Кейсы 12 октября 2021

Видеозвонки, секс-куклы и метареальность: технологии, которые предсказал Пелевин

Далее

Облачные технологии, коллективная видеосвязь, предметное описание метавселенной и даже секс-куклы, которые отказывают в близости. Рассказываем, какие ИТ-технологии предвосхитил Виктор Пелевин.

Номинант на Нобелевскую премию и писатель Виктор Пелевин в последний раз появлялся на публике 20 лет назад. Это не мешает ему оставаться в тренде: спектакли по его произведениям в разных городах России, нашумевшее интервью в Esquire, мистификации со свежей фотографией, новая книга и релиз фильма режиссера Виктора Гинзбурга по мотивам романа Empire V.

Мы впервые проанализируем романы Пелевина в плоскости ИТ-сферы. Какие цифровые процессы и технологии автор предвосхитил еще до того, как они стали мировыми трендами? Внимательно перечитав канонические книги Виктора Пелевина, мы подготовили технологический обзор, исключив из него многообразие интерпретаций, присущих автору.

Видеоконференции для работы и развлечений

Batman Apollo (2013) — действие книги происходит в вымышленном мире вампиров, о котором автор впервые рассказал в романе Empire V. Главный герой, вампир Рама Второй, обучается в Замке Дракулы сакральному искусству ныряния в смерть, чтобы стать слугой главной богини Иштар и повысить свой ранг в мире вампиров. В Замке герой знакомится с вампирессой Софи, с которой зарождается особая связь.

В 2013 году описывается крайне фантастический процесс: первая правительница вампирского мира Иштар Борисовна организовывает себе событие в онлайне, ставшее нормой в пандемию. «Всякие актеры и фокусники, которые развлекали по видеосвязи. У них даже специальный зал был для видеоконференций. Она с ними под коньячок по десять часов трындела — им в три смены приходилось работать», — описывает Пелевин.

Через 7 лет это стало реальностью: до 2020 года платформу Zoom использовали только в корпоративном сегменте, а узнаваемость бренда едва составляла 1%. К марту 2020 года число пользователей выросло до 200 млн человек. В Zoom проводятся корпоративы, рабочие встречи, развлекательные мероприятия.

SexTech в S.N.U.F.F.

S.N.U.F.F. (2011) — постапокалиптичный мир в романе разделен на две части: «цивилизованный», или «офф-шар», где процветает богатство, высокая культура и исполняются права человека. В противоположном мире живут нищие орки, их нельзя считать цивилизованными обитателями. Автор считает такое общество технологически отсталым.

В основе сюжета романа описывается жизнь людей из цивилизованного «Бизантиума». По закону им запрещено вступать в интимные отношения до 46 лет, до этого люди живут с куклами-роботами. В романе их называют «суры» — идеальные женщины, которых можно купить или взять в аренду. Технологии достигли такого уровня, что под заказчика можно создать робота-андроида или любовного партнера с персональными параметрами: возраст, внешность, характер («соблазн», «сучество» или «духовность»).

Причем жизнь с роботом не отличается от обычной: если герои грубо обращаются с куклами, утром они пропадают из дома, с ними приходится договариваться и просить прощения. Между людьми и роботами строятся полноценные отношения: «Кая — это цветок моей жизни, моя главная инвестиция, свет моего сердца, счастье моих ночей и еще много-много лет выплат по кредиту», — так сердечно описывает отношение к своей кукле главный герой Дамилола.

Первого в мире секс-робота по имени Рокси представили в 2010 году на выставке Adult Entertainment Expo в Лас-Вегасе. Можно подумать, что Пелевин тут не является инноватором, написав о куклах годом позже. Но если рассмотреть характеристики Рокси, то они весьма скромные для робота и не соответствуют сюжету книги S.N.U.F.F.: она могла поддерживать простой разговор через встроенный динамик и осуществлять движения, имитирующее человеческое поведение.

Современные куклы Real Doll на базе ИИ от Abyss Creations Abyss Creations воплотили сюжеты писателя в реальность за последние несколько лет: симуляция оргазма, отказ от секса и возможность кастомизации. Американские разработчики создали регулирование персональных параметров по интеллекту, сексуальности, скромности, голосу и манере речи, которые в точности повторяют сюжет романа.

По оценкам Statista, к 2023 году объем рынка сексуального здоровья (sexual wellness) достигнет 37,2 млрд долларов. Многочисленные гаджеты и технологии уже обвалили мировую индустрию стриптиза. Цифровизация и секс-устройства позволяют не выходить из дома для получения оргазмических и эротических состояний.

Облачные технологии до внедрения ИТ-гигантами

Empire V (2006) — первая книга про мир вампиров. Главный герой, Роман Александрович Шторкин, становится вампиром, меняя имя на Рама. В произведении описывается процесс социального становления начинающего вампира: образ мыслей, освоение вампирических наук — гламур и дискурс, способность считывания мыслей людей через бесконтактный способ укуса.

