Что можно считать fashion tech и какие бренды оказались первыми
Сегодня Fashion Tech подразделяется на три крупных кластера. Первый — Wearable: производство умной одежды, способной греть владельца или сохранять первозданный вид в течение дня (немнущиеся ткани). Носимые девайсы (часы, браслеты и даже ювелирные изделия с дисплеями) тоже сюда входят.
Другой кластер — sustainable fashion, или «устойчивая мода»: это технологии, направленные на максимально экологичное производство одежды и обуви, борьба с избыточным потреблением. За последние 15 лет объемы производства одежды удвоились, в то время как 20% новых вещей никогда не носится. В sustainable fashion речь идет в первую очередь об eco friendly на всех этапах — создание, обработка, переработка поношенных вещей: пока 84% оседают на свалках. Например, использование тканей из лиоцела (переработанного эвкалипта) или конопли, как это делает Armani, из переработанного пластика — как платья Calvin Klein и Lanvin, создание экокожи из древесных грибов. Даже полиэстер благодаря Fashion Tech становится более экологичным и пропускает в пять раз больше воздуха.
Третий кластер Fashion Tech — это High-tech fashion, «высокотехнологичная мода». Направление, которому только предстоит развиться. Сюда входит уже упомянутая 3D-печать, задействованная для принтов в моделях haute couture у голливудского модельера Iris van Herpen. Но маловероятно, что High-tech fashion в ближайшее время будет поставлен на поток из-за слишком дорогого и энергозатратного производства. На данный момент такие вещи выпускают ограниченным тиражом: британцы Emel + Aris продавали пальто с подогревом (работает за счет инфракрасного излучения) по предзаказу. Впрочем, поколение Z со стремлением к индивидуальности может повысить спрос на высокофункциональные вещи и сделать их более доступными.
В России Fashion Tech фактически появился недавно, и пока в нем не хватает комплексного подхода к автоматизации процессов. Однако некоторые бренды пытаются развиваться в этом направлении: российская компания LavLan предлагает одежду, которая не мнется в течение дня благодаря специальному составу с механическим стрейчем и специальной обработки. А российское инновационное решение от Sc-Tek (за авторством ученых из Сколково) отталкивает грязь, воду и масло от ткани.
О Fashion Tech говорят и пишут не так много, поэтому все еще сложно сопоставить технологии и моду. Однако на индустрию давно влияют digital fashion, cyber fashion, искусственный интеллект и AR/VR. Модельеры активно сотрудничают с разработчиками: Levi’s сделал коллаборацию с Google и выпустил умную джинсовку для велосипедистов. В левом манжете использовано инновационное волокно, создающее сенсорную зону. Она реагирует на касания и позволяет включать голосовое управление, управлять звонками, навигацией и музыкой.
Из более известных потребителям брендов использованием технологий в сочетании с модой известен Uniqlo (масс-маркет). Компания давно предлагает потребителям технологичные товары. Например, ультратонкие, но при этом действительно теплые пуховики с волокнами японского бренда Toray, занимающегося созданием углеродных волокон для компонентов самолета «Боинг 787».
Как изменения в культуре привели к новым технологиям
Коллекции популярных домов моды становятся технологичными и футуристичными. Одними из первых были Vetements, Balenciaga и Gucci. При этом все отталкивалось и отталкивается не от необходимости задействовать инновационные технологии, а от интереса к самой идее. Главными остаются человек и креатив: они стимулируют поиск способов реализации необычных проектов. А сами модные тенденции появляются не из воздуха, а из окружающей реальности: именно люди на улицах (а сегодня — и в соцсетях) задают тренды и влияют на будущие коллекции дизайнеров.
Новые по крою и материалам вещи привели к проникновению в моду технологий, о которых десять лет назад мало бы кто задумался. Например, о создании гардероба при помощи 3D-принтера. Первым был Габи Асфор, которого необычная печать заинтересовала еще в 2009 году, но только к 2016-му ему удалось создать платья, которые бы не ломались в движении. С украшениями дела обстоят лучше: испанский бренд Mango выпустил коллекцию бижутерии, сделанной с помощью 3D-печати. Правда, к покупке они доступны не во всех магазинах.
Экспериментируют с 3D-печатью и спортивные бренды. Так, компания Adidas в 2014 году начала тестировать технологию, а в 2015-м выпустила первую модель необычных по форме кроссовок Futurecraft 3D. Результатом стал не только необычный дизайн, но и экономия времени на производстве — подошву удается сделать за два часа (и нажатием одной кнопки) вместо месяца непрерывной работы. Вдобавок на заводе с 3D-печатью трудятся всего 150 человек, а на стандартном — больше 4 тыс. В России инновационные кроссовки от Adidas впервые появились в 2019 году.
Впрочем, на этом бренд не остановился: к 3D-печати добавилась роботизация — еще один тренд цифровой реальности. Сейчас в производстве компании находятся кроссовки, у которых подошва будет сделана уже через знакомый 3D-принтер, а верх будет ткать специальный робот.
А вот Uniqlo использует технологию 3D-вязки. К описанной выше печати это не имеет никакого отношения: речь идет о специальных вязальных машинах, которые позволяют перестроить процесс создания вещи. Если, например, для платья при стандартной технологии нужно детали изготовить отдельно, а потом совместить, то 3D-технология станка MACH2XS WHOLEGARMENT позволяет сразу вязать вещь по спирали цельным изделием. Кроме того, такие вещи способны адаптироваться под форму тела, благодаря чему удается достичь отличной посадки. На этом же станке можно изготовить верхнюю часть кроссовок.
