Кейсы 6 апреля 2021

Игры, приносящие деньги: киберспортивный рынок в России и за рубежом

Далее

Российский рынок киберспорта к 2023 году может достичь $100 млн. Эта ниша по популярности и спонсорским контрактам догоняет реальный спорт. Рассказываем, кто и как зарабатывает на играх.

Что такое киберспорт?

Киберспорт — командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр. В России признан официальным видом спорта.

Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов: шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные симуляторы, автосимуляторы, авиасимуляторы, файтинги, командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры и т. д.

Разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов США. Турнир по Dota 2 The International несколько раз бил рекорды по выплатам: так, в 2017 было разыграно $25 млн, в 2018 — $26 млн, в 2019 — $34 млн. В 2020 чемпионат был перенесен из-за пандемии коронавируса.

Игры турниров транслируются в прямом эфире в интернете, собирая многомиллионную аудиторию. Например, за финалом The International 2015, согласно данным с TrackDota.com, наблюдало более 4,6 млн зрителей, а в 2020 году зрители провели на трансляциях матчей первого дивизиона российского турнира EPIC League более 21 млн часов.

История киберспорта началась с игры Doom 2, которая имела режим сетевой игры через локальную вычислительную сеть. Благодаря популярности игры Quake, в 1997 году в США появилась первая лига киберспортсменов — Cyberathlete Professional League.

Киберспорт в России

7 июня 2016 года был опубликован приказ Министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации.

13 апреля 2017 года в Минюсте России был зарегистрирован Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта».

В соответствии с данным приказом компьютерный спорт был переведен во второй раздел — «виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне».

Это значит, что появилась возможность проведения в России официального чемпионата страны, появления разрядов и званий по компьютерному спорту. В этом же разделе находятся все «традиционные» виды спорта — футбол, хоккей, баскетбол и т. д.

C 5 июля 2017 года, в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации № 618, аккредитованной спортивной федерацией по виду спорта «компьютерный спорт», является Федерация компьютерного спорта России.

Киберспортивные турниры

Соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные. Наиболее значимым и аналогом Олимпийских игр являлся международный турнир World Cyber Games (WCG), который проводился в различных странах с 2000 по 2013 год.

Кроме WCG регулярно проводятся Cyberathlete Professional League и Electronic Sports League.

На сегодняшний день самыми крупными и престижными соревнования являются те, которые проводят сами производители игр: например, турнир The International по Dota 2 или чемпионат мира по League of Legends.

  • Призовые The International 2017 составили 24,79 млн, европейская команда Team Liquid выиграла 10,86 млн.
  • Призовые The International 2018 составили 25,53 млн, европейская команда OG выиграла 11,25 млн.
  • Призовые The International 2019 составили 34,32 млн, европейская команда OG выиграла 15,62 млн

Как зарабатывать на киберспорте?

  • Своя команда

Одним из самых авторитетных киберспортивных магнатов является Алекс Гарфилд: он владелец сразу трех киберспортивных команд по Dota 2: Evil Geniuses, The Alliance, Team Tinker.

Чемпиона The International 2014 Newbee спонсирует Чу Чи Хао, который является сыном Джа Ийн Чу, владельца крупнейшего китайского застройщика, компании Chairman of Evergrande Real Estate Group. Он является одним из самых богатых людей в Китае, так как его состояние, по приблизительным данным, оценивается в 7 миллиардов долларов США.

  • Кибер-арена

На стоимость организации турнира влияет множество факторов: длительность турнира, формат финала, кто будет комментировать, призовой фонд и дисциплина. 

Например, Dota 2 возглавила рейтинг самых просматриваемых киберспортивных турниров среди русскоязычной аудитории в 2020 году. По данным Esports Charts, за ней идут EPIC League Season 2 Division 1 и ESL One Los Angeles 2020. В топ-10 самых просматриваемых соревнований также вошли два турнира по CS:GO и турнир 2020 World Championship по League of Legends.

