Как выглядит фитнес в расширенной реальности: ритм-игры, умные тренажеры и apps

XR (расширенная реальность), охватывающая VR и AR, уже перестает быть чем-то новым и доступным только избранным — она внедряется во все сферы жизни. С ее помощью ритейл обучает своих сотрудников, хирурги сдают экзамены, бренды предлагают виртуальную примерку вещей через приложение в смартфоне, а фитнес-компании разрабатывают тренировки с XR. Как digital-реальность дарит вторую жизнь онлайн-спорту и видеоиграм и чем она полезна, рассказал создатель Zenia Yoga, виртуального ассистента для йоги на основе ИИ, Алексей Куров.

Как меняются онлайн-тренировки

Обычные занятия по видеороликам на YouTube или с использованием фитнес-приложений вроде Nike Run Club или Map My Run (Under Armour) уже никого не удивляют. Онлайн-занятия от фитнес-клубов тоже становятся обыденным явлением благодаря пандемии: без этого в условиях закрытия всех учреждений было не выжить, а после клиенты втянулись в новый формат. Но VR/AR-технологии делают цифровой спортивный опыт еще более интересным.

Любителям сайклинга американский стартап Zwift предложил специальный фиксатор для обычного велосипеда, позволяющий превратить его в тренажер. А благодаря дополнительному софту (работает через интернет) домашняя тренировка становится виртуальной прогулкой в разных локациях или соревнованием с другими велогонщиками. В системе уже более тысячи специальных тренировок, десять виртуальных миров и свыше 130 дорог. Чуть позже также появилось похожее предложение и для бегунов: нужна дорожка и приложение Zwift, которое свяжется с тренажером через Bluetooth. Совместно со Zwift в пандемию виртуально была проведена велогонка Tour de France.

В сентябре 2020 вместе с iOS 14 был презентован новый фитнес-сервис: Apple Fitness+, правда, пока недоступный для России. Он будет анализировать предыдущие тренировки (данные идут от Apple Watch) и предлагать новые, похожие на них, следить за сбалансированной нагрузкой, составлять плейлисты для занятий. Видеотренировки синхронизируются с данными о состоянии пользователя: если тренер на экране говорит измерить пульс, Apple Watch самостоятельно делают замеры.

А новое направление развития, уже исключительно с расширенной реальностью, задал Сан-Франциско. Там в 2019 году появился первый фитнес-зал, построенный исключительно на виртуальной реальности: Black Fox. Каждый клиент занимается в отдельной кабине (комнате), где находятся экран и гарнитура. По необходимости создать ощущение социума могут виртуальные аватары. Умные алгоритмы контролируют нагрузку клиента, а все активности происходят в компьютерной игре. Проблема идеи — цена: за членство в Black Fox ежемесячно придется отдавать $200. Но ничто не мешает стартапам реализовывать подобные проекты для домашнего использования.

Как геймеры становятся спортсменами

VR позволила превратить обычные игры на приставках практически в полноценные занятия спортом: если раньше можно было исключительно следить за происходящим на экране и управлять виртуальным игроком, то теперь достигается полное погружение в процесс, и попотеть приходится не только пиксельному человечку. Переломным для спортивной индустрии называли 2019 год, когда цифровые инновации начали активно входить в нее, а 2020 и 2021 годы логично продолжили заданный тренд. В индустрии медиа и развлечений сегмент VR/AR растет в первую очередь за счет видеоигр: их доля превышает 50%. Появляется все больше фитнес-игр, которые, с одной стороны, удовлетворяют потребность в развлечении, а с другой — способствуют освоению новых навыков, повышению выносливости, сбросу лишнего веса и другим приятным и полезным вещам.

Один из вариантов — Beat Saber: ритм-игра, предлагающая размахивать световыми мечами под музыку, отбивать летящие кубы и отпрыгивать от препятствий. Ни о каком серьезном спорте речи не идет, но это не мешает продукту быть хитовым, а геймерам — делиться, как они сбрасывают вес с Beat Saber: рекорд — 34 кг. Безусловно, не исключена и роль скорректированного питания, но, тем не менее, физическую активность игра дает неплохую. Только полноценным фитнесом она становится лишь на уровне «Эксперт», где повышается темп музыки. Впрочем, можно загружать и свои треки. Игра выпускается для Oculus Quest, Rift, HTC Vive, Valve Index, Windows Mixed Reality и PlayStation VR. К февралю 2021-го ее продажи превысили 4 млн копий, а затем игру приобрел Oculus (Facebook), что говорит о многом.

