Особенности поколения Z: учеба всю жизнь, быстрая обработка информации и самообразование
Про зумеров часто говорят, что их внимания хватает только на чтение коротких постов и просмотр коротких роликов в TikTok. Из-за этого их считают поверхностными, не умеющими анализировать информацию и решать задачи, требующие концентрации. Но это ошибка — зумеры быстро привыкают к высокой скорости жизни, потоку информации и умеют адаптироваться. Это говорит об остроте мышления, способности мгновенно переключаться с одной задачи на другую. Кроме того, они могут обработать больше информации за короткое время и не испытывать психологического дискомфорта.
Чаты, социальные сети, мессенджеры приучили зумеров к быстрой коммуникации — тому, что человек мгновенно получает ответ на свой вопрос. Быстрое общение отражается и на учебе — например, школьник хочет сразу узнать результат проверочной работы или получить объяснение неправильно решенных задач.
Уже в подростковом возрасте люди поколения Z имеют широкие представления об окружающем мире, знают, что такое hard skills и soft skills, рано начинают задумываться о месте в жизни и способах заработка. Они тянутся к новым знаниям, стремятся выйти за рамки общеобразовательной программы — практическое применение знаниям ищут на онлайн-курсах, узконаправленных интенсивах, даже на YouTube и в TikTok.
Для зумеров обучение — многогранный, непрерывный процесс, им близка концепция lifelong learning («образование в течение всей жизни»). Для детей Z нет принципиальной разницы между онлайн- и офлайн-образованием.
Зумеры преуспевают там, где нужно полагаться на свои силы, они стремятся самостоятельно принимать решения, даже если для этого нужно изучить большое количество информации или провести целое исследование. При этом им гораздо комфортнее существовать в том формате, где они могут в полной мере показать другим и самостоятельно оценить свой вклад. Но, несмотря на независимость, зумеры ценят взаимодействие и сотрудничество, они командные игроки и эффективнее работают в небольших группах.
Главная мотивация представителей поколения Z — внутренняя, а не внешняя. Для них важен интерес к предмету — хорошие оценки или любой другой вид вознаграждения для них уходит на второй план. Зумеры учатся, потому что им нравится процесс обучения. То, что знания пригодятся им в будущем, или та важность, которую этому придают родители, является менее значимым фактором. Об этом свидетельствуют данные исследований — зумерам не интересна пассивная роль на занятиях, они стремятся быть максимально вовлеченными в процесс обучения, потому что так лучше усваивают материал и чувствуют свою значимость.
Зумеру важно осознавать, что он делает и для чего. На первом месте для него ближайшие перспективы, так как мир постоянно меняется и в первую очередь ему нужны знания для решения задач здесь и сейчас.
Новые подходы к обучению: игры, интерактивы и визуал
Подростки проводят большую часть времени в гаджетах и воспринимают интернет как место, где можно найти любую информацию. Вполне логично взаимодействовать с представителями поколения Z через те средства связи и теми способами, которые им привычны и понятны.
Новые технологии уже используются в дополнительном образовании — платформы создают обучающие программы, адаптированные для компьютеров, телефонов и планшетов. Методика курсов позволяет давать ученикам быструю обратную связь и автоматически проверять домашние задания. Это позволяет мгновенно увидеть результат выполнения упражнений и проанализировать ошибки. Как правило, онлайн-курсы для зумеров — интерактивные, поэтому удобные и привычные для их восприятия.
Для поколения Z виртуальные игры с раннего возраста — это неотъемлемая часть жизни. Они начинают играть в простейшие игры на смартфоне или планшете раньше, чем учатся писать и читать. При этом игры для них не только хобби, но и способ познания окружающего мира и один из способов социализации.
Геймификация образования — это создание специальной методики, которая помогает в игровой, интерактивной форме объяснять ученику материал урока. По исследованиям «Учи.Дома», благодаря эмоциональной подаче материала и его наглядности зумер лучше усваивает информацию, а занятие проходит эффективнее. Это концепция активного обучения, когда ученик из стороннего наблюдателя превращается в участника процесса.
Геймифицированные уроки и домашние задания дети воспринимают как интересный и легкий процесс, а не тяжелый труд. Современных подростков сложно заставить делать уроки или изучать дополнительный материал по предметам только потому что это «надо». Для них важно, чтобы задача была интересной, а игровые элементы хорошо подходят для того, чтобы превратить сложную или рутинную задачу в увлекательный процесс.
Геймификация также позволяет активно использовать визуальные образы как в формате игры, так и видео или аудио, иллюстраций и схем, — все это запоминается зумерами гораздо лучше.
Примеры геймификации образовательного процесса
— Бонусы в виде значков, статусов за прохождение отдельных тем, выполнение проверочных работ. Коллекционирование заложено в детской природе, поэтому получение очередного трофея будет мотивировать ребенка и дальше продолжать хорошо учиться.
— Разделение сложных тем на мини-уроки с ограниченным доступом по типу уровней в игре, которые открываются по мере прохождения заданий.
— Использование временных рамок. Возможность выполнять практические задания только в определенные дни недели.
— Создание чата. Многим нравится играть в классические игры из-за общения с единомышленниками, поэтому чат для учеников в мессенджере — также хорошая идея, там они смогут обсуждать друг с другом и преподавателями учебные вопросы.
— Использование элементов метода четырех дверей. Учебный курс состоит из нескольких блоков: библиотеки, в которой содержится весь теоретический материал; игровой площадки, которая нужна для усвоения отдельных тем, которые ученик может проходить неограниченное количество раз; «кафе» — места, где ученики могут обсуждать обучение и обмениваться результатами выполненных заданий и игр.
Как будут учиться зумеры: soft skills, эмоциональный интеллект и отмена учителей
В новую информационную эпоху наступила и новая экономическая парадигма, основным товаром которой является знание. Поколение Z будут существовать в «экономике знаний», где они будут использоваться для создания материальных и нематериальных ценностей. Для зумера преподаватель перестает быть уникальным носителем информации, так как способов ее получения сейчас — сотни. При этом учитель начинает играть более важную роль — помощь в понимании информации и ее применение на практике.
Учащиеся поколения Z показывают гораздо лучшие результаты, когда им предоставляется среда, сочетающая в себе вербальную, визуальную, интерактивную составляющие, среда, которая дает возможности, в том числе для широкого практического опыта, позволяющего мгновенно применить полученные знания.
Будущие педагоги сыграют значительную роль в развитии творческого и социального потенциала своих учеников. Большая роль в образовательном процессе будет отводиться так называемым soft skills — навыкам выстраивания коммуникации, эмоциональному интеллекту, креативности и творческому подходу.
Будет происходить смещение в сторону мультидисциплинарности, что приведет к более активному взаимодействию между различными научными знаниями и также станет логичным продолжением концепции longlife learning.
Поколение Z выросло в другое время — развитие цифрового мира влияет на их жизненные цели, интересы, способы восприятия информации. Поэтому, чтобы взаимодействовать с зумерами и подготовить их ко взрослой жизни, нужны другие подходы. В этой статье мы привели лишь несколько примеров решений, но, конечно, список должен и будет пополняться, добиться успеха в столь быстро меняющемся мире могут только те, кто умеет адаптироваться к новым обстоятельствам.
Читать далее:
— Жизнь на Меркурии, поближе к Солнцу: очень плохая или гениальная идея
— Невозможно представить: какие объекты во Вселенной самые большие и где они находятся
— Массовую гибель людей на концерте объяснили с помощью гидродинамики