Антон Стасенко, руководитель группы киберспорта отдела оперирования игр MY.GAMES, уточняет: если отбросить стоимость всей подготовительной работы по проведению отборочных игр и посмотреть только на финальную часть, то ее организация обойдется в сумму от 20 до 100 млн рублей.

  • Как игрок

По данным на лето 2020 года самым богатым игроком в мире является Йохан Сундштайн. Йохан — капитан команды OG. Начинал с Heroes of Newerth, где был одним из самых молодых профессиональных игроков — первых серьезных успехов добился в 15 лет. Общий заработок — $6,909,858.40

Далее идет Йессе Вайникка. Вайникка — еще один игрок поддержки команды OG, но за свою карьеру успел отметиться в нескольких серьезных командах по Dota 2, в том числе Liquid.

Тоже начинал с Heroes of Newerth, поиграл и в TF2. В 2020 году заявил о завершении карьеры в связи с усталостью от Dota 2 и желанием попробовать себя в других областях помимо киберспорта. Общий заработок — $6,470,548,78.

На третьем месте Анатана Фам ana — самый молодой спортсмен в этом рейтинге. Ради своей киберспортивной карьеры он перебрался из Мельбурна в Шанхай, чтобы играть с более сильными китайскими игроками.

Из-за этого ему пришлось даже бросить школу, что сильно расстроило его маму, но вместе с братом ему удалось убедить ее в своей правоте.

Как распределяются средства?

В киберспорте 80-90% призовых на турнирах получают игроки, а не клубы. Как правило, сумма выигрыша делится пропорционально между членами команды, иногда чуть больше получает капитан. Кроме того, небольшой процент с призовых выплачивают тренеру и аналитику. 

У каждой игры своя бизнес-модель для мотивации игроков, объясняет генеральный менеджер киберспортивного клуба Virtus.pro Сергей Гламазда.

В Dota 2 вся турнирная сетка сфокусирована на одно большое событие: команды весь сезон играют и набирают очки, чтобы попасть на The International с призовым фондом выше $34 млн. Чемпиону достается 45,5% этой суммы, то есть каждый из пяти игроков победившей команды может заработать под $3 млн.

В CS:GO сделана ставка на регулярные турниры примерно одного уровня — до $1 млн призовых, очень редко — до $2 млн. Но в этой дисциплине и базовые зарплаты игроков выше.

Исторический лидер по суммарным призовым в разных дисциплинах — американский киберспортивный клуб Team Liquid. С момента основания в 2000 году его игроки заработали $35,1 млн. В 2019-м Forbes насчитал клубу $24 млн выручки и определил его на третье место рейтинга самых ценных киберспортивных франшиз, оценив в $320 млн.

Риски

Непрофильные инвесторы довольно часто терпят крах в киберспорте из-за завышенных ожиданий, плохой аналитики рынка и сильной конкуренции с иностранными играми.

Различия между сферами киберспорта в России и на Западе заключаются не только в денежном обороте и размере аудитории, но и в ее платежеспособности и нежелании платить за контент в интернете. Ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы инвесторам и предпринимателям. Поэтому не все бизнес-модели, которые работают за рубежом, эффективны у нас.

Если верить прогнозам Newzoo, рынок киберспорта в России к 2023 году может достичь $100 млн, мировой — $2-3 млрд. Эксперты говорят, что рост российского сегмента индустрии как минимум в течение пяти лет составит примерно 20%. Это значит, что сейчас — самое время зайти на рынок и занять нишу, чтобы «взрослеть» вместе с отраслью.

Однако монетизация киберспорта не всегда прогнозируема и очевидна. Даже при большой аудитории энтузиастов, постоянно следящих за любимыми командами и игроками, превратить их в аудиторию, готовую голосовать за своих фаворитов рублем, непросто.

Читать далее

Создана первая точная карта мира. Что не так со всеми остальными?

Исследователи впервые погрузились к самому глубоколежащему утонувшему кораблю

Алгоритм обнаружил новый таинственный слой внутри Земли