Другая популярная игра — BoxVR: тренировки с элементами бокса, которые можно запустить на платформах Oculus Quest, Rift, HTC Vive, Valve Index, Windows Mixed Reality, PlayStation VR. В игре несколько уровней сложности, предлагающих освоить удары кулаками, приседания, наклоны, блоки чужих атак. Действия подбираются под музыку, и она определяет их длительность и ритмичность. Также в BoxVR есть тренировки на выносливость, которые длятся час. Игра стоит $30, платеж единоразовый, но не исключен переход на подписочную модель, как весь цифровой фитнес (онлайн-тренировки). В июле 2020 года компания FitXR, создавшая BoxVR, привлекла инвестиции в размере $7,5 млн на развитие продукта.

В среднем с помощью VR-фитнеса можно расходовать примерно столько же калорий, сколько во время тенниса. В играх, завязанных на боксе, человек сжигает 6–10 калорий в минуту за счет большого числа быстрых ударов и прыжков. В других активностях тратится в среднем 6–8 калорий.

Чем полезны игры с XR

Появление спортивных VR-игр начало менять отношение к геймингу у медицинских организаций: если раньше время, проведенное за видеоиграми, считалось периодом с наименьшей физической активностью в США, теперь ситуация выглядит иначе. Обязательное движение геймера, порой специфическое (вроде прыжков, приседаний, танцевальных элементов) превращает игру из пассивного времяпрепровождения в активное. А растущая популярность видеоигр имеет все шансы на улучшение ситуации с лишним весом у населения.

Идеей уже начинают пользоваться за рубежом: в 2018 году школа Valley Day School (Пенсильвания) стала первым общеобразовательным учреждением, сделавшим цифровой тренажерный зал с камерами, стереозвуком, камерами и 3D-проекторами. Урок физкультуры благодаря XR превращается в видеоигру и позволяет не только улучшать силу и выносливость, но и параллельно учиться применять другие школьные знания на практике (физику, математику и прочее). Вдобавок это повышает социализацию учеников.

Изучением влияния XR на здоровье занялась специально созданная организация: VR Health Institute, появившаяся в 2017 году для исследования воздействия VR-игр на человека. В первую очередь оценивается потребление энергии — не только как сжигание калорий в движении, но и базовая скорость метаболизма у игрока во время отдыха. Анализ осуществляется на основе базовых методов кинезиологических исследований. Как отмечают в VR Health Institute, потребление энергии в конкретной игре напрямую зависит от способностей человека, поэтому всегда индивидуально. После подробного анализа VR Health Institute указывает, на какой вид спорта похожа конкретная игра. Все это направлено на помощь в выборе игр с высокой интенсивностью.

Более того, в VR Health Institute выпустили приложение для смартфонов на базе iOS и Android, чтобы оценивать сжигание калорий в запущенной VR-игре и позволяющее сделать подобную digital-тренировку более эффективной. Достоверность измерения VR-активности в обычных приложениях-трекерах из-за специфической нагрузки может быть недостаточно высокой. Софт абсолютно бесплатный, работает с Apple Watch и фитнес-трекерами Mi Band, Polar. База игр в приложении постоянно пополняется, и геймер может из понравившихся вариантов создавать свои категории по интенсивности нагрузки.

Польза спортивных VR-игр может крыться не только в возможности сжигать калории, развлекаясь и тем самым с большим энтузиазмом отдавая себя активности, чем, например, при монотонной подкачке пресса. Не исключено, что такое занятие способно стать спасением для людей, которые из-за состояния здоровья, недавно перенесенных травм или других причин не имеют возможности пойти в фитнес-клуб или заняться любимым видом спорта. VR-игры превращаются в хороший способ дать себе умеренную нагрузку, при этом не навредив здоровью. Безусловно, если они правильно подобраны.

