Японская компания H2L, которая специализируется на разработке решений для виртуальной реальности, представила первую технологию, создающую физические ощущения и даже боль в метавселенной. «Хайтек» разбирается, как мы можем почувствовать что-то в виртуальном мире.
Потрогать голограмму, почувствовать боль, холод или жар — все это может произойти с вами в виртуальной реальности, или метавселенной.
Сейчас компании, специализирующиеся на решениях для виртуальной реальности, например, Horizon Workrooms от Meta (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена), создают собственные метавселенные. Это нереальный, но красочный мир, в котором ключевую роль играют внешний вид и звуки.
С помощью вибрации пользователи получают обратную тактильную связь, но этого не всегда достаточно, чтобы полностью погрузиться в метавселенную. ИТ-специалисты сейчас работают над тем, чтобы воспроизвести тактильные эффекты виртуальной реальности с помощью разных сенсорных рецепторов.
![](https://hightech.fm/wp-content/uploads/2022/03/woman-6882918_1280.jpg)
Почувствовать пойманный мяч или удар птичьего клюва
В японской компании H2L создали повязку, которая считывает сокращения человеческих мышц: она использует электрическую стимуляцию. Так пользователь может ощутить все, что с ним происходит в метавселенной. Например, почувствовать пойманный мяч или удар птичьего ключа, отмечают разработчики.
Также повязка передает информацию от пользователя к устройству, чтобы аватар повторял все движения человека.
«Технология H2L передает пользователям и аватарам в метавселенной ощущение тяжести, сопротивление, а не только боль», — заявила компания в Twitter.
«Чувство боли позволяет нам превратить мир метавселенной в реальный мир. Это повышает ощущение присутствия и погружения», — говорит Эми Тамаки, генеральный директор и соучредитель H2L.
Ощутить онемение, холод и жжение
Эксперты из Лаборатории интеграции человека и компьютера Чикагского университета разработали необычное решение, которое увеличит спектр тактильных ощущений в метавселенной. Для этого нужно нанести на кожу химические пластыри, которые выделяют безвредные химические вещества, вызывающие, например, жар, покалывание или онемение.
Авторы подробно описали химическую тактильную систему, в которой определенные стимуляторы высвобождаются через пластырь. Когда они достигают рецепторов кожи, то вызывают ощущение охлаждения или покалывания. Исследователи использовали пять стимуляторов для своей системы: покалывание (саншул — это пряная специя), онемение (лидокаин — это местный анестетик), жжение (коричный альдегид — это масляная жидкость), тепло (капсаицин — это компонент перца чили) и охлаждение (ментол — это соединение из масел мяты).
Система выглядит как тактильная повязка в виде мягкого силиконового пластыря: в ней есть микронасосы, которые проталкивают жидкие стимуляторы через открытые каналы на кожу пользователя.
Когда пользователь находится в метавселенной и, например, гуляет по виртуальной улице, то система использует ментол, чтобы создать ощущение прохлады. А чтобы показать, что чай или тарелка с супом горячие, — капсаицин.
Но есть и ограничения. Во-первых, эффективность этой химической тактильной системы будет варьироваться в зависимости от особенностей кожи пользователя. Кроме того, имитация ощущений на коже — это медленный процесс, также необходимы дополнительные исследования, чтобы открыть новые химические стимуляторы для более широкого спектра ощущений.
![](https://hightech.fm/wp-content/uploads/2022/03/virtual-reality-4995294_1280.jpg)
Потрогать голограмму
Исследователи разработали голограмму, которую можно почувствовать. По словам Равиндера Даахии, исследователя, работавшего над проектом, он вместе с коллегами создал голографическую систему, которая использует струи воздуха, чтобы передать ощущения прикосновения. Они могут воспроизвести прикосновение к пальцам, рукам и запястьям.
«В будущем вы сможете встретиться с виртуальным аватаром коллеги на другом конце света и действительно почувствовать рукопожатие», — заявил Равиндера Даахии.
Системе Aerohaptic не нужны ручной контроллер или умные перчатки для создания ощущения прикосновения. Вместо этого сопло, которое способно реагировать на движения вашей руки, выдувает воздух с нужной силой.
«Сенсорная обратная связь от воздушных струй также может создать виртуальную поверхность баскетбольного мяча. Пользователь сможет почувствовать его округлую форму, как он скатывается с кончиков пальцев, отскакивает и обратно падает в руки», — подчеркивает Равиндера Даахии.
Надеть перчатку, чтобы прикоснуться к метавселенной
Meta (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена) представила тактильную перчатку с крошечными двигателями. В ней есть потоки воздуха, которые имитируют прикосновение к разным объектам. Прототип тактильной перчатки, созданный лабораторией Meta Reality Labs (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена), разработан для работы с системами виртуальной реальности.
Meta (деятельность компании Meta в России признана экстремистской и запрещена) использует принципы мягкой робототехники и пневматические и электроактивные приводы, чтобы быстро создавать разноупорядоченные потоки воздуха. Эти приводы, по сути, представляют собой крошечные двигатели, которые могут обеспечивать ощущение давления и прикосновения.
Если разместить тысячи этих приводов на перчатке и объединить их работу с тем, что происходит в виртуальной реальности, то пользователь может протянуть руку и почувствовать то, чего на самом деле не существует.
Для «оживления» метавселенной есть большое количество решений, но не все они подходят для массового пользователя — некоторые стоят слишком дорого, а некоторые еще недостаточно протестированы для выхода на массовый рынок. Но работа в этом направлении идет, и скоро мы чуть меньше станем отличать этот мир от вируального.
Читать далее
«Джеймс Уэбб» сделал самую четкую фотографию звезды в истории
Квантовая зарядка позволит рекордно быстро заряжать электромобили
Самая редкая кровь в мире: как живут люди с нулевым резус-фактором