементов агрессии и всплывающих рекламных объявлений, чтобы родитель мог спокойно оставить ребенка один на один с гаджетом и заниматься своими делами. Эти нюансы были учтены в приложении Math & Logic: исключив любую возможность контакта с малышом извне (игра не требует наличия интернет-соединения), разработчик ImagiRation LLC тем самым создал совершенно безопасную среду для обучения.

Роль психологов и педагогов в разработке детских игр

К созданию детских приложений важно привлекать не только хороших разработчиков, но и ученых, психологов, педагогов, а также специалистов, которые разбираются в мышлении. Многие разработчики полагают, что мобильные продукты для детей вполне могут обойтись без хорошей графики и звука, так как ребенок в силу возраста не видит разницы в качестве. Это совершенно не так.

Перед созданием «Сказбуки» мы провели анализ имеющихся на рынке познавательно-развлекательных приложений. Выводы нас неприятно удивили: в подавляющем большинстве случаев интерактивный продукт представлял из себя несогласованный набор игр с низкой визуализаций и детализацией, плохим качеством озвучки и примитивными мелодиями. Кстати, разработчики приложения «Буковки: учимся читать слова по слогам для детей» решили проблему озвучки нестандартным способом — они доверили выбор голоса своим маленьким пользователям, чтобы им впоследствии было комфортно заниматься.

Даже лучшей команде разработчиков не под силу создать качественное обучающее приложение без участия педагогов, нейропсихологов и ученых. Как в медицине, во всем, что связано с обучением и воспитанием ребенка, должен соблюдаться принцип «не навреди». Развитие не должно быть ранним или избыточным — оно должно быть своевременным и достаточным. Интерактивная форма вовлечения детей в образовательный процесс через игровые компьютерные технологии должна требовать связности и согласования получаемой информации через различные анализаторы — понятийные, кинестетические, визуальные, слуховые и эмоциональные. Ненавязчиво вовлечь ребенка в образовательный процесс, заинтересовать учебой уже с самых ранних лет можно благодаря приложению «Дошкольное обучение». Серия из 15 игр содержит задания на счет, развитие логики, памяти, мышления, умение ориентироваться в формах и различать цвета.

Огромный плюс мобильного обучающего продукта — наличие адаптированных авторских методик, чтобы обучение было целостным, соответствовало возрастным особенностям и возможностям ребенка и опиралось на зону его ближайшего развития. Например, в приложении «Математика и логика для детей» упражнения в автоматическом режиме подстраиваются под ребенка с учетом его возможностей на текущий момент. Эффективность такого адаптивного подбора заданий была подтверждена исследованиями. Выбрать индивидуальный пакет занятий и персональный темп обучения можно в англоязычном приложении Khan Academy Kids. Благодаря такому подходу малыш сможет гармонично воспринимать окружающий мир, верить в свои силы, радоваться достижениям и стремиться к получению новых знаний. А родители будут уверены в том, что их дети получают самое лучшее. В некоторых приложениях отсутствует правильное решение: любое действие игрока ведет к новому развитию сюжета. Создатели интерактивной творческой студии «Бумажки» считают, что, оказавшись в ситуации успеха, ребенок может полностью раскрыть свой творческий потенциал и переживать за результат.

Гаджеты — реальность, от которой уже никуда не денешься. Подрастающее поколение с интересом изучает мир информационных технологий, как губка впитывая все новое. Очень важно, чтобы разработчики приложений для детей ответственно подходили к процессу. Качество должно быть во всем: от графики до контента. Чтобы создать хороший обучающий продукт, недостаточно одних навыков программирования. К разработке обязательно нужно подключать хороших специалистов, которые владеют знаниями в области развития детей, их мышления и других психических функций.


Читайте также:

В эпоху экосистем: как ИТ-гиганты превращаются в интерфейсы нашего быта

Ледник «Судного дня» оказался опаснее, чем думали ученые. Рассказываем главное

GitHub заменил термин «мастер» на нейтральный аналог