В Empire V и Batman Apollo (2013) Пелевин не только описывает удаленный сетевой доступ, но и предвещает главный тренд вокруг облачных технологий. С момента релиза Empire V пройдет восемь лет, а к 2014 году уже у всех крупных ИТ-корпораций будут облачные решения cloud computing в продуктовой линейке (Google, Microsoft, HP, Intel).

По сюжету книги, у вампиров есть возможность удаленно получать информацию о человеке, даже не кусая его. Автор проводит аналогию с удаленным сетевым доступом. Он достигается тем, что информация о человека не находится в крови, а расположена в пространстве, так называемом лимбо. Кровь технологически «информативна» и содержит в себе все персональные данные о человеке. Вампир, удаленно взламывая ее, получает все логины и пароли от души человека. Этот процесс в вампирском мире Пелевина называется дегустацией красной жидкости.

Метавселенная в деталях в TRANSHUMANISM INC.

TRANSHUMANISM INC. (2021) — последний роман Виктора Пелевина, снова рассказывающий о вымышленном мире отдаленного будущего. Богатые люди уже научились отделять мозг от тела, что позволило им обрести бессмертие. Мозг погружается в вечный виртуальный мир и располагается в специальной банке под землей. Все остальные люди цифровизированы с помощью мозговых имплантатов. С помощью них происходит считывание QQ-кода — «кукухи», который собирает персональные данные о человеке: социальный рейтинг, таргетированная реклама, поступающая через нейроны прямо в мозг, возможность искажать восприятие и социальную реальность.

Несмотря на всю популярность концепции метавселенной в ИТ, даже профильные представители GameDev не могут дать однозначного определения термину. «Вопрос не самый простой, нет четкого определения и понимания, когда и как это случится», — отмечает в интервью радио «Маяк» Антон Городецкий, руководитель новостного проекта PLAYER ONE (MY.GAMES).

Однако в своей последней книге Виктор Пелевин дает предметное описание метавселенной, которое даже не смог доступно объяснить Марк Цукерберг на встрече с инвесторами.

В ближайшем будущем на смену «ветхим» 3D-технологиям приходят голограммы, которые по закону разрешается выложить в единую сеть каждому жителю с наступлением совершеннолетия. Отцом главной героини по имени Маня является бессмертный банкир, мозг которого расположен в специальной банке, подключенной к умной системе жизнеобеспечения.

Доступ в сеть вечному мозгу обеспечивают нейролинк-импланты, выступающие коммутаторами единого киберпространства и физического мира. В зависимости от профиля владельца чип напрямую отправляет в мозг, например, нейролинк-рекламу. Он позволяет формировать любую социальную реальность вокруг человека. Например, главной героине, 18-летней Мане, тоннами приходит реклама с чипсами, напитками или косметикой.

Интернет-зависимость

«Любовь к трем Цукербринам» (2014) описывает настоящее и отдаленное будущее, в котором люди подчинены культу потребления и находятся в информационном рабстве. Главные герои большую часть времени проводят в виртуальной реальности, в которой господствуют корпорации — Google и Facebook.

В книге Виктор Пелевин затрагивает вопросы интернет-зависимости, рисуя антиутопию нового уровня, от которой нельзя скрыться. Тут мы наблюдаем развитие полицейского государства по сюжету произведения «Мы» писателя Евгения Замятина.

Полное погружение в киберпространство не выходя из дома осуществляется посредством вживленного электрода в мозг — «фейстоп-аналога». Он выглядит как рабочий стол компьютера с многочисленными иконками и приложениями. Полное погружение в киберреальность обеспечивается подключением всех пяти чувств человека, а навигатором по виртуальному интерфейсу выступает аватар-помощник. Герой романа Кеши называет его маленькой сестричкой — автор явно ссылается к Большому брату Джорджа Оруэлла.

Согласно недавнему исследованию Wonderman Thomson Intelligence о трендах концепции метавселенной, уже 93% потребителей не сомневаются, что будущее определяют технологии, а 76% говорят, что их повседневная жизнь и деятельность зависят от них.

В контексте недавнего сбоя работы сервисов Facebook, Instagram и WhatsApp, который не только принес Марку Цукербергу убытки в размере 6,6 млрд долларов, но и парализовал работу людей в командировках, на удаленке, блогеров и селебрити, да и миллионов обычных людей. Мы уже находимся в цифровом рабстве, бесконечно и бесцельно листая ленты социальных сетей. Причем это уже принято называть досугом в свободное время.

Прогрессивность Пелевина в том, что он придумал новый художественный метод анализа действительности — киберпанк. Этот жанр уже перестал быть литературным приемом писателя. Отдаленное будущее, описанное в романах 8–10 лет назад, уже наступило. Сейчас мы наблюдаем, как информационные технологии трансформировали социальные процессы и буквально пронизывают все сферы общества: от экономики и культуры до политики.


Читать далее

В американской пустыне вылупились «живые ископаемые». Они спали десятки лет

Посмотрите на цифровое искусство, которое сделали на основе анализа книг Айзека Азимова

Брэнсон, Безос и Пересильд: зачем известные люди летят в космос и что они там делают