К чему придет фитнес

Главная проблема для развития и распространения VR и AR сегодня — это необходимость покупки соответствующей гарнитуры, что очень затратно. PlayStation VR стоят в среднем 36 тыс. рублей, Oculus Rift — примерно столько же, HTC Vive — свыше 50 тыс. рублей, что зачастую примерно равно цене годового абонемента в фитнес-зал. Поэтому только ради одних тренировок такие гарнитуры мало кто станет покупать. Проводить длительные занятия с VR-устройствами (шлемами, очками, дополнительными аксессуарами) тоже сложно из-за их веса, поэтому речи о полноценной замене спортзала пока не идет. Однако перспективы к серьезной трансформации спортивной индустрии за счет XR очевидны.

В частности видоизменяться она будет за счет AR как более доступной альтернативы с не менее результативной геймификацией и мотивацией. Если с VR необходимо дорогое и громоздкое оборудование, то с AR достаточно смартфона или телевизора. Например, стартап Home Court помогает контролировать действия игрока баскетбола во время тренировки или матча, исправлять ошибки и улучшать свои навыки. Нужны только смартфон, штатив и площадка для игры. Идея реализована за счет ИИ (искусственного интеллекта), который анализирует движения и помогает вычислить идеальную траекторию бросков на основании физических параметров (техника, прыжок и другие). А индийская компания Cure.fit недавно купила стартап Onyx, который с помощью ИИ дает обратную связь по домашним тренировкам. Виртуального ассистента для йоги разрабатывает Zenia: с помощью компьютерного зрения приложение следит за техникой пользователя и сообщает, если в асане есть ошибки. Система может анализировать темп занимающегося и подстраивать тренировку под него. Контент подобран для людей разного уровня подготовки и целей: улучшить гибкость, осанку, снять боли, а занятия ведут инструкторы со всего мира, включая США, Индию и Южную Корею.


Читайте также:

Физики создали аналог черной дыры и подтвердили теорию Хокинга. К чему это приведет?

Появилась первая панорама Марса. Она состоит из 142 фото!

От Антарктиды отделился гигантский айсберг. Его площадь — 1270 квадратных километров

Подписывайтесь
на наши каналы в Telegram

«Хайтек»новостионлайн

«Хайтек»Dailyновости 3 раза в день

Первая полоса
Ученые преодолели одно из ключевых препятствий для термоядерной энергетики
Наука
Телескоп «Джеймс Уэбб» показал детали космической Конской Головы
Космос
Ученые выяснили, как парниковые газы влияют на распространение болезней
COVID-19
Найдены доказательства необычной силы магнитного поля Земли в прошлом
Наука
Посмотрите, как быстро робот-гуманоид управляется с домашними задачами
Новости
Ядро атома впервые возбудили лазером: это открывает сверхточные измерения времени
Наука
Чек-лист: как обеспечить информационную безопасность маркетплейса
Мнения
Экспериментальный лазер передал данные с зонда «Психея» на расстоянии 226 млн километров
Космос
Посмотрите на самое близкое фото обломка ракеты в космосе
Космос
Ученые нашли следы древних ритуалов майя на благословение
Наука
В Китае появились батареи со сверхбыстрой зарядкой для электрокаров: запас хода составляет 1000 км
Новости
Найдены скрытые «дорожки для мертвых»: их обнаружили с помощью лидара
Наука
Беспилотные грузовики Evocargo начинают работу во «Внуково» в рамках эксперимента
Новости
«Человеческие нейронные сети потребляют около 20 Вт, а искусственные — сотни ватт»
Технологии
Ученые считают, что недалеко от Земли есть «живая» планета
Новости
Китай готов к автономным летающим такси: когда будут первые полеты
Новости
Посмотрите на сотни черных «пауков», которые заполонили Марс весной
Космос
Где похоронен Платон: ученые наконец-то нашли ответ
Наука
Почему мужчины умирают в России на 10 лет раньше женщин: в Минздраве назвали причину
Новости
Крошечный и тонкий экран отслеживает активность мозга во время операции
Новости