Модный образ будущего
Мода циклична, и все, что мы видим сейчас — это переосмысление прошлых идей. В 1960-х дизайнеры размышляли над модой будущего и вдохновлялись космосом. Это был период Space Age: Андре Курреж в 1964 году предложил синтетические материалы, напоминающие пластилин и сапоги-гольфы. Вещи быстро стали массовыми. Вслед за Куррежем модельер Пако Рабан предложил платья-кольчуги из металлических пластин, а Пьер Карден — лакированные кожаные гольфы-ботфорты, используя последние разработки ученых. Новая волна интереса к технологиям нахлынула в 1995 году, когда Тьерри Мюглер показал роботизированную блестящую форму.
Есть мнение о том, что моде уже нечем удивить, она склонна только повторять прошлое, и в последние лет 10 fashion-дизайн не видел значимых потрясений. Все, чем можно было поразить, появилось в 1990-е. Однако мода просто перешла на другой уровень: прогресс текстильной промышленности в XXI веке позволил уйти от непрактичного футуризма к эффективному и использовать технологии с пользой. Например, использовать роботов в производстве одежды — разработка SoftWear Automation, LOWRY, может снизить нагрузку на швей. Машинное зрение позволяет контролировать движение иглы, перемещение ткани. Сначала робот работал только с полотенцами и ковриками, а сегодня уже способен и выкройки джинсов прострочить. Впрочем, активное внедрение роботов затрудняется тем, что пошив — это работа с хрупкими и капризными материалами, далекая от четкого и простого алгоритма.Другое направление — виртуальные образы, переосмысляющие соотношение реального тела и его digital-продолжение. Так, летом AliExpress совместно с российской компанией Malivar запустила в продажу коллекцию, сделанную на основе нейросетей и компьютерной графики. Устроена такая одежда как цифровые скины для персонажей компьютерных игр. А в качестве такого персонажа выступает фотография заказчика, под которого технологии и дизайнер создает digital-наряд по фигуре.
AR и модные показы
Первый онлайн-показ приписывают то Ив Сен-Лорану и Пьеру Берже в 1996 году, то австрийцу Хельмуту Лангу, который в 1998 году выложил в интернет фотографии своей коллекции. Он говорил о том, что нужно по-новому пробовать доносить свой труд до масс. Но в любом случае толчком для индустрии моды стал онлайн-показ Александра Маккуина — прямой эфир с «Атлантиды Платона». После него Нью-Йоркская Неделя моды с 2011 года стала ежегодно транслироваться в сети, а за ней и другие модные показы.
В 2017 году появились VR-показы: Lumier Garson параллельно с обычным шоу предложил VR-вариант, но это был больше PR-ход. На рынке было недостаточно девайсов для виртуальной реальности, стоимость их сложно назвать доступной, и большинство людей все равно предпочитали обычное шоу через YouTube. Но в 2019 году идея с VR обрела новое рождение: прошел первый в мире виртуальный показ, где участвовали криптомодели. Идея принадлежала бренду Trashy Muse, который провел шоу в Париже на Spring/Summer 2020. В галерее EP7 на экранах демонстрировались цифровые модели и виртуальные двойники инфлюенсеров, представляющие коллекцию в коротких видеороликах. Показом занималась команда из 100 человек, о затратах не сообщается.
Коронавирусная реальность стала мощным толчком для организации виртуальных показов с использованием AR-технологий. В марте Шанхайская неделя моды прошла в онлайне и привлекла более 150 дизайнеров и 6 млн зрителей в первый день. С виртуального подиума удалось даже организовать продажи. А в апреле Global Digital Talents в России впервые пришлось провести в онлайн-формате. Дизайнеры подготовили виртуальные презентации, лукбуки и даже короткие фильмы. Трансляции велись два дня, а между показами предлагали диджейские сеты и лекции от медиадиректоров и иллюстраторов в TikTok. Эксперты не исключают, что идея виртуальных показов приживется и разовьется. Она могла бы дать серьезную экономию на производстве — отшивались бы только те вещи, которые точно купят.
Впрочем, есть и минусы. Во-первых, модные показы — это еще и тусовка, которую посещают ради общения с близкими по духу людьми. Во-вторых, по словам самих дизайнеров, не все можно передать через экран — например, кашемир требует «живого» знакомства, тактильного изучения. Но между преимуществами тактильного мира и digital-пространства возможен компромисс. Так, первый показ AliExpress использовал digital и AR как продолжение реального мира. Голограммы и виртуальные луки стали дополнением к подиуму и проходке моделей, а QR-коды и панели экранов помогали подключиться к приложение с деталями о каждом из луков и возможность сразу купить понравившиеся вещи с подиума.
Кроме того, технологии вроде AR позволяют и привлечь потребителя. Сперва ее можно было встретить только в отдельных приложениях — например, у Lamoda или ZARA для виртуальной примерки понравившихся вещей. После индустрия шагнула вперед и предложила использовать AR в модных показах, чтобы добавить эффекты, а также продавать потребителю цифровые модели одежды. Их никогда не удастся надеть вживую, зато можно сколько угодно «носить» в соцсетях. Некоторые бренды предложили более практичные идеи: например, Carlings через фильтры Instagram добавлял до 20 принтов на обычную белую футболку.
Высокие технологии активно входят в моду и основательно закрепляются в ней, потому что потребитель, особенно поколение Z, готов. И несмотря на то, что начинаются они в большинстве своем с ведущих домов и люкс-сегмента, миддл- и масс-маркета быстро перенимают опыт, постепенно делая технологичную одежду и обувь доступной более широкому кругу людей.
Читайте также:
Астрономы назвали новый точный возраст Вселенной
Аборты и наука: что будет с детьми, которых родят
Посмотрите на скалы Марса в невероятном разрешении. Они больше Гранд-Каньона в США