С чего все началось?
Этим летом генеральный директор Facebook Марк Цукерберг поделился с сотрудниками идеей новой амбициозной инициативы. Будущее компании будет выходить далеко за рамки текущего проекта по созданию набора подключенных социальных приложений и оборудования для их поддержки. Вместо этого, отметил Цукерберг, Facebook будет стремиться создать максималистский, взаимосвязанный набор опытов прямо из научной фантастики — мира, известного как метавселенная.
Подразделения компании, специализирующиеся на продуктах для сообществ, создателей, коммерции и виртуальной реальности, будут все активнее работать над реализацией этого видения, отметил глава компании во время традиционного обращения к сотрудникам. «Я думаю, что наиболее интересно, как эти темы объединятся в более крупную идею, — сказал Цукерберг. — Наша главная цель во всех этих инициативах — помочь воплотить в жизнь метавселенную».
О какой метавселенной идет речь?
Метавселенная — это концепция общего виртуального пространства с цифровым мирами. Она может быть создана в результате конвергенции дополненной реальности и устойчивого виртуального пространства. Метавселенная включает сумму всех виртуальных миров, дополненной реальности и Сети. Ранее основатель и гендиректор Facebook Марк Цукерберг в интервью изданию The Verge заявил: «Я думаю, что мы эффективно перейдем от компании, которую считают социальной сетью, к компании метавселенной». Facebook активно инвестирует в технологии AR и VR, потому что они предлагают компании возможность контролировать свою собственную аппаратную платформу вместо того, чтобы контролироваться правилами Apple и Google в их магазинах приложений. В интервью The Verge Цукерберг сказал, что собственная метавселенная компании будет работать на гарнитурах виртуальной реальности, а также на мобильных устройствах и игровых консолях.
Сам термин «метавселенная» появился в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона 1992 года «Снежная катастрофа». Он означает конвергенцию физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве.
Ранее журналисты New York Times исследовали, как компании и продукты, в том числе Epic Games’ Fortnite, Roblox и даже Animal Crossing: New Horizons все чаще приходится метавселенной подобных элементов.
В тоже время генеральный директор Epic Games Тим Суини уже много месяцев обсуждает свое желание внести свой вклад в метавселенную.
В контексте обсуждения понятия метавселенной стоит вспомнить и написанное в январе 2020 года влиятельное эссе венчурного капиталиста Мэтью Болла. Оно было направлено на определение ключевых характеристик метавселенной. Как уверяет Болл, она должна охватывать физический и виртуальный миры; содержать полноценную экономику; и предлагать «беспрецедентную функциональную совместимость» обоих миров. Что же это значит? Например, пользователи должны иметь возможность переносить свои аватары и товары из одного места метавселенной в другое, независимо от того, кто управляет этой конкретной ее частью.
Как реализуется метавселенная?
Как именно будет реализована концепция метавселенной Facebook пока неясно. Несмотря на это, бизнесмен пообещал, что она будет доступна владельцам разных устройств — ПК, игровых консолей и мобильных гаджетов.
По словам Цукерберга, особенностью «метавселенной» станет возможность ощущать физическое присутствие другого человека сквозь цифровые пространства. Он отметил, что уже сейчас «Portal и Oculus могут телепортировать вас в комнату с другим человеком, независимо от физического расстояния, или в новые виртуальные миры и впечатления». «Но для полного видения метавселенной нам нужно построить соединительную ткань между этими пространствами, чтобы вы могли снять ограничения физики и перемещаться между ними с такой же легкостью, как переходите из одной комнаты в другую», — добавил ответственный за технологии AR и VR вице-президент Facebook Эндрю Босворт.
Также Цукерберг заявил, что ни одна компания не будет управлять метавселенной. По словам главы Facebook, он стремится создать «воплощённый интернет, в котором пользователь не просто просматривает контент». В качестве примера он привёл просмотр виртуального трёхмерного концерта — якобы такое окружение способно воссоздать эмоции, как от присутствия на реальном мероприятии.
Кроме этого, Facebook активно работает над созданием «бесконечного офиса», который позволит пользователям создавать виртуальные рабочие места. «В будущем вы сможете сидеть в качестве голограммы на моём диване, или я буду сидеть на вашем, и это действительно будет ощущаться так, будто мы находимся в одном месте. Даже если мы находимся в разных штатах на расстоянии сотен миль друг от друга», — рассказал предприниматель.
Насколько это реально?
Аналитики предсказывают, что на реализацию планов Цукерберга уйдут годы, если они вообще осуществятся. Технологические компании любят футуристические концепции, которые еще не полностью реализованы, например, искусственный интеллект. Определения этих терминов имеют тенденцию размываться и отходить от исходной задумки. Например, настоящего ИИ еще не существует, как бы не утверждали руководители крупных технологических компаний.
Есть реальный риск, что концепция метавселенной попадет в ту же ловушку. Поскольку все больше и больше компаний, особенно таких, как Facebook и Microsoft, обсуждают свои стратегии метавселенной в ближайшем будущем, стоит иметь в виду, что предстоит еще несколько лет (или больше) до того, как это станет реальностью. Технология все еще не оправдала обещаний, и произойдет это нескоро.
Тем не менее, эксперт по виртуальной реальности из Университета Западной Англии Верити Макинтош в разговоре с «Би-би-си» рассказал, что развитие VR-направления может стать одним из крупнейших источников заработка для Facebook. По его словам, такие технологии предоставляют детальный портрет действий и привычек пользователя, что может стать «золотым дном для информационного капиталиста».
Читать далее
Посмотрите, как черная дыра начинает разрушать звезду